Научная статья на тему '2008. 01. 037. Хазанов А. М. История Мозамбика в новое и новейшее время. − М. : Юнити-Дана: закон и право, 2006. - 175 с'

2008. 01. 037. Хазанов А. М. История Мозамбика в новое и новейшее время. − М. : Юнити-Дана: закон и право, 2006. - 175 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
542
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЗАМБИК / ИСТОРИЯ / НОВОЕ / НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 037. Хазанов А. М. История Мозамбика в новое и новейшее время. − М. : Юнити-Дана: закон и право, 2006. - 175 с»

Страны Азии и Африки

2008.01.037. ХАЗАНОВ А.М. ИСТОРИЯ МОЗАМБИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. - 175 с.

Ключевые слова: Мозамбик, история, Новое и Новейшее время.

Реферируемой монография известного африканиста и востоковеда, заведующего Отделом комплексных проблем международных отношений Института востоковедения РАН, представляет собой первый в российской африканистике обобщающий труд по истории Мозамбика.

Первая глава «Мозамбик в XVI-XVIII вв.» посвящена рассмотрению периода доколониального развития и начальных этапов колонизации страны. Территория современного Мозамбика была заселена с древнейших времен. Ее наиболее ранними автохтонными жителями были предки современных готтентотов и бушменов. На рубеже нашей эры мозамбикские аборигены не смогли противостоять натиску пришельцев из Южного Судана - племен банту, которые преимущественно были скотоводами и земледельцами. Первые поселения оседлых обществ размещались главным образом на берегах рек и достигали иногда значительных размеров. Между V и XVI вв. здесь стали складываться африканские государства, самым крупным из которых было государство Мономотапа (Мвене Мутапа), занимавшее половину территории современного Зимбабве и часть Республики Мозамбик. Около 640 г. в восточную Африку стали проникать арабы-мусульмане, заложившие многочисленные торговые фактории на всем побережье Индийского океана. Арабская экспансия привела к широкому распространению ислама. Установление экономического и политического контроля Халифата над восточноафриканским побережьем, по мнению А.М. Хазанова, оказало «в целом отрицательное воздействие на исторические судьбы народов Мозамбика», но в то же время «взаимодействие африканских и арабских культур дало и определенные позитивные результаты» (с. 6).

Первое знакомство европейцев с юго-восточной Африкой произошло в 1487 г. Именно тогда португалец Ковильян посетил

Софалу и в своем сообщении в Лисабон уведомил о существовании богатейших золотых рудников. Сведения Ковильяна «были одной из причин отправки экспедиции Васко да Гамы, который, обогнув Африку с юга, в 1498 г. нашел морской путь в Индию...» (с. 9). После возвращения в Португалию Васко да Гамы (1499) королевский двор принял решение приступить к колонизации вновь открытых земель. И самым удобным плацдармом для проникновения в бассейн Индийского океана, где в те годы хозяйничали арабы, было восточное побережье Африки.

В начале XVI в. в Мономотапе появились первые португальские колонисты. Вскоре они начали медленное и упорное продвижение в глубь страны. Вслед за солдатами и купцами шел «второй эшелон» священников, представлявших различные католические ордена. Португальская колониальная экспансия вызвала противодействие как местных племен, так и арабских купцов и поселенцев, и эта борьба, принимавшая подчас очень острые формы, не утихала вплоть до конца XVI в. Долгая кровопролитная война португальцев с туземным населением завершилась подписанием 1 августа 1607 г. кабального договора, согласно которому правитель Мономотапы уступал королю Португалии все рудники золота, меди, железа и олова в своей стране (с. 37).

До 1590-х годов у Португалии в Восточной Африке не было сильных соперников. Главная угроза ее позициям в регионе исходила от Османской империи. Уже в первой половине XVI в. турки бросили вызов морскому владычеству Португалии в северной части Индийского океана. Однако «отсутствие деревьев на Ближнем Востоке сделало трудным делом для турок строительство кораблей в портах Персидского залива и Красного моря, а португальское морское могущество помешало Османской империи стать морской державой в Индийском океане. Турецкие суда были намного слабее португальских и не были способны противостоять им в открытом море» (с. 61).

