Научная статья на тему '2007. 03. 018. Симеонова К. Исследования и инновации в Болгарии. Simeonova K. research and innovation in Bulgaria // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 5. - P. 351-363'

2007. 03. 018. Симеонова К. Исследования и инновации в Болгарии. Simeonova K. research and innovation in Bulgaria // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 5. - P. 351-363 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА БОЛГАРИИ / ИНДИКАТОРЫ ИР / ФИНАНСЫ / КАДРЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИННОВАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 018. Симеонова К. Исследования и инновации в Болгарии. Simeonova K. research and innovation in Bulgaria // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 5. - P. 351-363»

2007.03.018. СИМЕОНОВА К. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ В БОЛГАРИИ.

SIMEONOVA K. Research and innovation in Bulgaria // Science a. publ. policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, N 5. - P. 351-363.

Ключевые слова: научно-техническая политика Болгарии; индикаторы ИР; финансы; кадры; исполнительные организации; инновации.

Автор реферируемой публикации - директор Центра науковедения и истории науки при Болгарской академии наук (БАН). Она отмечает, что трансформация системы ИР и инноваций в Болгарии началась одновременно с подобными реформами в других странах Центральной и Восточной Европы. Однако впоследствии «страна потеряла темп», и переходный период здесь несколько затянулся. Главной причиной такого отставания автор считает «отсутствие политического и социального консенсуса» в подходе к реформам.

Период 1990-1992 гг. характеризовался резкой критикой науки и рядом инициатив по реструктуризации ее «тоталитарной институциональной системы». Проведению экономических и правовых реформ мешала и общая политическая нестабильность в стране - за 1990-1997 гг. здесь сменились семь правительств и пять парламентов. Период, непосредственно следовавший после объявления перестройки в 1989 г., был временем «серии правительственных инициатив, направленных на сокращение научного потенциала и урезания государственного финансирования науки».

Вплоть до 1997 г., утверждает автор, в Болгарии не было полноценной политики в области науки и техники. Изменения начались после парламентских выборов 1997 г., открывших новый этап реформ, отмеченных относительной макроэкономической стабильностью. За три года (1998, 1999, 2000) ВВП страны увеличивался соответственно на 3,5; 2,4 и 5,8%. Рост финансовой и политической стабильности автор связывает с процессом вступления Болгарии в Евросоюз, который начался в 1999 г. В связи с этим автор ссылается на несколько докладов ЕС, в которых подтверждается выполнение условий, необходимых для вступления в ЕС. Речь шла, в частности, о возможностях этой страны с точки зрения ее

коммерческого и рыночного потенциала. В итоге в 2005 г. Болгария стала полноправным членом ЕС.

К сожалению, констатируется в статье, достижение экономической стабильности не оказало решающего воздействия на национальную инновационную систему. Правда, правительство признает необходимость более «сконцентрированной» политики в сфере науки и техники, и появились первые обнадеживающие признаки того, что «отстраненная» позиция правительственных политиков уходит в прошлое.

Цель реферируемой статьи - характеристика текущей ситуации в сфере научно-технической политики и информационной системы в Болгарии. Автор считает необходимым классифицировать материал публикации по следующим направлениям: усовершенствование правовых условий в сфере науки и техники; институциональная система научно-технической политики; основные индикаторы ИР (финансирование, кадровый потенциал, организация исполнения ИР, международное сотрудничество, научная продукция); инновационная активность - результаты обследования; новый этап инновационной и научной политики.

Усовершенствование правовых условий в сфере науки и техники. Свидетельством растущего понимания значимости правовых условий для научно-технической деятельности явилось принятие после 1990 г. нескольких законов. Важную роль в формировании улучшенной «регулятивной» базы науки и техники сыграло обращение к опыту уже реализованных моделей. В то же время хотя новое законодательство и охватывает практически все проблемы науки и техники, тем не менее кадровые вопросы, в том числе обеспечение научных сотрудников и возможности для их карьерного роста, до сих пор регулируются устаревшим законом от 1972 г.

Наиболее значимым законом в сфере науки и техники в стране автор считает закон, устанавливающий институциональную структуру такого рода деятельности. В новых законах подверглось критике недостаточное внимание, уделяемое в стране проблеме ресурсов, в частности, перспективам увеличения уровня финансирования науки. Озабоченность научного сообщества вызывает отсутствие четко сформулированной политики науки и техники, нет баланса между национальными и международными приоритетами. Тем не менее уже сделаны важные шаги по изменению сложив-

шейся ситуации. В связи с этим в реферируемой статье упомянуты несколько законов, их характеристика представлена в таблице.

Таблица 1 (с. 352-353) Законодательные акты в сфере науки и техники

Год Название закона Содержание и цели

1999 Закон о мелких и средних предприятиях Создание условий для улучшения государственной инновационной политики и частно-государственного взаимодействия в вопросах инвестиций и развития потенциала предприятий

2003 Закон о поощрении научных исследований Признание научной деятельности в качестве национального приоритета. Предусмотрены учреждение Национального совета по научным исследованиям (СЖ) и восстановление Национального фонда научных исследований, упраздненного в 1998 г. Предусмотрены условия для вовлечения частного сектора в процесс принятия решений о государственных ИР, в частности путем включения его представителей в состав СЖ

2004 Закон о региональном развитии Формирование условий для взаимодействия институтов на региональном уровне, вовлечение частного бизнеса в разработку региональных решений, создание структуры для обсуждения и поощрения проблем инноваций

Среди законов, формирующих правовое поле научной деятельности, автор упоминает законы о Болгарской академии наук, о высшем образовании, об интеллектуальной собственности и др. Эксперты признали закон об интеллектуальной собственности в наибольшей степени отвечающим требованиям ЕС, однако система применения этого закона пока не может считаться удовлетворительной.

