Научная статья на тему '2008. 01. 028. Лодел г. Искусство добывать средства: как ученые адаптируются к трудностям финансирования своих исследований. Laudel G. The art of getting funded: how scientists adapt to their funding conditions // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 7. - P. 489-504'

2008. 01. 028. Лодел г. Искусство добывать средства: как ученые адаптируются к трудностям финансирования своих исследований. Laudel G. The art of getting funded: how scientists adapt to their funding conditions // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 7. - P. 489-504 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ХАРАКТЕР УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИР / ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 028. Лодел г. Искусство добывать средства: как ученые адаптируются к трудностям финансирования своих исследований. Laudel G. The art of getting funded: how scientists adapt to their funding conditions // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 7. - P. 489-504»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2008.01.028. ЛОДЕЛ Г. ИСКУССТВО ДОБЫВАТЬ СРЕДСТВА: КАК УЧЕНЫЕ АДАПТИРУЮТСЯ К ТРУДНОСТЯМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СВОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. LAUDEL G. The art of getting funded: How scientists adapt to their funding conditions // Science a. publ. policy. - Guildford, 2006. -Vol. 33, N 7. - P. 489-504.

Ключевые слова: финансирование университетских исследований; характер университетских ИР; влияние внешнего финансирования.

Автор, сотрудница Исследовательской школы социальных наук, оценки ИР и научной политики (Австралийский национальный университет в Канберре), анализирует результаты проведенных ею исследований влияния внешнего финансирования на работу университетских ученых, в первую очередь, на качество проводимых ими исследований.

«Быстрый рост масштабов сферы науки в предшествующий период, увеличение стоимости научных исследований и финансовые проблемы правительств заметно повлияли на финансирование науки» (с. 489). В университетах сокращение бюджетных ассигнований заставляет ученых все в большей степени ориентироваться на внешние источники средств, от которых зачастую зависит сама возможность проведения исследовательских работ в вузе. В результате ученые попадают в рыночную среду с ее дефицитом ресурсов, острой конкуренцией, необходимостью постоянно соответствовать высоким и динамично меняющимся стандартам. Задача реферируемой статьи - «идентификация микромеханизмов, с помощью которых ученые адаптируются к новым условиям финанси-

рования, и тех изменений, которые претерпевают ориентация и результаты их исследований» (с. 490-491).

Объектом исследования автор выбрала физиков-экспериментаторов - сотрудников германских и австралийских10 университетов. Она считает, что ситуация с финансированием науки примерно одинаковая во всех развитых странах. Экспериментальная физика - это область науки, исследования которой требуют значительных ресурсов, причем непосредственно в лаборатории, где работает ученый. (Хотя некоторые из них используют крупные установки национального или международного масштаба, это отнюдь не является повсеместной практикой и не может полностью заменить работу в университетской лаборатории.) В этом плане данная область особенно интересна с точки зрения поставленной проблемы. А ограничение исследования одной специальностью упрощает картину и делает ее более четкой, снимая влияние целого ряда переменных, связанных с различием в условиях проведения ИР, потребностях в средствах, масштабах круга заинтересованных потребителей и т.д.

Методика сбора данных для анализа предусматривала интервьюирование университетских профессоров, отобранных по трем признакам. Во-первых, интервью брали у тех, кто по должности имеет право распоряжаться ресурсами и, следовательно, непосредственно занимается вопросами финансирования. В Германии этому требованию отвечают профессоры уровня С3 и С4. В Австралии такой иерархической градации нет, в опросе участвовали ученые, занимающие разные должностные позиции. Во-вторых, в число респондентов включались ученые разных возрастов, находящиеся на разных стадиях карьеры, - от начальной до финишной. В-третьих, подбирали специалистов из разных подотраслей экспериментальной физики с целью выявить влияние эпистемологических различий на решение вопросов ресурсного обеспечения. В Австралии для интервью по возможности подбирались специалисты, работающие над той же тематикой, что и их немецкие коллеги. Всего в Германии были опрошены 45 ученых из 14 университетов, в Австралии, где масштабы сферы науки значительно

10 Выбор Австралии объясняется тем, что, когда проект был продвинут достаточно далеко, автор приехала туда на жительство.

