Научная статья на тему '2007. 04. 001-002. Постглобализация: становление Азии как сверхдержавы'

2007. 04. 001-002. Постглобализация: становление Азии как сверхдержавы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИЯ ВОСТОЧНАЯ ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ / ИНДИЯ ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АЗИЯ ВОСТОЧНАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 04. 001-002. Постглобализация: становление Азии как сверхдержавы»

ФОРМАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

2007.04.001-002. ПОСТГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ АЗИИ КАК СВЕРХДЕРЖАВЫ.

2007.04.001. LEIGH J. Post-globalization: The Asian superpower in the making // World affairs. - New Delhi, 2006. - Vol. 10, N 2. - P. 14-34.

2007.04.002. BOILLOT J.-J. Les futures possibles de l'économie indienne // Futuribles. - P., 2006. - N 323. - P. 5-24.

Дж. Лейг (Школа бизнеса при Международном университетском колледже, Никосия, Кипр) (001) отмечает рост экономического, политического и военного могущества Азии и прежде всего «Большой четверки» - России, Китая, Индии и Японии. В этих странах живет 42% мирового населения, их совокупный ВВП составляет 15,7 трлн. долл. - 30% мирового ВВП и 143% ВВП США. Однако по такому показателю, как ВВП на душу населения, «Четверка» пока существенно уступает США (31%). Темпы экономического роста в два раза превышают соответствующий американский показатель (6,2% против 3,1%).

Экономический лидер «Четверки» - Китай, его ВВП составляет 2/3 американского, а среднегодовые темпы экономического роста (9,1%) в три раза выше американских. При таких темпах ВВП Китая удваивается каждые 9 лет (001, с. 19). Совокупные военные расходы азиатской «Четверки» составляют 148 млрд. долл. Это лишь 30% военных расходов США, но существенно выше совокупных расходов Англии, Германии и Франции (123,1 млрд.). Лидером по военным расходам (в абсолютном выражении и процентном отношении к ВВП) в азиатской «Четверке» является Китай -67 млрд. ам. долл. и 4,3% ВВП. За ним идут Япония (46 млрд. и 1%), Россия (18 млрд. и 1,3%) и Индия (17 млрд. и 2,5%) (001, с. 22-23). Три страны из «Четверки» - Россия, Китай и Индия -

ядерные державы, причем Россия и Китай обладают межконтинентальными ракетными системами.

Рост могущества азиатской «Четверки» наталкивает многих на мысль о вероятности их альянса, который мог бы реально и эффективно противостоять гегемонии США. Во многом они дополняют друг друга.

Китай по объему ВВП стремительно догоняет США, являясь мировым лидером по темпам экономического роста. Он ускоренно модернизирует свои вооруженные силы на основе высоких технологий.

Индия добилась больших успехов в развитии информационных технологий, повышает темпы экономического роста. Япония обладает высокоразвитой экономикой и является лидером во многих областях высоких технологий. Однако она лишена природных ресурсов, имеет ограниченную территорию и быстро стареющее население. Перед Японией стоит трудная дилемма: после поражения во Второй мировой войне она превратилась в военно-политического вассала США. Обладая мощной экономикой, она лишена по конституции адекватной военной мощи. В новых геополитических условиях Японии предстоит решить, какой избрать путь - с Азией или США.

Китай и Индия обладают самыми крупными в мире людскими ресурсами, хотя в Китае возрастная структура населения из-за контроля над рождаемостью менее благоприятна, чем в Индии, где преобладают молодые возрастные группы.

Россия владеет вторым в мире ядерным потенциалом, огромной территорией и имеет громадные запасы энергетического сырья (прежде всего нефти и газа), в которых остро нуждаются Китай, Япония и Индия.

В культурном отношении последние три страны являются родственными цивилизациями, основанными на восточном мистицизме. В цивилизационном отношении Россия стоит особняком, колеблясь в своей истории между Западом и Востоком. Сегодня Запад не желает принять Россию в качестве равноправного партнера. Поэтому ее руководство видит в азиатском альянсе средство вернуть себе былое величие и статус сверхдержавы. Недавние совместные с Китаем и Индией военные учения свидетельствуют о военном сближении этих стран.

