2008.02.025. КЯХЁНЕН А. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, ФИНЛЯНДИЯ И «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА». ФИНСКАЯ КАРТА В СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ, 1956-1959.
KAHONEN A. The Soviet Union, Finland and the cold war: The Finnish card in the Soviet foreign policy, 1956-1959. - Helsinki: Suomal-aisen Kirjallisuuden seura, 2006. - 195 p.
Ключевые слова: СССР, Финляндия, «холодная война», советско-финские отношения, 1956-1959 гг.
Реферируемая монография посвящена советско-финским отношениям с 1956 по 1959 г. Началом изучаемого периода является XX съезд КПСС, на котором было не только положено начало десталинизации, но и провозглашён новый внешнеполитический курс на «мирное сосуществование». Центральный вопрос, интересующий автора: как Финляндия, которая, в соответствии с советской внешнеполитической доктриной, начиная с 1956 г. являла собою пример успешного мирного сосуществования, к концу 1950-х годов превратилась, с советской точки зрения, в страну, незаслуживаю-щую доверия во внешней политике? Чтобы ответить на этот вопрос, автор рассматривает советско-финские отношения в широком внутри- и внешнеполитическом контексте. Среди прочего в исследовании затрагиваются такие проблемы, как влияние внутриполитических процессов в СССР и Финляндии на их двусторонние отношения; различия в советской политике по отношению к Финляндии и скандинавским странам; влияние перипетий «холодной войны» на отношения СССР с отдельными государствами, в том числе и с Финляндией. Книга состоит из введения, пяти глав и заключения, снабжена библиографией и предметным указателем.
Во введении обосновывается проблематика работы и избранный автором подход к изучаемой теме. По мнению автора, лучшее понимание советско-финских отношений между 1956 и 1959 гг., в частности, и советской внешней политики в целом может быть достигнуто, отталкиваясь от двух основных отправных точек. Во-первых, на уровне международных отношений двусторонние отношения между СССР и Финляндией должны рассматриваться как асимметричные отношения между социалистической сверхдержавой и малым капиталистическим государством. При этом неизбеж-
но приходится учитывать общий контекст «холодной войны», а кризис осени 1958 г. в советско-финских отношениях выступает как конкретная составная часть более широких политических процессов. Во-вторых, чтобы иметь возможность объяснить советскую внешнюю политику в целом, необходимо сосредоточиться на взаимозависимости между внутренней политикой и неожиданными последствиями идеологических реформ 1956 г., с одной стороны, и формированием советских внешнеполитических целей на глобальном, региональном и двустороннем уровнях в течение 19561959 гг. - с другой.
В качестве источников автор использует материалы ряда архивов, как московских (АВП РФ, РГАНИ, в меньшей степени РГАСПИ), так и финских (архив министерства иностранных дел, архив президента Кекконена). Кроме того используются документы из архива норвежского министерства иностранных дел и многочисленные документальные публикации.
В первой главе автор рассматривает процессы, протекавшие в скандинавском регионе с 1945 по 1955 г., т.е. в период, когда были заложены основы той ситуации, что существовала в международных отношениях середины 1950-х годов. Происходил процесс переоценки путей дальнейшего развития скандинавских стран, шла выработка новых концепций внешней политики и национальной безопасности. Автор сопоставляет советские взгляды на будущее региона с западными представлениями (в т.ч. существовавшими в скандинавских странах), анализирует стратегическое значение Скандинавии для «великих держав», а также изменения в позиции Швеции, фактически перешедшей от строгого нейтралитета к частичной кооперации с военным союзом западных стран.
Вторая глава монографии посвящена особенностям советской политической системы и их влиянию на процесс выработки решений в советско-финских отношениях. Автор заключает, что в советской внешней политике сочетались как идеологические мотивы, так и элементы «Realpolitik». Анализируя неоднозначные и довольно противоречивые последствия XX съезда КПСС, автор, в частности, показывает, что за «парадным фасадом» десталинизации и «мирного сосуществования» (включая и успехи в отношениях с Финляндией, объявленные его наглядным примером) скрывался свой «задний двор»: новый курс, избранный Москвой, породил
разногласия в самом социалистическом лагере, и почти 6000 советских танков в Венгрии наглядно продемонстрировали противоречивость советской политики, подрывая доверие к ней.
В третьей главе - «Империи и их методы обеспечения единства» - автор описывает визит президента Кекконена в СССР в мае 1958 г. и первые затруднения в советско-финских отношениях после июльских выборов в Финляндии и формирования нового правительства в августе. Указанные события проанализированы в широком контексте международной ситуации того времени, с учётом многочисленных проблем, стоявших перед советской дипломатией в конце лета 1958 г. (обеспечение единства соцлагеря, начавшиеся разногласия с Китаем, вопрос о размещении в Скандинавии американских ракет среднего радиуса действия и, наконец, Тайваньский кризис, вспыхнувший в конце лета, а также растущая напряжённость вокруг Германии).
