Научная статья на тему '2008.01.039. ЛИ ЛИФАНЬ. КИТАЙ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ, КАЗАХСТАНОМ, ЯПОНИЕЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ // ЦЕНТР. АЗИЯ И КАВКАЗ. - LULEå, 2007. - № 1. - С. 128-140'

2008.01.039. ЛИ ЛИФАНЬ. КИТАЙ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ, КАЗАХСТАНОМ, ЯПОНИЕЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ // ЦЕНТР. АЗИЯ И КАВКАЗ. - LULEå, 2007. - № 1. - С. 128-140 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПРОВОДЫ КНР / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ ПОТРЕБЛЕНИЕ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008.01.039. ЛИ ЛИФАНЬ. КИТАЙ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ, КАЗАХСТАНОМ, ЯПОНИЕЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ // ЦЕНТР. АЗИЯ И КАВКАЗ. - LULEå, 2007. - № 1. - С. 128-140»

2008.01.039. ЛИ ЛИФАНЬ. КИТАЙ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ, КАЗАХСТАНОМ, ЯПОНИЕЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ // Центр. Азия и Кавказ. - Шеа, 2007. - № 1. - С. 128-140.

Ли Лифань (Научно-исследовательский центр «Шанхайская организация сотрудничества» при Шанхайской академии общественных наук, КНР) отмечает, что Ближний Восток поставляет около 50% потребляемой КНР нефти, страны Африки - 25%, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - 15%, страны Центральной Азии (ЦА) и Россия - 10%. В первой половине 2006 г. импорт составил 82,4 млн. т , а добыча в стране - 91,7 млн.т , при этом первый показатель вырос на 21,3%, а второй всего на 2,1%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. То есть, нефтяная зависимость страны выросла до 47,3% (с. 128, 129). Дефицит нефти может создать угрозу национальной экономической безопасности любого государства. «По мере того как мировая конкуренция усиливается, международные споры о торговле энергоресурсами будут, в первую очередь, касаться ограничения экспорта нефти, а не ее импорта» (с. 129).

Китаю следует усовершенствовать свою систему управления нефтяным импортом и найти более удобный способ поставок из-за рубежа. Одна из первоочередных задач - поиски новых партнеров. Поэтому, продолжая развивать отношения со странами Ближнего Востока, Китай должен укреплять экономические связи с Россией и странами ЦА, ЮВА, Латинской Америки для снижения рисков.

Россия могла бы стать постоянным и надежным поставщиком энергоресурсов в КНР, в частности, газа из Восточной и Западной Сибири. С помощью нефтепровода Атасу - Алашанькоу российские нефтяные компании могли бы получить доступ на китайский рынок гораздо раньше, чем будет построен Тихоокеанский нефтепровод. Проект строительства Алтайского газопровода (3 тыс. км) может обеспечить около 40% потребностей Китая в газе.

Политические отношения способствуют сотрудничеству в сфере энергетики. Премьер-министры двух стран высказались за поощрение и стимулирование взаимных инвестиций и активизацию производственных и прочих связей, в том числе китайских инвестиций в развитие и реконструкцию российской энергетики. В 2006 г. было подписано соглашение о создании двух совместных предпри-

ятий для разработки нефтяных и газовых месторождений и строительстве нефтепровода к границе с Китаем. Это будет способствовать стабилизации положения на региональных и мировых рынках. Было также принято решение о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан мощностью в 80 млн. т нефти в год.

Китай весьма привлекают запасы нефти в странах ЦА. Согласно сделке Китайской национальной нефте-газовой корпорации (КННК) с Казахстаном, она получила право на разработку двух нефтяных месторождений (Актюбинск и Узень) в обмен на обязательство построить нефтепровод в 3000 км до Синьцзяна и нефтепровод в 250 км до Ирана через Туркмению. Ожидается, что этот большой нефтепровод будет хорошо увязываться с формирующейся внутри Китая сетью нефтепроводов, которая решит его хронические инфраструктурные проблемы.

Основная геополитическая трудность в отношениях с поставщиками из ЦА - создать надежную систему транспортировки между ними и странами Ближнего Востока. Китай может стать своеобразным связующим узлом между этими двумя звеньями нынешних и потенциальных нефте-газовых поставщиков и ключевыми азиатскими потребителями (Китай, Япония, Корея). У Китая появляется возможность извлечь определенную выгоду из такого осевого геостратегического положения: возрастут стабильность и разнообразие нефтяных поставок, появятся японские и корейские инвестиции в строительство трубопроводов на его территории, на его побережье можно будет построить пункты переработки сырой нефти.