Вслед за Хантингтоном Лейг считает, что после окончания холодной войны, основанной на идеологическом противостоянии СССР и США, на первый план в международных отношениях выходит межцивилизационное противоборство. Мир стоит на пороге нового порядка (или беспорядка). После краткой попытки Запада глобализировать мир по западной модели мир распадается на ци-вилизационные блоки (западный, азиатский и арабо-мусульман-ский), ведущие борьбу за господство в многополярном мире (001, с. 15, 17, 34).

Жан-Жозеф Буало (экономист, бывший финансовый советник в Индии) (002) анализирует перспективы экономического развития Индии до 2050 г. в сопоставлении с другими крупнейшими державами мира - США, Китаем, Россией, с европейской четверкой (Германией, Францией, Англией и Италией (У-4)) и Японией.

Прогнозы динамики демографических параметров Индии до 2050 г. (см. табл. 1) показывают большой разброс оценок численности населения Индии к 2050 г. По оценкам ООН, разница между минимальными и максимальными прогнозами достигает 560 млн. человек, или 35% от величины среднего прогноза. Оценки плодовитости индийских женщин в 2045-2050 гг. также демонстрируют очень большой разброс. Число детей на одну женщину колеблется от 1,6 до 2,6 в сценариях ООН и от 1,4 до 2,4 в прогнозах группы экспертов, что показывает неопределенность демографической ситуации и в окончании демографического перехода в Индии в ближайшие десятилетия.

Буало скептически относится к распространенным утверждениям, что население Индии к 2050 г. будет превышать население Китая на 10%, а к концу XXI в. стабилизируется в пределах 1,92 млрд. человек, в то время как численность населения Китая стабилизируется на уровне 1,1 млрд. человек. Ускорение демографического перехода в Индии и отказ от нынешней демографической политики в Китае (строгий контроль над ростом населения), подчеркивает Буало, опровергнут эти утверждения. Численность городской рабочей силы в Китае увеличится с 2005 по 2025 г. с 250 до 350 млн. человек, в то время как в Индии она возрастет с 109 до 187 млн. человек. Однако начиная с 2015 г. возрастная когорта 1559 лет в Китае окажется в зоне дефицита и достигнет к 20202025 гг. зоны серьезного дефицита (около 10 млн. человек в год)

(002, с. 13). Что же касается доли населения Индии в мировом населении, то, по оценкам, своего пика она достигнет в 2025-2030 гг. и составит 17,7%, а затем уступит первенство Африке, доля которой к 2050 г. поднимется до 21,3%, а доля Китая будет равняться 15,3%. Коэффициент разрыва численности населения в сравнении с большой Европой (включая Россию) повысится с 1,4 в 2000 г. до 2 в 2030 г. и 2,4 - в 2050 г., а в сравнении с США эти показатели соответственно составят - 3,6 в 2000 г. и 4 в 2050 г. (002, с. 10).

Таблица 1

Прогнозы численности населения Индии (2000-2050) (002, с. 7)

Население (в млрд.) Число детей на одну женщину Продолжительность жизни (в годах)

2000 2025 2050 2000- 2020- 2045- 2000- 2020- 2045-

2005 2025 2050 2005 2025 2050

Прогнозы ООН

Минимальный 1,021 1,315 1,333 3,1 1,6 1,4 63,1 70,0 75,9

Средний 1,021 1,395 1,593 3,1 2,1 1,9 63,1 70,0 75,9

Максимальный 1,021 1,477 1,890 3,1 2,6 2,4 63,1 70,0 75,9

Прогноз Дайсона и других

Минимальный 1,027 1,392 1,458 2,8 1,8 1,5 64,2 70,5 75,4

Средний 1,027 1,419 1,579 2,8 1,9 1,8 64,2 70,5 75,4

Максимальный 1,027 1,456 1,731 2,9 2,1 2,1 64,2 70,5 75,4

Источники: Etat de la population, 2004. - New York, ONU, 2004; Dyson T., Cassen R., Visaria L., Twenty-first century, India. - New Delhy, Oxford univ. press, 2004.

