Научная статья на тему '2007. 03. 020. Герценштейн О. В. Договор финансирования под уступку денежного требования. - Чита: Читин. Гос. Ун-т, 2006. - 250 с'

2007. 03. 020. Герценштейн О. В. Договор финансирования под уступку денежного требования. - Чита: Читин. Гос. Ун-т, 2006. - 250 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОД УСТУПКУ ДЕНЕЖНОГО ТРЕБОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 020. Герценштейн О. В. Договор финансирования под уступку денежного требования. - Чита: Читин. Гос. Ун-т, 2006. - 250 с»

2007.03.020. ГЕРЦЕНШТЕЙН О.В. ДОГОВОР

ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОД УСТУПКУ ДЕНЕЖНОГО ТРЕБОВАНИЯ. - Чита: Читин. гос. ун-т, 2006. - 250 с.

Монография посвящена рассмотрению проблем правового регулирования договора финансирования под уступку денежного требования в российском праве. В книге раскрыты понятие, юридическая природа данного института, рассматривается история возникновения и развитие договора, его соотношение с общегражданской уступкой требования (цессией), а также правовое положение субъектов договора и их ответственность. Анализируются элементы института финансирования под уступку денежного требования на основе примеров из судебной практики, а также международно-правовые акты в области регулирования отношений по передаче прав по денежным обязательствам. Монография состоит из введения, трех глав и заключения.

Анализируя историю возникновения правового института факторинга, автор отмечает, что его следует рассматривать как явление, возникшее в результате трансформации средневекового английского института торгового посредничества. Исторически факторинг имел две разновидности: «товарный» и «финансовый». Финансовый - это по своей сути кредитные отношения, т.е. аналог современного факторинга. Товарный факторинг представлял собой деятельность специализированных торговых посредников-агентов.

Положения гл. 43 ГК РФ учитывают правила Конвенции о международном факторинге. В российской юридической литературе понятия «финансирование под уступку денежного требования» и «факторинг» часто используются как равнозначные. Однако, по мнению автора, законодатель обоснованно не использовал в наименовании гл. 43 ГК РФ термин «факторинг», поскольку конструкция договора финансирования под уступку денежного требования в гражданском праве России не может быть отождествлена с договором факторинга, известным в мировой торговой практике. В международной торговой практике факторинг рассматривается как одна из разновидностей финансирования под уступку дебиторской задолженности. В российском гражданском праве договор финансирования под уступку денежного требования представляет собой универсальную конструкцию, которая может быть использо-

вана для регулирования факторинга и иных видов финансирования под уступку денежного требования.

Во-первых, конструкция договора финансирования под уступку денежного требования очень близка к конструкции договора факторинга, определенного в Оттавской конвенции 1988 г. Однако в отличие от Оттавской конвенции, по российскому законодательству оказание дополнительных (наряду с финансированием) услуг не является существенным условием для выделения этого вида договора.

Во-вторых, форфейтинг, с позиции гражданского законодательства РФ, представляет не что иное, как уступку дебиторской задолженности с обеспечительными правами, которые неразрывно следуют за основным обязательством в случае его передачи. Договор финансирования под уступку денежного требования в соответствии с российским законодательством охватывает широкий круг сделок по финансированию под уступку денежного требования (факторинг, форфейтинг, проектное финансирование, уступку денежного требования в целях обеспечения исполнения обязательств).

Договор финансирования под уступку денежного требования сформулирован как возмездный, взаимный, предпринимательский, он может быть реальным и консенсуальным. Автор предлагает отнести данный договор к группе алеаторных договоров, поскольку элемент риска, принимаемого на себя каждой из сторон, заключается в вероятности того, что либо один, либо другой контрагент получит встречное удовлетворение меньшего объема, чем им самим предоставленно. Рисковый характер договора проявляется также в том, что у финансового агента имеется риск возможной неоплаты должником предъявленного к исполнению денежного требования. Особенность договора в том, что он является односторонне алеаторным, т.е. рисковым для одной стороны договора -финансового агента.

