Научная статья на тему '2007. 04. 005. Вохрышева Е. В. Коммуникативные стратегии диалогического взаимодействия: гендерный аспект / РАН. Самар. Науч. Центр. - Самара, 2006. - 134 с. - библиогр. : С. 115-133'

2007. 04. 005. Вохрышева Е. В. Коммуникативные стратегии диалогического взаимодействия: гендерный аспект / РАН. Самар. Науч. Центр. - Самара, 2006. - 134 с. - библиогр. : С. 115-133 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / РЕЧЬ ЖЕНЩИН / РЕЧЬ МУЖЧИН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 04. 005. Вохрышева Е. В. Коммуникативные стратегии диалогического взаимодействия: гендерный аспект / РАН. Самар. Науч. Центр. - Самара, 2006. - 134 с. - библиогр. : С. 115-133»

2007.04.005. ВОХРЫШЕВА ЕВ. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ / РАН. Самар. науч. центр. - Самара, 2006. -134 с. - Библиогр.: с. 115-133.

Работа посвящена исследованию тендерных особенностей построения коммуникативных стратегий в диалоге. В частности, выявляются различия мужских (маскулинных) и женских (феминных) коммуникативных реакций на вопрос, причем анализ проводится на логико-коммуникативном, коммуникативно-прагматическом и субъ-ектно-тезаурусном уровнях. Определяются тенденции развития коммуникативных стратегий диалогического взаимодействия в диахронии на разных этапах функционирования новоанглийского языка.

Книга состоит из введения, двух глав (1. «Гендер как социокультурный фактор осуществления коммуникативных стратегий»; 2. «Коммуникативные стратегии реагирования на вопрос в новоанглийском языке в аспекте гендерного анализа») и заключения.

В работе, в частности, говорится, что социокультурное пространство диалогического взаимодействия - это макросистема, представляющая собой совокупность объективных и субъективных социальных и общекультурных факторов, определяющих взаимодействие языковой личности с другими языковыми личностями и освоение носителями языка бесконечного многообразия реальности. Социокультурное пространство характеризуется определенными параметрами, в совокупности воздействующими на формирование коммуникативных стратегий в диалогическом взаимодействии. К их числу относятся: возрастные и образовательные признаки, отношения подчиненности (власть и солидарность), национальная и гендерная принадлежность, социальный статус и роль. Сложное взаимодействие социокультурных факторов приводит к образованию для каждого члена общества своей модели поведения, зависящей от ценностей и норм, поддерживаемых данным обществом в целом и той социальной общностью, к которой принадлежит коммуникант, в частности.

Гендерный аспект анализа диалогической речи свидетельствует о том, что он отражает один из основных пластов в культуре, влияющий на все стороны функционирования общества и личности. Различия в гендерном отношении сказываются не только на уровне осуществления коммуникации в целом, но и на более конкретных уровнях:

на способах реагирования на вопрос; на использовании конкретных средств выражения ответа.

Тендерное моделирование стратегии реагирования на вопрос представляет собой описание и построение определенной концептуальной схемы особенностей структурирования и функционирования данного феномена в диалогическом взаимодействии коммуникантов в зависимости от социокультурной значимости их половой идентификации. Исследование подтверждает наличие серьезных специфических свойств, отличающих коммуникативные стратегии мужчин и женщин. Дифференциация способов реагирования на вопрос четко прослеживается во всех формах: прямых ответах, косвенных ответах и отказах.

Гендерный анализ показывает дифференциацию средств выражения коммуникативных стратегий в логико-композиционном, коммуникативно-прагматическом и субъектно-тезаурусном планах.

Женская стратегия характеризуется повышенной ролью обращений и модальных средств, для мужской характерно использование усилителей эмоционального значения. В системе неполного ответного реагирования мужчины значительно чаще используют неопределенные элементы в структуре ответа, нежели женщины.

На диахроническом уровне в женской прямой ответной стратегии наблюдается сдвиг от доминирования лексико-семантических средств к синтаксическим средствам, а в мужской стратегии во все подпериоды новоанглийского языка лидируют синтаксические средства акцентирования главной информации. В реализации косвенной ответной стратегии у женщин наблюдается развитие от доминирования комбинаций разных средств выражения косвенности и амбивалентности высказываний к лидированию синтаксических и прагматических средств выделения важной информации. Кроме того, прослеживается повышение отрицательности женской косвенной ответной стратегии в новоанглийском языке. Мужская косвенная ответная стратегия характеризуется все меньшей дифференциацией средств в зависимости от пола собеседника. Она также отличается высокой распространенностью синтаксических и лексико-семантических средств по подпериодам новоанглийского языка. Здесь фиксируется снижение отрицательности.