Оценивая перспективы экономического развития Индии в ближайшие десятилетия вплоть до 2050 г., Буало излагает различные прогнозы и сценарии развития.

Один из них составлен группой экспертов во главе с Голдма-ном Саксом в 2003 г.1 Этот прогноз учитывает внутренние (норму инвестиций, рост населения, уровень образования) и внешние фак-

1 Wilson D.R. Purashothaman R. Dreaming with BRICs: the path to 2050 // Goldman Sachs global paper. - 2003. - N 99, Oct. 1. Здесь и далее описание по реф. источнику. (BRIC - акроним: Bresil, Russiе, Inde et Chine.)

торы (технологическую конвергенцию с развитыми странами). Несмотря на норму инвестиций в 25% ВВП и посредственное образование, этот сценарий исходит из темпов роста в 5,8% в ближайшие 30 лет. Согласно прогнозу Голдмана Сакса, ВВП Индии будучи пятым в мире (в 20 раз меньше американского, 12 раз - европейской четверки, 10 раз - японского и 2,2 раза - китайского) (см. табл. 2) вырастет к 2050 г. по сравнению с 2000 г. почти в 60 раз и будет третьим в мире, уступая только Китаю и США, составляя от последних соответственно 60% и 80%, но превосходя в 5 раз российский, в 4 раза японский и в 2,2 раза совокупный ВВП европейской четверки (Е-4).

Таблица 2

Прогноз динамики ВВП Индии, Китая, России, Е-4, Японии и США, 2000-2050 гг. (в млрд. долл. США, по курсу 2003 г.) (002,

с. 17)

Годы Китай Индия Россия Е-4 Япония США

2000 1078 469 391 5701 4716 9825

2005 1724 604 534 6424 4427 11 697

2010 2998 929 847 7047 4601 13 271

2015 4754 1411 1232 7689 4858 14 786

2020 7070 2104 1741 8292 5221 16 415

2025 10 213 3174 2264 8780 5567 18 340

2030 14 312 4935 2980 9284 5810 20 833

2035 19 605 7854 3734 9957 5882 23 828

2040 26 439 12367 4467 10 804 6039 27 219

2045 34 799 18 847 5156 11 687 6297 30 956

2050 44 453 27 803 5870 12 594 6673 35 165

Источник: Wilson D.R., Purushothaman R. Dreaming with BRISs: the path to 2050 // Goldman Sachs global economics paper. - 2003. - N 99. - Oct.

Однако по величине ВВП на душу населения Индия к 2050 г. хотя и заметно сократит свое отставание, будет в 1,3 раза уступать Китаю, почти в 3 раза - России и Е-4, более чем в 3,2 раза - Японии и 4,8 раза - США (см. табл. 3).

Таблица 3

Прогноз динамики подушевого ВВП Индии, Китая, России, Е-4, Японии и США, 2000-2050 гг. (в долл. США, по курсу 2003 г.)

(002, с. 18)

Годы Китай Индия Россия Е-4 Япония США

2000 854 468 2678 22 028 12 960 34 797

2005 1324 559 3718 24 555 34 744 39 552

2010 2233 804 5948 26 763 36 172 42 926

2015 3428 1149 8736 29 105 38 626 45 835

2020 4965 1622 12 527 31 372 42 359 48 849

2025 7051 2331 16 652 33 285 46 391 52 450

2030 9809 3473 22 427 35 377 49 944 57 263

2035 13 434 5327 28 749 38 266 52 313 63 017

2040 18 209 8124 36 314 42 014 55 721 69 431

2045 24 192 12 045 42 081 46 136 60 454 76 228

2050 31 357 17 366 49 646 50 583 66 805 83 710

Источник: Wilson D.R., Purushothaman R. op. cit.

