Научная статья на тему '2008. 01. 034. Мугини Дж. Катастрофа, называемая второй Республикой. Мифы, протагонисты и субретки деградирующей Италии. Mughini G. un disastro chiamato seconda Repubblica. Miti, protagonisti e soubrette di un'Italia che declina. - Milano: Mondadori, 2005. - 257 p'

2008. 01. 034. Мугини Дж. Катастрофа, называемая второй Республикой. Мифы, протагонисты и субретки деградирующей Италии. Mughini G. un disastro chiamato seconda Repubblica. Miti, protagonisti e soubrette di un'Italia che declina. - Milano: Mondadori, 2005. - 257 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 034. Мугини Дж. Катастрофа, называемая второй Республикой. Мифы, протагонисты и субретки деградирующей Италии. Mughini G. un disastro chiamato seconda Repubblica. Miti, protagonisti e soubrette di un'Italia che declina. - Milano: Mondadori, 2005. - 257 p»

2008.01.034. МУГИНИ Дж. КАТАСТРОФА, НАЗЫВАЕМАЯ ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКОЙ. МИФЫ, ПРОТАГОНИСТЫ И СУБРЕТКИ ДЕГРАДИРУЮЩЕЙ ИТАЛИИ. MUGHINI G. Un disastro chiamato Seconda Repubblica. Miti, pro-tagonisti e soubrette di un'Italia che declina. - Milano: Mondadori, 2005. - 257 p.

Ключевые слова: Италия, современная политическая история.

Книга известного итальянского журналиста Дж. Мугини посвящена недавнему периоду политической и общественной жизни Италии. Она начинается с эпиграфа-цитаты речи лидера Итальянской социалистической партии Беттино Кракси в парламенте 29 апреля 1993 г.: «События, связанные с финансированием политики и его нелегальными аспектами, финансированием различными путями из-за рубежа, как и поиском средств для дополнения тех, что положены по лицемерному закону о государственном финансировании, лицемерно принятому и никогда не соблюдавшемуся, сопровождают всю политическую историю итальянского общества и ее острых конфликтов, противоречий и теневых сторон со времени окончания войны до сих пор. Речь идет о реальности, которую нельзя разделить пополам, как яблоко, между плохими и хорошими, теми, кому едва удалось избежать подозрений, и теми, кого считают ответственными за любые ошибки и гнусности». (Как известно, Кракси и многие другие политические деятели Первой республики в ходе начатой в 1992 г. операции итальянской судебной системы под названием «Чистые руки» были признаны виновными в коррупции и осуждены на длительные сроки тюремного заключения. - Прим. реф.).

В первой главе «Мелкие монеты и плевки на площади Лорето» Мугини как раз освещает эту историю обвинений против Кракси, проводя параллель с тем, как в апреле 1945 г. миланцы оплевывали труп расстрелянного партизанами Муссолини, подвешенного вверх ногами на площади Лорето, где фашисты ранее повесили несколько партизан. «И похожая сакральная церемония, завершившая определенный этап нашей истории и нашей политики, хотя в ней не было смерти и крови, - продолжает автор, - разыгралась 30 апреля 1993 г. у римской гостиницы "Рафаэль" вблизи площади Навона (в этой гостинице, начиная с 1968 г., миланец Кракси, друживший с ее вла-

дельцем бывшим коммунистом С.Ваннони, всегда фактически бесплатно проживал во время своей деятельности в Риме. - Прим. реф.). Здесь были лишь мелкие монеты и плевки, эти монеты активисты левых кидали в спину Кракси, бывшего секретаря ИСП, который на протяжении 17 лет был ведущим деятелем итальянской политики, определявшим в каком направлении она должна развиваться. И в самом деле, Джорджо Фораттини, главный карикатурист среди тех, кому предоставляли свои первые страницы ведущие газеты, всегда изображал Кракси в виде Муссолини, властно насупленного, одетого в черную рубашку и соответственно такого же цвета сапоги. И в карикатуре, опубликованной в сентябре 1992 г., когда выяснилось, что дела Кракси плохи, он изобразил его повешенным вверх ногами» (с.

5).