В XVI в. свои первые рейды на Восток предприняли голландцы, англичане и французы. Португалия не располагала всеми необходимыми возможностями, чтобы эффективно противостоять этому проникновению и «до конца претворить в жизнь грандиозный план Албукерки о подчинении и удержании под своим господством всех стран, прилегающих к Индийскому океану» (с. 62). А.М. Хазанов

отмечает, что, осуществляя свои завоевания в Азии и Африке, англичане и голландцы многое заимствовали у португальцев: «Созданная Португалией модель колониализма послужила образцом для подражания. В этом смысле Португалию можно назвать творцом или матерью классического колониализма» (с. 62). В 1621 г. голландская и британская Ост-Индские компании создали «объединенный оборонительный флот», и перевес сил стал склоняться в сторону протестантских держав Европы. В июне следующего года португальская армада потерпела крупное поражение от «оборонительного флота» в сражении у о. Мозамбик. После подписания португальцами мирных договоров с англичанами (1635) и голландцами (1640) возникла новая модель отношений: Португалия не препятствовала заходу английских и голландских судов в свои порты, чем в полной мере пользовались корабли Ост-Индской компании.

К началу XVIII в. португальский Мозамбик вступил в полосу экономического упадка. Причиной тому была утеря метрополией почти всех ее азиатских владений (кроме Гоа, Дамана, Диу, Кочи-на, Макао и Тимора). «Имперские интересы Португалии были теперь сконцентрированы на Бразилии. с которой в Лиссабоне связывали надежды на возрождение лузитанского величия» (с. 50). В этот период на восточном побережье Африки возросло влияние индийских торговцев, привлеченных процветающей торговлей слоновой костью. Как примечательный факт А.М. Хазанов отмечает то, «что португальская корона пришла к пониманию необходимости благоприятствовать индийской миграции в Восточную Африку» (с. 72). В результате к концу XVIII в. «индийская и афро-индийская община стала господствующей элитой на значительной части территории» Мозамбика (с. 71). Окончательное закабаление страны и соседних с ней государств автор относит на конец XVIII -начало XIX вв. Он связывает этот процесс с последствиями работорговли, расцветшей еще в XVII в., когда «вся огромная зона португальского влияния по существу была превращена в один колоссальный резервуар рабского труда для бразильских плантаций» (с. 75).

В главе «Колониальная экспансия Португалии и сопротивление народа Мозамбика в XIX веке» прослежены этапы колонизации бассейна Замбези и характер борьбы империалистических держав за раздел португальских колоний в Африке.

В начале века власть португальцев в Мозамбике в основном ограничивалась прибрежной полосой. Внутренние районы страны долго оставались недоступными из-за сопротивления местных племен. Наибольшую известность получила серия антипортугальских восстаний, известных как «войны Бонга» (по названию наследственного титула племенных вождей в бассейне Замбези). Они продолжались почти 40 лет. В 1887 г. генерал-губернатор Мозамбика Аугушту де Кастильу направил в глубь страны экспедиционный корпус, который штурмом взял столицу восставших Массан-гану и полностью разрушил ее. Так был положен конец «войнам Бонга», продолжавшимся почти 40 лет. Другой яркой страницей в истории борьбы против европейских колонизаторов является антипортугальское движение, которое возглавил Гунгуньяна (1839— 1906), правитель государства Ватуа, находившегося на территории современного Мозамбика. На основе мало изученных материалов Исторического архива Мозамбика А.М. Хазанов приводит (с. 90108) важные подробности этой антиколониальной войны, длившейся почти 60 лет(1839-1895).

Последняя треть XIX в. ознаменовалась борьбой за доминирование в Южной Африке между Великобританией, Германией, Францией и Португалией. Успешное завершение экспедиции Серпа Пинту, первым из португальских путешественников пересекшим Африку с запада на восток (1877-1879), «возродило старую имперскую мечту португальских колонизаторов о соединении Анголы и Мозамбика сухопутным путем через Центральную Африку, то есть о создании пояса португальских владений, пересекающего весь континент от Атлантического до Индийского океана» (с. 108). Но этот план, получивший название «розовая карта», вызвал резкую критику со стороны других европейских держав, и Португалия на Берлинской конференции 1884-1885 гг. не смогла добиться удовлетворения своих претензий на означенные территории. Соглашения о границах африканских колоний, которые Португалия подписала с Германией и Францией (1886), а также с Великобританией (1891), вынудили Лисабон отказаться от политики трансафриканской экспансии. Следствием обострения англо-германских противоречий стал Виндзорский договор, заключенный между Британией и Португалией в 1899 г. В этом документе Англия признала границы португальских владений в Африке в обмен на обе-

щание Лисабона оказывать ей содействие в англо-бурской войне. Тем не менее, отмечает автор, Португалия вплоть до окончания Первой мировой войны «серьезно опасалась, что великие державы разделят между собой ее колонии в Африке» (с. 118).