В четвёртой главе описывается - опять же в контексте складывающейся международной обстановки - пик кризиса в советско-финских отношениях, имевший место осенью 1958 г., когда советская сторона, опасаясь, что новое правительство Фагерхольма может попытаться вывести Финляндию из советской сферы влияния, использовала все доступные средства, добиваясь его отставки. Кризис был урегулирован после очередной смены правительства в декабре 1958 г.
Завершающая пятая глава монографии посвящена в основном итогам советско-финских отношений в 1956-1959 гг. Прежде всего автор рассматривает реакцию на завершение осеннего кризиса 1958 г. в СССР и особенно на Западе. Проведённый анализ показывает падение доверия к Финляндии со стороны западных стран, в т.ч. и государств Скандинавии. Далее анализируется влияние на советско-финские отношения процессов европейской интеграции. Автор, в частности, особо останавливается на появившейся возможности вступления Финляндии в Европейскую ассоциацию свободной торговли, что вызвало большую тревогу в СССР в 1959 г., т.к. вновь создавало угрозу потери влияния на северного соседа. В последнем разделе главы сравнивается состояние советско-финских отношений в период основных кризисов «холодной войны» (Берлинские кризисы 1948-1949, 1958-1962).
Как отмечает автор в своей книге, одно из центральных мест в советской внешней политике периода «холодной войны» занимал германский вопрос. Это оказывало своё влияние на отношения СССР с другими странами Восточной Европы, а также с Финляндией. Так, ещё в 1948 г. между СССР и Финляндией было подписано оборонительное соглашение сроком на 10 лет (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи), направленное против западных держав, включая и вновь образованную ФРГ, на случай, если возникнет угроза использования ими финской территории для нападения на СССР.
Кроме того Финляндия играла существенную роль в советских интересах в Скандинавском регионе - недаром организационно отношения с нею находились в ведении того же подразделения советского МИДа, что и отношения со скандинавскими странами (Отдела скандинавских стран, ОСС). СССР рассчитывал использовать Финляндию для поддержания баланса сил в регионе, ослабив эффект, произведённый вступлением Дании и Норвегии в НАТО. Предполагалось также нарушить их сотрудничество с ФРГ и укрепить нейтралитет Швеции. Наконец, советское руководство надеялось использовать советско-финские отношения как образец успешных партнёрских отношений с СССР для всех скандинавских стран (впрочем, в этом направлении советской дипломатии не удалось добиться существенных успехов).
Несмотря на то, что ещё с 1944 г. Финляндией был взят курс на построение добрососедских отношений с Советским Союзом, развитие советско-финских отношений не удовлетворяло советское руководство. Дополнительным поводом для беспокойства в 1950-е годы стала внутренняя политическая нестабильность в Финляндии, а также смена главы государства в 1956 г. После 1957 г. основной целью СССР стало предотвращение изменений в финской внутренней и внешней политике. Поскольку Договор о дружбе и взаимопомощи был продлён в 1955 г. ещё на 20 лет, но без каких-либо изменений, о дополнительных гарантиях приходилось договариваться неофициально.
Наибольшее беспокойство в Москве вызвали даже не результаты парламентских выборов в июле 1958 г., а состав нового правительства Фагерхольма, сформированного в августе. Опасаясь, что новый кабинет попытается ослабить советское влияние на
Финляндию, особенно в условиях второго берлинского кризиса (с ноября 1958 г.), советская сторона оказала сильнейшее давление на Хельсинки и, заручившись к тому же поддержкой президента Кекконена, добилась смены правительства в декабре 1958 г. В январе 1959 г. двусторонние отношения стабилизировались. Кризис осени-зимы 1958 г. имел неоднозначные последствия для Финляндии, поскольку наглядно продемонстрировал и ещё более усилил её зависимость от СССР. Более того: по словам автора, «между 1956 и 1959 гг. двусторонние отношения между Финляндией, идущей на уступки, и Советским Союзом, их получающим, были переопределены в терминах отношений „старший-младший"» (с. 187). Доверие западных государств, в т.ч. и скандинавских стран к Финляндии и её способности поддерживать свой нейтралитет было серьёзно подорвано, на его восстановление потребовались годы.
Дополнительные проблемы появились в 1959 г. в связи с вопросом о вступлении Финляндии в ЕАСТ. Таким образом, делает вывод автор, «пересечение идеологии, стремления к сохранению единства и торговой политики в советском понимании угрозы в 1958-1959 гг. трансформировало то, что было скорее локальным конфликтом в советской сфере влияния, в составную часть общей конфронтации в рамках «холодной войны» (с. 187).
М.М. Минц