2007.04.032
2007.04.032. БАДЖИК Г. ТУРЦИЯ: НОВЫЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ // Центр. Азия и Кавказ. -Шеа, 2006. - N 3. - С. 27-44.
Автор (Университет Фатих, Стамбул, Турция), пересказывая ряд западных работ, в которых подчеркивается связь между географией и политикой государства, утверждает, что Турцию следует рассматривать как страну уникальную по своему геополитическому значению, поскольку она расположена на стыке между Востоком и Западом, принадлежит одновременно нескольким культурным зонам. Этот же подход был свойствен ведущим турецким политикам не одно десятилетие.
Однако ситуация с трубопроводными проектами стала фактором, формирующим новую геополитику Турции. Дополнительно этому способствовали: 1) рост потребностей страны в энергоресурсах (спрос на природный газ оценивается в 33,2 млрд. куб. м. на 2010 г. и 82,7 млрд. куб. м. на 2020 г., с. 32); 2) существование общеевропейского энергетического рынка, причем зависимость ЕС от поставок энергоносителей постоянно увеличивается, поэтому необходимо объединение европейской и турецкой энергосистем (проект ИНОГЕЙТ - Межгосударственная система транспортировки нефти и газа в Европу); 3) конкуренция за энергоресурсы, в которую втянуты США, ЕС, Россия, Иран и Турция. «Создание коридоров для транспортировки энергоносителей превратилось в один из важнейших факторов внешней политики Анкары» (с. 38).
В настоящее время действует 4 трубопровода: а) газопровод Россия - Европа - Турция (российский газ доставляется в Анкару через территорию Болгарии), б) газопровод Иран - Турция, в) газопровод «Голубой поток» (доставка российского газа с побережья Черного моря в турецкий порт Самсун), г) нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан. В процессе реализации шесть газопроводов: а) Азербайджан - Турция через Грузию (поставки частично начались), б) Египет, Турция, в) Турция - Греция (и далее в Италию), г) Туркмения - Турция - Европа (частично российский газ), д) Россия - Турция - Израиль (пока проект заморожен), е) Ирак - Турция.
Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) проводит прагматичную и гибкую политику, придерживается либеральной экономической идеологии. Она осуществила беспрецедентную
2007.04.032
программу приватизации (включая «Нэшнл петролеум рифайне-риз»), обеспечила приток иностранного капитала. На конференции в Стамбуле в ноябре 2005 г. премьер-министр Т. Эрдоган сказал: «Мне не важно, чьи это деньги - еврейские, арабские или западные. Я приветствую любые» (с. 42). В сфере энергетики правительство шло на сотрудничество с Ираном, Грецией, Россией, несмотря на политические проблемы в отношениях с ними. Турция стремится использовать энергетику в качестве инструмента роста своего значения для ЕС с целью вступления в него; она становится мостом между производителями и потребителями энергоресурсов.
Таким образом, «газопроводы порождают во внешней политике Турции тенденцию к большей гибкости и прагматизму... Энергетические проекты носят долгосрочный характер и предполагают комплексную интеграцию, в связи с чем внешняя политика приобретает черты долгосрочного плана. Это может принести стабильность в масштабах региона» (с. 43-44).
С. И. Кузнецова