Научная статья на тему '2008. 01. 026. Брейтенбах В. Дж. Сравнение президентства Нельсона Манделы и Табо Мбеки. Breytenbach W. J. The presidencies of Nelson Mandela and Thabo Mbeki сompared // Africa insight. - Pretoria, 2006. - Vol. 36, n 3/4. - P. 76-93'

2008. 01. 026. Брейтенбах В. Дж. Сравнение президентства Нельсона Манделы и Табо Мбеки. Breytenbach W. J. The presidencies of Nelson Mandela and Thabo Mbeki сompared // Africa insight. - Pretoria, 2006. - Vol. 36, n 3/4. - P. 76-93 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНДЕЛА Н / МБЕКИ Т / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 026. Брейтенбах В. Дж. Сравнение президентства Нельсона Манделы и Табо Мбеки. Breytenbach W. J. The presidencies of Nelson Mandela and Thabo Mbeki сompared // Africa insight. - Pretoria, 2006. - Vol. 36, n 3/4. - P. 76-93»

2008.01.026. БРЕЙТЕНБАХ В.Дж. СРАВНЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА НЕЛЬСОНА МАНДЕЛЫ И ТАБО МБЕКИ. BREYTENBACH W.J. The presidencies of Nelson Mandela and Thabo Mbeki œmpared // Africa insight. - Pretoria, 2006. - Vol. 36, N 3/4. -P.76-93.

Профессор университета в Стелленбосе (ЮАР) отмечает, что «ЮАР несомненно обладает богатым опытом и устоявшейся практикой демократических отношений» (с. 77). Для африканских государств большим успехом в развитии была управляемая демократия. ЮАР пошла дальше и создала ограниченную демократию. Парламентаризм, независимость судов и относительная свобода прессы существовали ещё в период апартеида. В начале 80-х годов. в стране был трёхпалатный парламент, представлявший интересы белых, индийцев и чёрных. Опыт ЮАР в создании демократических институтов и плавном переходе от апартеида к обществу расового равенства является уникальным для Африки. «Наличие небольшой белой общины, образованной и богатой, с одной стороны, обусловило создание системы апартеида, но в то же время способствовало ускоренному развитию политической и экономической системы страны после её демонтажа» (с. 78).

Общим для правления Н. Манделы и Т. Мбеки, двух первых президентов страны эпохи постапартеида, является формальная многопартийность политической системы ЮАР при сохраняющейся политической монополии Африканского национального конгресса (АНК). В стране на последних выборах АНК получил 66% голосов. Политическая верхушка продолжает ориентироваться на избирателей из пригородов крупных и средних городов. Жители малых городов и сельской местности часто с иронией называют преуспевших чёрных горожан «нашими новыми белыми братьями». Разочаровавшаяся молодёжь из трущоб считает, что показное богатство молодой чёрной буржуазии и её нескрываемое презрение к менее успешным соплеменникам - это новый эффективный способ белых внести раскол в ряды чёрного братства, которое не знало ранее искушения богатством. Профсоюзные лидеры заявляют, что «джип, приобретённый чёрным владельцем продовольственного рынка, - это верный признак того, что внутренне он стал белым, а мы для него превратились в ниггеров» (с. 79).

После избрания Н. Манделы страна находилась «в стадии романтического и одновременно полубандитского восприятия политических изменений чёрным большинством и настороженного ожидания угрозы жизням и имуществу со стороны белого меньшинства» (с. 80). Неоправданные ожидания быстрого обогащения привели большинство чёрных к разочарованию в политике правительства, но АНК продолжает оставаться политическим монополистом, а в оппозиции часто оказываются политические лидеры, которым не удалось разбогатеть на строительных госзаказах или стать собственниками торгового центра. К концу правления Н. Манделы в стране сложился довольно многочисленный класс мелкой чёрной буржуазии. Её рекордный прирост в 346% пришёлся на 1998-2004 гг. Концепция «нации радуги», по мнению автора, себя не оправдала. На деле чёрные и индийцы, разбогатев, быстро забывали о нуждах соплеменников, стремились войти в белые деловые круги, стать членами их элитных клубов, копировали их жесты и мимику, заявляли, что слишком активная политическая жизнь - возможный источник угрозы их состояниям.

Т. Мбеки, вопреки своему коммунистическому прошлому, вынужден проводить политику активного внедрения ценностей рыночной экономики в общество. Пытаясь уменьшить накал общественного конфликта в борьбе за передел собственности между этническими группами, президент призвал к «конкуренции как выгодной для граждан и государства бескровной борьбе» (с. 84). Осуждая экстремистских молодёжных лидеров, Т. Мбеки заявил: «Не одалживайте соседу автомат или патроны, этим вы не принесёте пользы и никого не удивите, одолжите ему деньги или инструмент, пусть он прольёт благородный пот труда, это спасёт его от пролития собственной и чужой крови» (с. 85).

Призывы к участию в формировании буржуазного общества, где ценностью станет упорный, высоко оплачиваемый труд, подкрепляются большими льготами для чёрных при поступлении в институты и рабочие школы. Однако уже сейчас возникает проблема трудоустройства чёрных специалистов и квалифицированных рабочих. Возможным местом приложения их трудовых навыков могли бы стать ближайшие страны: Мозамбик, Ботсвана и Ангола. Эти страны находятся в стадии восстановления после гражданских конфликтов или затяжных засух и голода и были вклю-

чены в будущую «сферу экономического влияния и заботы ЮАР» правительством Н. Манделы (с. 89). В меньшей степени это касается Намибии, так как этой стране удалось построить сравнительно устойчивую и равномерно развивающуюся экономику, избежав межрасовых столкновений, через которые прошла ЮАР.

Автор полагает, что перед Н. Манделой стояли менее сложные задачи государственного и общественного развития уже в силу самой переходности периода его политического правления. Крушение надежд, возлагавшихся на Н. Манделу в переходный период, может вызвать новый всплеск ожиданий и разочарований в период правления Т. Мбеки. Итогом правления Т. Мбеки при неблагоприятном развитии событий может стать появление «нации-зебры», где чёрные и белые полосы будут соответствовать не цвету кожи, а «катастрофической разнице в уровне развития между крупными и малыми городами» (с. 92).

В.С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.