меньше, - 21 физик из 11 университетов. В ходе бесед выясняли следующие вопросы: демографические и относящиеся к работе биографические данные ученого; проекты, над которыми в данное время работает ученый, и источники их финансирования; потребности в ресурсах; возможные варианты получения финансов и условия их получения из разных источников; предпосылки успешного решения проблемы получения внешнего финансирования; адаптация ИР к финансовым условиям. Полученные материалы были подвергнуты компьютерному контент-анализу с использованием пакета специально разработанных программ. Кроме того, учитывались данные о публикациях и индексе цитирования каждого ученого, его репутация в научном мире (выполнение функций рецензента журнальных статей и заявок на получение грантов, членство в редколлегиях, в комитетах по разработке программ международных конференций, приглашения для выступлений с лекциями за рубеж и для работы в зарубежных научных центрах). В результате автор разделила опрошенных ученых каждой страны на две группы -высшей категории (top scientists) и остальные. В первую группу попали по 1/3 от общего числа, в Германии - 45 человек, а в Австралии -7. В связи с этим представлялось интересным выяснить различия в способах адаптации немецких и австралийских физиков к новой финансовой ситуации, а также разницу в адаптационных возможностях ученых высшей категории и рядовых ученых.

Университетские исследователи могут использовать два вида финансирования - институциональное и внешнее. В Германии институциональное финансирование осуществляют земли, в ведении которых находятся университеты, в Австралии - центральное правительство. Этот вид финансирования включает зарплату, служебные и лабораторные помещения, стандартное оборудование и его обслуживание, техническое обслуживание помещений, информационные и коммуникационные услуги. В Германии объем и состав этого базового обеспечения (Grundausstattung) обговаривается при назначении профессора на должность, причем в него включается кроме перечисленного выше оплата вспомогательного персонала. Объем базового финансирования зависит от размеров бюджета земли - есть земли богатые, есть менее состоятельные. В Австралии базовое обеспечение намного скромнее, чем в Германии, и в австралийском университете профессор, как правило, не имеет

подчиненного ему технического персонала, он пользуется услугами централизованных мастерских. Расходы на обслуживание оборудования и расходуемые материалы ограничены, существует система внутриуниверситетских грантов на покрытие таких расходов и покупку нового инструмента.

К внешним источникам финансирования ИР в Германии автор относит Немецкое научно-исследовательское общество (Deutsche Forschungsgemeinschaft - DFG), финансирующее главным образом фундаментальные исследования, не накладывая каких-либо ограничений на тематику; федеральное Министерство образования и науки (условиями получения гранта является наличие партнера из промышленности и соответствие темы проекта поставленной министерством проблеме; партнер не требуется, если грант выделяется на работы на крупных исследовательских установках типа больших ускорителей); земли, финансирующие отдельные проекты прикладного характера с участием промышленных фирм; Фонд Фольксвагена (тематика не навязывается, но фирма-партнер обязательна); ЕС (тематика обусловлена «сверху», партнер из промышленности желателен) и непосредственно промышленные компании. По мнению респондентов, получение грантов от DFG требует «нормальных» усилий, и процент удовлетворения заявок здесь выше, чем у других источников (64%). Очень сложно добиться гранта ЕС, удовлетворяется лишь 25% предложений, но объем выделяемых в этом случае средств больше, чем в других случаях. Сроки финансирования варьируют от 2 до 15 лет (последнее - от DFG на исследовательские сети), обычно 2-3 года. Суммы, как считают ученые, в большинстве случаев небольшие.

В Австралии наблюдается совсем иная ситуация. По существу, единственным внешним источником является Австралийский исследовательский совет (Australian research council - ARC), аналог немецкого DFG. Приоритетные направления ИР ежегодно определяются правительством, но формально ограничения на тематику заявок не накладывается. Гранты на прикладные исследования требуют участия промышленного партнера. Некоторые другие правительственные ведомства тоже иногда выделяют деньги, но физики не рассматривают их в качестве серьезных источников средств. Что касается промышленности, австралийская индустрия не относится к разряду высокотехнологичной и не может осваивать ре-

зультаты университетских ИР. Определенную роль (больше, чем в ФРГ) играют иностранные источники финансирования, их можно поставить в один ряд с Австралийским исследовательским советом.