В отель «Рафаэль» днем 30 апреля заехал по пути Сильвио Берлускони, чтобы поздравить Кракси с успехом после его речи в Палате депутатов накануне. Они были неразлучными друзьями с начала 70-х годов, когда Кракси был всего лишь питомцем Пьетро Ненни, а Берлускони совершал свои первые шаги в среде миланских предпринимателей, занимавшихся строительством. Отношения Кракси с его приятелями всегда отличались ломбардским прагматизмом и сицилийской привязанностью. «Ему нравились те, кто занимался делом и кто делал деньги, люди света и компания, с которой он мог проводить уик-энды, смеяться и петь, а кто мог быть тут лучше Берлуски? Кроме совместного пения песен у них было много общего с быстро набиравшим силу миланским богатеем: общие политические идеи, далекие от восхищения коммунистами и их строгой, как соблюдение поста, философией. Эти совместно разделяемые ими идеи превращались затем в стальные пакты между ними, помогавшие преодолевать превратности судьбы. Без этих пактов никогда бы не возникла телевизионная империя Берлускони, а если бы и возникла, то оказалась бы фирмой-однодневкой» (с. 9).

Между тем 29 апреля может считаться одним из самых драматичных в истории страны, отмечает автор. Палата должна была вынести решение, разрешить ли судьям преследовать Кракси, обвиняемого в коррупции, нелегальном финансировании ИСП в сумме тогдашних 60 млрд. лир. Первое письменное обвинение с повесткой явиться в суд с подробно описанными на 18 страницах нарушениями им закона он получил 15 декабря 1992 г. «Мы хотели тогда быть как

можно более точны», - разъяснил впоследствии глава миланской прокуратуры Франческо Саверио Борелли (с.10).

29 апреля, прежде чем парламент примет решение, Кракси попросил высказаться в свою защиту и говорил долго, на протяжении часа. Он повторил аргументацию, использованную им десятью месяцами раньше, 3 июля 1992 г., когда зал Монтечиторио оставался в полном молчании во время его речи, напечатанной на 32 страницах. Он заявил тогда, что с детства знал: политические партии пользуются нелегальным финансированием и в ином случае не было бы никакой партийной политики. Что же касается финансового обеспечения партийной прессы, оплаты работы за полный день партийным функционерам, оплаты съездов, заседаний центральных комитетов, когда для сотен людей надо было обеспечить авиабилеты, такси, гостиницы, то все эти счета надо было оплачивать, как и две трети расходов кандидатов в ходе электоральных кампаний, в которых, если кандидат рассчитывал на успех, надо было потратить каждый раз вплоть до миллиарда тогдашних лир.

Никто тогда не возразил Кракси, и это была одна из лучших его речей, похожая на те эффектные речи, с которыми он выступал на протяжении 15 лет в стенах парламента и на телевидении. Но когда он выступил в Монтечиторио 29 апреля 1993 г. при тайном голосовании, выяснилось, что парламентарии, даже из рядов его сторонников, поддержали его лишь частично. Многие парламентарии, в том числе воздержавшийся при голосовании Андреотти, были уверены, что когда дело дойдет до суда, Кракси сумеет доказать свою невиновность. Но вышедшие на следующий день газеты с обвинительными статьями, как и прошедшие по стране демонстрации с выкриками: «Воры, воры!», «В тюрьму!» в корне изменили ситуацию. Статья на первой странице газеты «Репубблика» носила заголовок «Позор», и ее главный редактор Эудженио Скальфари писал о дне голосования в Палате депутатов как наиболее тяжком в истории страны с тех пор, как был найден убитый Альдо Моро.

Когда около восьми вечера 30 апреля Кракси вышел из гостиницы, чтобы направиться на встречу в телевизионной студии «Фи-нинвест», путь в несколько шагов от входа до бронированного автомобиля, несмотря на прикрытие со стороны охранников, оказался нелегким, собравшиеся у отеля бросали в него монеты, плевали, кричали «Вор, вор!». Происходившее оказало на Кракси сильное

воздействие. В интервью, данном некоторое время спустя на телевидении, он сказал о себе в третьем лице: «Кракси сдался». Именно этот вечер стал началом его смерти, подчеркивает Мугини (с. 13).