Другой прогноз экономического развития Индии представлен в 2004 г. двумя сотрудниками МВФ - Д. Родриком и А. Субрама-нианом1. Их методология отличается от таковой Голдмана Сакса. Они основываются исключительно на внутренних факторах роста и считают, что темпы экономического роста с 2005 по 2025 г. могут быть около 7% в год. Благодаря значительному повышению нормы сбережения и инвестиций, составляющих ныне 26% ВВП, что намного ниже аналогичного показателя многих азиатских стран в период их взлета (в Китае, например, он составляет более 40% ВВП). Родрик и Субраманиан считают, что с учетом предполагаемого снижения отношения неактивного и активного населения Индии к 2025 г. с 62% до 48% норму сбережений можно поднять с 25% до 39% ВВП, а капитализация может возрасти с нынешних 6% до 8,3% в год (002, с. 18).

Вместе с тем Родрик и Субраманиан указывают на ряд факторов, подрывающих ускорение экономического роста и снижение уровня бедности. Плоды и достижения быстрого развития инфор-

1 Rodrik D., Subramanian A. Why India can grow at 7 percent year or more; projections and reflections // IMF working paper. - 2004.

мационных технологий не распространяются на индийскую экономику в целом и не затрагивают основную массу населения страны из-за отставания системы массового образования, особенно в наиболее бедных и густо населенных штатах Индии. Кроме того, для Индии характерно громадное региональное неравенство. Центры современной промышленности и передовых технологий располагаются вне границ наиболее отсталых штатов, в которых сосредоточено большинство населения страны. Следовательно, риск дуализма весьма силен, и он может блокировать экономический рост, если экономическая политика правительства не сможет обеспечить мультипликационный эффект достижений высокотехнологичного сектора на всю экономику. В условиях глубокого фискального кризиса местных администраций добиться этой цели будет очень нелегко. Группа лучших индийских экономистов совместно с международными экспертами разработала три различных сценария развития Индии до 2025 г. и представила их Давосскому экономическому форуму-20061.

Первый сценарий исходит из быстрой интеграции Индии в мировую экономику и завоевания индийским бизнесом ведущих позиций в мире. Этой цели подчинена экономическая политика правительства в ущерб внутренним реформам, ориентированным на обеспечение базовых потребностей населения. В 2005-2015 гг. основной заботой индийского правительства станет стимулирование роста и поддержка международных амбиций индийского бизнеса. Низкие производственные издержки и дешевая рабочая сила будут привлекать крупные иностранные капиталовложения, но они будут сосредоточены в наукоемком секторе экономики. Правительство активно поддерживает развитие этого сектора, создавая в зоне его размещения современную инфраструктуру. В то же время сельские районы остаются вне правительственных приоритетов, и огромное число крестьян, спасаясь от нищеты и безработицы, устремляется в города, инфраструктура которых не выдерживает такого давления. Доля населения, живущего в бидонвилях, сохранится на уровне 50-60% и выше.

1 World economic forum and confederation of India industry // India and the world: Scenarios to 2025. - Geneva, World economic forum, 2006.

Снижение бедности остается центральной темой в политических кругах, но только на уровне дискуссий и предвыборных лозунгов. Прогнозы на 2015-2025 гг. в этом сценарии носят мрачный характер. Неадекватные структурные реформы ведут к несбалансированному росту. Инфраструктура разрушается, за исключением нескольких центров международного бизнеса, в которых будет усиливаться перепроизводство, уже заметное сегодня в Бангалоре. Будет ощущаться растущая нехватка квалифицированной рабочей силы из-за недостаточности инвестиций в начальное и среднее образование. Региональное и социальное неравенство достигнет максимума и ограничит расширение внутреннего рынка. В наиболее бедных штатах, особенно индуистского пояса Севера (Бихар, Ут-тар-Прадеш) безработица среди молодежи усилит религиозные экстремистские движения, как индуистские, так и мусульманские, возрастут преступность и региональный сепаратизм.

Эти противоречия и проблемы обострят политическую и социальную борьбу на всех уровнях и подорвут целостность и целевую направленность экономической политики, что отрицательно скажется на экономическом росте страны.