В отказной стратегии у женщин отмечено смещение от доминирования лексико-семантических средств повышения экспрессивно-

сти к лидированию синтаксических способов. Наблюдается также увеличение отрицательных структур при реализации отказной стратегии. У мужчин в отказной стратегии проявляется тенденция к широкому распространению как лексико-семантических, так и синтаксических средств, а также к уменьшению отрицательности по подпериодам новоанглийского языка.

Диахронический анализ также показывает, что доля прямых ответов, предоставленных мужчинами, растет, а количество прямых ответов, предоставленных женщинами, падает. В структуре видов прямого ответа диахроническое развитие показывает, что в мужской стратегии оно осуществляется в сторону доминирования частичного информирования, что дает возможность намеренного утаивания информации, манипулирования сознанием и поведением собеседника.

Динамика развития женской прямой ответной стратегии более сложна. Общая тенденция может быть определена как вектор избыточности информирования, что отражает стремление женщин к максимальной кооперативности и подчеркивает их языковую способность. В реализации косвенной ответной стратегии очевидна тенденция женщин в диалогическом общении двигаться диахронически от подражания тактике мужчин к выработке собственной, причем оппозиционной по отношению к мужской. Вероятно, это является отражением процесса защиты своего социального лица путем имплицитного осуществления коммуникативно-прагматического протеста.

Диахроническое развитие отказной стратегии реагирования на вопрос фиксирует тенденцию к обострению, конфликтности и агрессивности в тактике отказов у мужчин. В женской тактике реализуется тенденция к большей кооперативности и вежливости даже в среде некооперативного поведения.

Возрастание общего количества отказов в стратегии женщин свидетельствует о тенденции к большей самостоятельности женских стратегий в диалогическом общении, к инициации некооперативного поведения, к отступлению от нормы диалогического общения, которое является стереотипом женского речевого поведения.

Лингвокогнитивный анализ субъектно-тезаурусного уровня женской и мужской коммуникации позволяет определить общий и специфический набор базовых когнитивных категорий, отражающих социокультурные ценности общения и их трансформации в историческом контексте.

Общим ядром базовых когнитивных категорий для мужской и женской стратегий во все подпериоды новоанглийского языка являлись такие концепты, как human qualities, human relations, marriage, love, harm, communication. Для мужской стратегии также характерно выделение общего ядра - business/work, court/social life, fortune/ money/wellfare, insult/swearing, entertainment, для женской стратегии дополнительными ядерными категориями являются man, behaviour, God/religion, feeling/state/mood, family, household/ daily routine.

Выявлены особенности тендерного моделирования стратегий в однополой и разнополой коммуникации по вектору их направленности на блоки когнитивных категорий. В мужской кросс-гендерной коммуникации маркерным является антропоцентрический блок. Однополая коммуникация характеризует мужскую стратегию как направленную на социополитический и международные комплексы. Женская стратегия в однополой коммуникации отличается от разнополой тем, что направлена преимущественно на матримональный блок когнитивных категорий, а в кросс-гендерной коммуникации включаются когнитивные блоки нравственного и общекультурного порядка.

Данные, полученные в результате исследования, являют собой обширный материал, углубляющий научные представления о развитии коммуникативных характеристик диалогического взаимодействия в новоанглийском языке, о его функционировании в гендерном плане, о взаимосвязи социокультурного и коммуникативных процессов.

Говоря о перспективах разработки данной проблематики, автор подчеркивает, что «расширение исследовательского поля может быть достигнуто за счет включения дополнительных факторов социокультурного пространства диалогического взаимодействия и рассмотрения ранжирования коммуникативных стратегий в зависимости от их влияния. Перспективным является также многофакторный анализ с выделением ведущих и второстепенных параметров, определяющих выбор типа коммуникативной стратегии. Интересным может быть и анализ коммуникативных стратегий в определенных ситуациях общения» (с. 114).

А.М. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.