В главе «Мозамбик в первой половине XX в.» рассмотрены этапы развития страны в периоды «относительного либерализма» (1910-1926), «колониального фашизма» (1930-1945) и подъема национально-освободительного движения.

5 октября 1910 г. в результате антимонархического восстания Португалия была провозглашена Республикой. В годы Первой мировой войны страна воевала на стороне Антанты и по ее завершению приняла участие в разделе Германской Восточной Африки. В результате к Мозамбику была присоединена территория, расположенная к югу от реки Рувума («треугольник Кионга»). После установления фашистского режима во главе с Салазаром (28 мая 1926 г.) Национальная Ассамблея Португалии приняла так называемый Колониальный акт (1930), подтверждавший намерение страны оставаться верной своей колонизаторской миссии. «Фашистский режим, - пишет автор, - в значительной мере интернационализировал свою колониальную империю», и «португальские колонии (в том числе и Мозамбик) в экономическом плане фактически являлись колониями не португальского, а международного капитала» (с. 126).

Характеризуя антиколониальную борьбу народов португальской Африки после Второй мировой войны, А.М. Хазанов отмечает, что заметный отпечаток на ход освободительных движений наложили «неоднородность социальной структуры населения португальских колоний, различная степень колониальной эксплуатации и политики ассимиляции.» (с. 127). Эти факторы вызывали «организационную разобщенность, политические разногласия, ре-гионалистские и сепаратистские тенденции» (там же). В полной мере эти проявления можно отнести и к антипортугальским движениям в Мозамбике, которые возглавил созданный 25 июня 1962 г. Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) под руководством Эдуардо Мондлане (1920-1969). Лидер Фронта решительно выступал за создание свободного демократического Мозамбика, что вызывало недовольство среди членов раскольнических трайбалистских группировок, сторонников «черного расизма». Последние

организовали покушение на Мондлане, и 3 февраля 1969 г. президент ФРЕЛИМО был убит в результате взрыва пластиковой бомбы, присланной ему в виде бандероли. На этом посту его сменил Само-ра Мойзес Машел, продолживший борьбу за национальный суверенитет, которая завершилась освобождением страны и созданием Народной Республики Мозамбик (25 июня 1975 г.).

Анализируя постколониальный этап в истории страны в главе «На пути независимости», автор отмечает неудачи и достижения республиканского руководства в деле национально-государственного строительства и экономического развития. С. Машел, пишет А.М. Хазанов, «в своих идейно-политических воззрениях... вплотную подошел к марксизму-ленинизму» (с. 164), что и предопределило магистральный путь эволюции мозамбикского общества. Лидер страны считал, что решение внутриполитических проблем «может быть найдено в опыте революционной борьбы и научного социализма и что стратегия революционной демократии должна быть синтезом специфики конкретной революции и общих принципов марксизма-ленинизма» (с. 166). Однако именно местная специфика не предоставляла возможности в полной мере осуществлять социалистические преобразования. «К 1980 г. выявилась полная несостоятельность экономической политики ФРЕЛИМО» (с. 157), что привело к осложнению внутриполитической ситуации. В стране была развязана гражданская война, в которой правящей партии противостояло Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО). 19 октября 1986 г. президент С.Машел погиб в результате авиакатастрофы. Он «безусловно принадлежал к генерации африканских революционных романтиков», которое «идеально справилось с возложенной на него историей функцией разрушения колониального строя» (с. 168), но в 1980-е годы в Африке уже наступило время прагматиков. На своем V съезде (июль 1989 г.) Партия Фрелимо отказалась от марксизма как официальной идеологии. Он был признан «ахиллесовой пятой» режима и источником многих бед для Мозамбика. «Только время покажет, каким будет будущее Мозамбика, - заключает автор. - Руководство страны отказалось от курса на социализм. Но принесет ли это счастье мозамбиканцам?» (с. 174).

А.А. Алиев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.