Условия договора финансирования под уступку денежного требования могут быть сформулированы по-разному. Финансирование может осуществляться путем покупки денежного требования, либо денежное требование может быть уступлено в целях обеспечения исполнения клиентом обязательства перед финансовым агентом. Термин «покупка» непосредственно использован законодателем в ст. 831 ГК РФ, который по своей сути является достаточно условным. Предоставление финансовым агентом денеж-

ных средств осуществляется по правилам о договоре займа либо кредита, а право денежного требования приобретается им в качестве возврата или обеспечения выданного кредита.

По договору финансирования под уступку денежного требования клиент в обмен на финансирование, осуществляемое финансовым агентом, уступает или обязуется уступить денежное требование к третьему лицу (должнику). Вследствие этого вторую группу отношений (помимо заемно-кредитных), необходимых для квалификации договора финансирования под уступку денежного требования в качестве смешанного договора, составляют отношения по передаче денежного требования. Поэтому договор факторинга является сложным и включает в себя сделку уступки права требования (цессии). Однако в юридической литературе существует и иное мнение - самостоятельность уступки требования отрицается. Рассматривая вопрос о соотношении договора финансирования под уступку денежного требования и общегражданской цессии, автор делает вывод о специфическом характере уступки в рамках договора.

В заключение автор монографии формулирует следующие выводы. Во-первых, сложный характер правоотношений финансирования под уступку денежного требования предопределил характер предмета данного договора. Предмет договора, урегулированного гл. 43 ГК РФ, является сложным, включающим денежные средства и денежное требование. В случае, если договор финансирования предусматривает оказание финансовых услуг, то в предмет договора входит еще и определенная финансовая деятельность. Во-вторых, предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, является денежное требование, которое может быть как существующим, так и будущим. Существующее денежное требование - это требование о передаче определенной денежной суммы, срок предъявления к исполнению которого уже наступил. При этом денежное требование клиента считается перешедшим к финансовому агенту с момента наступления срока платежа по уступленному денежному требованию. Будущее денежное требование определяется как право на получение денежных средств, которое возникает в будущем. При этом будущим будет являться как денежное требование из договора, заключенного на момент уступки, но срок платежа по которому еще не наступил, так и денежное тре-

бование из договора, еще не заключенного на момент уступки. В этом случае договор финансирования под уступку будущего требования следует рассматривать как договор под отлагательным условием. С момента наступления отлагательного условия, происходит правопреемство, представляющее собой одномоментное возникновение права у клиента и его переход к финансовому агенту.

Н.В. Крысанова

2007.03.021. ШМАКОВ ВН. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН. - Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД РФ, 2006. - 148 с.

В монографии рассматриваются вопросы реализации гражданско-правовых средств охраны имущества граждан на основе договорного института возмездного оказания услуг населению. Книга состоит из введения, трех глав и заключения.

Сфера услуг затронула в настоящее время и сферу правоохранительной деятельности, традиционно считавшуюся государственной. Деятельность по предупреждению преступных посягательств на объекты права собственности, а также на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность граждан не ограничивается сейчас только уголовно-правовыми и административно-правовыми мерами. Договорный институт охраны составляет основу деятельности негосударственных (частных) правоохранительных структур.

Поскольку в теории гражданского права существуют различные точки зрения относительно услуги как объекта гражданского права, предлагается законодательно оформить конститутивный признак услуги, т.е. сформулировать дефиницию п. 1 ст. 779 ГК РФ следующим образом: «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, не имеющие объективно выраженного материального результата) вне данных действий (деятельности), а заказчик обязуется оплатить данные услуги».

Услуги в форме охранной деятельности имеют следующие квалифицирующие признаки. Во-первых, «юридический интерес» охранной услуги заключен в обеспечении сохранности охраняемого имущества в натуре, а не в возможности возмещения стоимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.