Вторая глава книги «Председатель и убийца» посвящена суду над одним из старейших политиков страны Джулио Андреотти, много раз бывшему председателем Совета министров, а теперь обвинявшемуся в связях с мафией и причастности к совершенным ею политическим убийствам. В конечном итоге, после продолжавшихся 11 лет судебных преследований в 2004 г. был вынесен приговор о его невиновности (с. 95). Попутно автор рассказывает о деятельности Андреотти и его соратников по ХДП в 60-90-е годы, приводит многочисленные оценки политиков и политологов тогдашнего положения в стране.

В третьей главе «Революционеры без революции» (так автор характеризует судей, которые произвели в 90-е годы переворот в общественной жизни) речь идет главным образом о профессиональной деятельности и политической карьере Антонио Ди Пьетро, самого знаменитого из миланских судей, начавших и успешно осуществивших операцию «Чистые руки», результаты которой в виде обвинения итальянского политического класса в поголовной коррупции привели к фактическому краху Первой республики. Ди Пьетро стал своего рода итальянским героем, о котором писали газеты и который постоянно присутствовал в программах телевидения. На этой волне он попытался создать политическое движение, включавшее его сторонников, но в конечном счете оно не имело большого успеха, хотя сам он остался на политической сцене. Попытки сторонников Берлускони отомстить миланскому судье и вынести ему судебное обвинение в допущенных преступлениях закончились ничем, Ди Пьетро был полностью оправдан.

В четвертой главе «Юная девушка, снимающая с себя белье» описываются нравы современного итальянского телевидения.

В следующей главе «Когда мы повернулись в другую сторону» автор рисует портреты некоторых переменивших взгляды и позиции итальянских интеллектуалов, поначалу симпатизировавших левым, а затем перешедшим в правый лагерь, к которым принадлежит и он сам (многие годы Мугини вместе с Фораттини работал в «филокоммунистической газете "Паэзе сера"»). Речь идёт об отказе от левых убеждений и переходе в лагерь правого центра таких из-

вестных деятелей, как нынешний главный редактор газеты «Коррье-ре делла сера» Паоло Миели, главный редактор поддерживаемой Берлускони антикоммунистической газеты «Фольо» Джулио Феррара, выросший в Москве и учившийся в московской школе сын известных деятелей ИКП Марчеллы и Маурицио Феррары, а затем в 1991 г. написавший книгу «К коммунистам. Письмо предателя» (с. 220), Паоло Гуццанти - «лучший хроникер нашего поколения», начинавший как журналист в газете «Аванти» и который «сегодня, когда говорит о Берлускони, напоминает католика, встретившегося с мадонной из Лурда, которому удалось до нее дотронуться» (с. 181). Кроме семьи Феррары в главе упоминаются и другие известные семьи коммунистов: Боффа и Ферри, молодое поколение которых отошло от убеждений своих отцов (с. 220). Все эти перемены, по мнению автора, произошли как следствие падения Берлинской стены, заставившего многих итальянских интеллектуалов по-иному взглянуть на окружающий мир.

В шестой главе описывается состояние медицины в Италии.

В заключение Мугини представляет своё видение развития итальянского общества на рубеже ХХ и XXI вв. Читая итальянские газеты, можно увидеть, что слово «упадок», относимое к экономике, употребляется чересчур часто, пишет Мугини. Тем не менее принадлежащая итальянцам частная собственность огромна, в стране немалое количество тех, на чьих банковских счетах лежат суммы размером не менее миллиарда старых лир. Несмотря на нервирующий многих большой государственный дефицит, «мы сегодня не хуже Германии и Франции», считает автор (с. 237). Может быть, все эти упадочнические настроения происходят от того, что Европа на рубеже тысячелетий больше не является центром мира, пишет Мугини. Или может быть, что упавшие в то утро 11 сентября 2001 г. две башни в Манхэттене отравили наше мироощущение? Или может статься, что каждое поколение видит действительность через призму критериев и ценностей наилучшего для себя времени, а для моего поколения времена напряженного ожидания будущего и надежд закончились, вопрошает в заключение автор и отвечает: «Не знаю» (с. 237).

В. П. Любин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.