«И немецкие, и австралийские физики считают институциональное финансирование недостаточным, и в последнее время многие сталкиваются с его значительным сокращением. В германских университетах прекратилось такого рода финансирование вспомогательного персонала, оборудования и материалов, которые являются стандартными для исследовательских групп в данной отрасли науки. Более того, растет разрыв между базовым (первичным) обеспечением и средствами, выделяемыми на его поддержку» (с. 493). Обновлять, ремонтировать и просто содержать оборудование в рабочем состоянии становится трудно, часто не хватает средств на расходуемые материалы. Если открывается вакансия, ее часто блокируют или совсем закрывают. Все это имеет место и в Австралии. В итоге «сегодня становится невозможно вести ИР, используя только институциональное финансирование. И для австралийских, и для немецких ученых внешнее финансирование из средств на дополнительные проекты превратилось в необходимое условие выполнения любого проекта как такового» (с. 494). Вследствие сокращения базового финансирования и растущего разрыва между уровнем первичного обеспечения и последующих ассигнований ученые оказались в положении наркоманов, которые не могут приобрести наркотик. Углубившись в разработку определенного направления ИР, они лишаются возможности продолжать ее, так как перестают поступать деньги.

Как ученые приспосабливаются к создавшейся ситуации? Автор делит «стратегии», которые они выбирают, на два типа. В первом случае ученый подбирает источник, который устраивает его проект, во втором - берется за тематику, которую определяет источник средств. В обоих случаях присутствует ряд вариантов.

1. Выбор «простых» источников, т.е. таких, куда заявку написать проще, а шансов получить грант больше. Многие немецкие ученые вообще не обращаются в ЕС, где подготовительные процедуры наиболее сложны, а вероятность получения гранта мала.

2. Подача заявок всех возможных типов во все возможные инстанции.

3. Выбор «подходящих» источников. Сначала составляется подробный проект темы, а затем подбирается источник, где вероятность удовлетворения заявки достаточно велика. Эта стратегия предполагает множественность доступных источников и высокий авторитет заявителя. Ею пользуются только ученые из группы top scientist.

В Австралии ни один из перечисленных вариантов невозможен, там существует лишь один серьезный источник (ARC), и получить из него разрешается максимум два гранта, к тому же процент удовлетворения заявок очень низкий (с. 495). Выход австралийские ученые находят в кооперации с зарубежными коллегами, получении коллективных грантов, выполнении значительной части работ в лабораториях партнеров, которые оснащены лучше австралийских. Ежегодно физики Австралии проводят несколько месяцев за рубежом.

4. Бутлеггерство11 (bootlegging) - работа над новыми идеями за счет денег, выделенных на другие, так сказать, легальные темы, если в бюджете последних заложен некоторый излишек.

Кроме использования различных «стратегий» получения грантов ученые зачастую стремятся получить финансовую независимость путем коммерциализации результатов своих работ. Ряд физиков владеют успешными в сфере бизнеса компаниями, многие собираются создать собственное дело в ближайшем будущем. Более простой путь, ведущий к свободе от проблем с грантами, -продажа услуг промышленным фирмам. Многие идут по этому пути, выделяя определенное время на работы такого рода (например, измерения, испытания и т.п.). Получаемые таким образом средства можно тратить без всяких ограничений по своему усмотрению.

«Стратегия» второго типа тоже предполагает использование разных вариантов.

1. Выбор тем, совпадающих с заданными распределяющей гранты организацией. Хорошо, когда тематика соответствует тематике ученого. Если это не так, то многие прибегают к своего рода маскировке - формулируют название так, чтобы оно подходило и для заданной темы, и для близкой ученому проблемы, несколько

11

По аналогии с нелегальной торговлей спиртными напитками во времена «сухого закона» (20-е годы XX в.). - Прим. реф.