В то же самое время развитые экономики столкнутся с растущей конкуренцией, что вызовет рост безработицы и усиление активности антиглобалистских сил. Это вынудит многонациональные компании сократить, а возможно и вернуть свои капиталы из Индии. Оторванная от своих соседей мировой ориентацией своей экономики, Индия не сможет стать региональным лидером, чтобы компенсировать утраты внешнего «мотора развития». Внутренний рост недостаточен, чтобы справиться с бедностью, которая остается очень значительной. Таким образом, этот сценарий, по оценке Буало, ведет к глубокому кризису.

Второй сценарий исходит из предпосылки, что в политических и экономических кругах Индии нет единства по вопросу об экономической стратегии. Отсутствие скоординированных действий и общепризнанного политического лидерства становится источником постоянной неопределенности в отношении выбора пути развития страны. Разноголосицу во мнениях и интересах отразил социальный форум в Бомбее, состоявшийся в декабре 2003 г. и собравший многочисленные политические и общественные органи-

зации Индии. Его лейтмотивом стало осуждение капиталистической глобализации.

Экономические последствия такой социально-политической ситуации неблагоприятны. В 2005-2015 гг. центральному правительству не удастся выработать стройную программу реформ. Вследствие этого физическая и социальная инфраструктура страны будет ухудшаться, что затруднит развитие современных промышленных центров развития; уровень развития образования и здравоохранения будет явно недостаточным; водный кризис охватит всю страну. Рост безработицы среди молодежи и скрытой безработицы в сельских районах будет вызывать недовольство во всей стране. Все это усилит политические противоречия между центром и штатами и между секуляристскими и фундаменталистскими партиями.

Международная ситуация будет ухудшаться из-за вероятного ослабления мировой гегемонии США и роста межрегионального соперничества, что негативно скажется на позиции международных инвесторов в отношении Индии, их капиталовложения будут сокращаться.

В период 2015-2025 гг. авторы сценария прогнозируют развитие опасных политических тенденций в ответ на экономический кризис и отсутствие политического консенсуса. Военные расходы возрастут в связи с мировыми и региональными противоречиями и усилением внутренней нестабильности. Борьба за раздел ресурсов и коррупция будут обостряться и расширяться, принимая, как это обычно случается в Индии, религиозные и этнические формы. Единственный светлый луч в этой мрачной ситуации - активизация гражданского общества, которое в соответствии с традициями борьбы за независимость вновь провозгласит до сих пор популярные в Индии лозунги ненасилия и сотрудничества. Под воздействием всех указанных факторов темпы экономического роста Индии к 2025 г. сократятся до 4% в год (002, с. 23).

Третий сценарий ставит во главу угла сбалансированное развитие Индии, отвечающее общенациональным интересам. Это предполагает достижение консенсуса между различными политическими силами и социальными группами для решения в период 2005-2015 гг. главных первоочередных проблем страны: снижение бедности, подъем сельского хозяйства и сельских регионов; разви-

тие здравоохранения и образования; опережающее развитие инфраструктуры; повышение эффективности управления.

Достигнув внутреннего сбалансированного развития, Индия сможет в полной мере воспользоваться возможностями, предоставляемыми глобализацией, соблюдая при этом баланс между краткосрочными преимуществами и долгосрочными потребностями своей экономики.

Во внешней политике Индия должна развивать дружеские отношения со своими соседями. На этом пути Индия может постепенно стать мировой державой и моделью развития. На период 2015-2025 гг. этот сценарий также предполагает благоприятные для Индии перспективы. Даже в случае рецессии мировой экономики набранный внутренний динамизм позволит Индии заместить внешний фактор, успешно развиваться и даже стать источником динамизма для мировой экономики. Темпы экономического роста Индии ускорятся после 2015 г. и достигнут к 2025 г. темпов роста Китая - 10% в год. Индийское общество в указанные 20 лет успешно модернизируется и войдет в группу стран с развитой экономикой. Благодаря опоре на сбалансированные внутренние факторы Индия станет ответственной и уважаемой мировой державой.

Солидаризуясь с третьим сценарием, Буало тем не менее считает, что будущее как для Индии, так и для мира в целом остается открытым (002, с. 24).

Ю.И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.