В последние годы Пекин и Токио пытаются использовать поставки российской нефти в качестве стратегической линии на расширение каналов нефтяного импорта. В середине 90-х годов японские компании участвовали в разведке и разработке сахалинского континентального шельфа. Токио признал нефтяную независимость важной проблемой, на сегодня же зависимость японской экономики от поставок нефти составляет 47% (с. 133). Япония приняла новую национальную стратегию в энергетической сфере, направленную на рост инвестиций в разработку зарубежных месторождений нефти и увеличение ее импорта добывающими отечественными компаниями. Но пока Япония признает, что ее система энергоснабжения слишком уязвима, и надеется получить доступ к огромным нефтяным запасам Сибири. «В стратегическом

отношении участие Токио в разведке сибирских нефтяных месторождений могло бы сыграть ключевую роль в выдавливании Пекина из конкурентной борьбы за нефтепровод. Таким образом, как только Япония возьмет под свой контроль сибирские нефтяные ресурсы, она наверняка займет первое место в мире по запасам энергетического сырья» (с. 134).

Победа в конкурентной борьбе с Пекином за строительство нефтепровода Тайшет - Находка поможет Японии обеспечить гарантированные нефтяные поступления. Это снизит ее зависимость от Ближнего Востока с нынешних 88 до 60%. Всего Япония импортирует 99% необходимой нефти, поэтому она вынуждена диверсифицировать источники ее поступлений. В соответствии со своей новой энергетической политикой Токио проявляет необычайную дипломатическую активность и в ЦА.

Китай по потреблению энергоресурсов вышел на второе место в мире, обойдя Японию. Согласно прогнозам, в ближайшие 10 лет спрос на импорт нефти и нефтепродуктов будет расти в среднем на 10% в год и уже в 2010 г. достигнет 150 млн.т. При этом гарантия стабильности поставок будет иметь стратегическое значение для развития экономики страны. Нужно учесть, что Китай и Япония - два основных мировых потребителя нефти и нефтепродуктов (после США). В ближайшие годы их потребности могут составить 13% мировых, а в 2025 г. увеличиться до 15%, главным образом благодаря резкому росту спроса в Китае (с. 135).

После завершения строительства китайско-российских стратегических нефтепроводов Китай будет не только активно участвовать в разработке месторождений Восточной Сибири, но и еще больше укрепит свое стратегическое присутствие в СевероВосточной Азии. Частью важнейшего стратегического звена китайско-российского сотрудничества может стать и Корейский полуостров. Поэтому Токио и подталкивает Москву к строительству нефтепровода Тайшет - Находка (вместо нитки Ангарск - Дацин), что ослабит китайско-российское партнерство и укрепит энергетическое сотрудничество России с Японией.

Геополитические соображения и внешняя энергозависимость Японии и Китая вынуждают их постоянно бороться за доступ к мировым источникам энергоресурсов. Но если они будут стремиться к сотрудничеству, то вполне могут обеспечить себя долгосрочными

и стабильными поставками. Это поможет стабилизировать мировой нефтяной рынок и добиться справедливой и разумной системы распределения мировых энергоресурсов.

В ближайшей перспективе Японии будет трудно получить доступ к залежам Восточной Сибири, прежде всего из-за ее жесткой и неразумной позиции по четырем островам; кроме того, основными приоритетами России являются собственная независимость и последовательная защита своих интересов. Разработка восточносибирских месторождений и преимущества, которые даст новый трубопровод, затрагивают интересы сразу трех стран - России, Китая и Японии, и это заставляет Россию отнестись к проблеме с чрезвычайной серьезностью. Она отводит Китаю и Японии важную роль в сотрудничестве, подчеркивая их приоритет, и выработала долгосрочную стратегию: после завершения строительства нефтепровода Тайшет - Ангарск Россия продлит нефтепровод до границы с Китаем, чтобы обеспечить нишу на китайском рынке, а прокладывая нефтепровод к тихоокеанским портам, она привлекает иностранный капитал для разведки и добычи энергоресурсов, чтобы увеличить их экспорт на рынки АТР.

Москва наблюдает за реализацией нефтяной стратегии Китая, она стремится заинтересовать Пекин в получении доступа к российским энергоресурсам и основательно сцементировать «надежное стратегическое партнерство». Второй стимул - заинтересованность в расширении экономических связей двух стран, как в политическом плане, так и в торговой сфере. В то же время Япония не хотела бы оказаться перед лицом мощного российско-китайского союза. В долгосрочной перспективе «приоритетная для России задача заключается в том, чтобы вовлечь Китай и Японию в освоение своих дальневосточных территорий, не утратив при этом политического и административного влияния по отношению к обеим странам» (с. 139).

Москва должна всерьез опасаться нынешнего экономического, а в перспективе политического проникновения Китая в ЦА, где она раньше занимала доминирующее положение. Нефть ЦА сама по себе - конкурент российской, поэтому экономическая угроза нефтяных рынков ЦА вынуждает Россию воспрепятствовать любым решениям, которые могут неблагоприятно сказаться на ее коммерческих интересах и экономической безопасности. По всей

видимости, отношения между Россией и Китаем в ЦА будут строиться на компромиссной основе, характеризуясь рядом ограничений, поскольку «создание новой области геополитической конфронтации в Центральной Азии не отвечает интересам ни одного из региональных гигантов» (там же). Энергетическое партнерство становится ключевой областью международных связей, этому будет способствовать и деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

С.М. Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.