меняют акценты, угол зрения и т.д. Автор называет такие заявки «витринными».

2. Диверсификация тематики - включение в заявки тем, разделов, соответствующих требуемым направлениям, или подача дополнительных заявок, согласующихся с предписанными требованиями.

3. Выбор (в пределах заданного) тематики, не содержащей риска. «Ученые утверждают, что новые идеи, в реальности которых автор уверен не до конца, нельзя включать в заявку... она может не пройти, если содержит "инновационные", "экзотичные" или "рискованные" проекты» (с. 597).

Респонденты имеют единое мнение относительно негативного воздействия новаций, связанных с обязательным внешним финансированием, на содержательные стороны ИР. Во-первых, снижается качество исследований: они замедляются из-за бюрократической волокиты, резких перепадов финансирования, его ненадежности; объем испытаний приходится сокращать, поскольку грант обычно дают меньший, чем просят; используется какой-либо один метод, хотя для проверки правильности результатов следует использовать по меньшей мере два, а лучше больше методов; ученым приходится работать над темами, которые финансируются, а не над теми, которые их интересуют.

Респонденты из всех четырех групп (по две в ФРГ и Австралии) вынуждены были жертвовать качеством, правда, в разной степени. И специалисты высшей категории, и рядовые специалисты испытывают сложности из-за затягивания сроков, уменьшения объемов ИР, ограничения количества используемых методов. Но расхождения интересов с разрабатываемой тематикой у специалистов высшей категории не возникает.

Во-вторых, следующее после снижения качества негативное следствие новых условий - это затруднение инноваций, невозможность радикально сменить направление ИР, так как нет средств на замену стандартного оборудования. Очень трудно пробиться с новыми идеями. Если, к примеру, в DFG заявка один раз не прошла, подавать ее второй раз бесполезно. «Это как у орлов: если первый раз промахнулся, приходится снова взлетать и упускать барашка. Ученые считают, что вряд ли возможно получить гранты на рискованные проекты, и, соответственно, они их избегают. Точно так же

не разрабатываются новые идеи, поскольку они "слишком новые" для внешнего финансирования, а институционального не хватает для того, чтобы их реализовать» (с. 499).

Особенно сложно получить внешнее финансирование на междисциплинарные темы - слишком много всяких согласований. Система в основном поощряет ИР, идущие «в основном потоке», и не приветствует те, которые выбиваются из этого потока. Исключение составляют гранты DFG на фундаментальные ИР без ограничений по тематике.

Далее, в новых условиях страдают ИР, требующие длительных работ, развивающиеся медленно, система грантов их фактически не предусматривает. Еще одно новое обстоятельство, отмечаемое респондентами, - трудности в получении грантов на разработку не изделий или процессов, а методов и инструментов.

В целом ученые считают, что в экспериментальной физике наблюдаются две тенденции, и ни одна не представляется им позитивной. Первая тенденция - это сокращение фундаментальных работ и расширение прикладных ИР. Вторая - снижение объемов экспериментальных исследований и переквалификация экспериментаторов в теоретиков из-за трудности получения грантов.

Автор статьи, хотя и допускает определенную степень субъективности в мнениях ученых, в целом солидарен с их мнениями. В заключение она высказывает серьезные опасения в связи с тем, что ФРГ и Австралия вряд ли являются исключением и отмеченные тенденции и сложности имеют место и в других странах. Особенно опасной ей представляется потеря исследователем полной автономности, независимости его решений. «Каждый исследовательский проект нуждается во внешнем финансировании, а оно предоставляется только после того, как этот проект будет подвергнут тщательному стороннему рассмотрению. Именно такая потеря автономии в конечном счете ведет к отказу от риска, к стремлению не отбиваться от основного потока и, следовательно, к утрате ин-новационности. "Сумасшедшие идеи" (успех которых предсказать трудно), спонтанные, вдохновенные открытия, новые пути и поиск новых связей между дисциплинами могут оказаться в "красной книге" науки» (с. 503).

А.Н. Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.