Институциональная система научно-технической политики. Первая половина 90-х годов в Болгарии характеризуется отсутствием полноценной политики в сфере науки и техники и удов-

летворительной базы выработки такой политики. Стабильность системы страдала от частых реорганизаций правительственных учреждений. В результате практически не проводилось реальной концепции научной политики и не оказывалось влияния на ИР. Предоставленные сами себе, исследовательские организации постепенно переходили от стратегии выживания к стратегии гибкой мобилизации.

После 1997 г. руководство в сфере науки и техники сосредоточилось в руках Министерства образования и науки (MES) и Министерства экономики, которое в 2005 г. было преобразовано в Министерство экономики и энергетики (МЕЕ) и занималось проблемами технологической политики. ИР сельскохозяйственной ориентации занималось Министерство сельского и лесного хозяйства в находящемся под его эгидой Национальном центре сельскохозяйственных наук. Этот Центр был создан в 1999 г. на базе расформированной Академии сельскохозяйственных наук. В ведении Министерства здравоохранения находятся семь национальных исследовательских центров, организованных после роспуска Медицинской академии. Другие ведомства (в том числе обороны, окружающей среды и водных ресурсов) занимаются ИР по своему профилю.

В 2003 г. в стране был восстановлен Национальный фонд научных исследований - важная финансирующая организация, которая рационализировала систему обеспечения ИР. Правда, отмечает автор, средства, поступающие в распоряжение Фонда, не позволяют этой организации осуществлять заметное воздействие на научную политику. Средства Фонда распределяются на конкурсной основе по трем направлениям: национальная стратегия и национальные программы; фундаментальные исследования; демонстрационные проекты.

Вопросы ИР и инноваций в промышленности находятся в ведении Министерства экономики и энергетики и входящего в его систему Консультативного совета по мелким и средним предприятиям. Последний обеспечивает эффективное взаимодействие государственной администрации, неправительственных организаций и коммерческих подразделений: 9 из 16 членов Консультативного совета представляют в нем организации, которые занимаются поддержкой мелких и средних предприятий. Главная организация по

разработке решений и их исполнению в составе Министерства экономики и энергетики - Исполнительное агентство по поощрению мелких и средних предприятий.

Основные индикаторы ИР

1. Финансирование. В контексте целей ЕС, подчеркивает автор, уровень финансирования ИР в Болгарии далек от удовлетворительного.

Разрыв по данному показателю между Болгарией и Евросоюзом остается пока значительным. С начала трансформации национальной системы науки и техники валовые затраты на ИР в стране сократились в 4 раза - доля таких затрат в ВВП снизилась с 2,38 до 0,49% (с. 354).

Для разработки инновационной политики и укрепления базы знаний в промышленности необходимо увеличить затраты на ИР в этом секторе, однако пока Болгария не достигла уровня конца 80-х годов. По данным Национального института статистики, доля промышленного сектора в стране в 2002 г. составила 18,5% от валовых национальных затрат на ИР; наиболее высокой эта доля отмечена у правительственного сектора: в 1998 г. она равнялась 75,6% , а к 2002 г. составляла 71,4%. Структура исследовательского бюджета в разрезе направлений ИР демонстрировала следующую картину: доля фундаментальных программ за 1995-2002 гг. увеличилась с 24,9 до 29%, соответствующая динамика для прикладных ИР - 54,7 и 49,5% (с. 354). Далее автор отмечает, что за последние десять лет 90% фондов ИР направлялось на покрытие текущих затрат. Например, в 2002 г. доля капитальных затрат не превышала 4% в валовом объеме национальных ИР.

2. Кадровый потенциал ИР. К 1992 г. занятость в сфере ИР Болгарии сократилась на 55% по сравнению с дореформенным периодом. Представление о динамике кадровой составляющей индикаторов науки в разрезе секторов исполнения дает табл. 2. В связи с этим автор обращает внимание на то, что при сборе и разработке такого рода данных болгарские статистики науки руководствовались принятой в ЕС «методикой Фраскати», что делает такие показатели сопоставимыми с показателями европейской статистики.

Таблица 2 (с. 354)

Исследовательский персонал в Болгарии по секторам исполнения ИР (в пересчете на условную полную занятость)

Год Секторы исполнения Всего

Вузы Правительство Промышленность Частные бесприбыльные организации

1994 3460 7243 1882 23 12 608

1996 4847 8007 1752 145 14 751

1998 2576 7501 1783 112 11 972

2000 1886 6417 1139 37 9479

2001 1987 6082 1082 66 9217

2002 2181 6067 957 18 9223

Комментируя данные табл. 2, автор обращает внимание на то, что за указанные годы исследовательский кадровый потенциал страны сократился на 26,9%. Количество исследователей в расчете на 1 тыс. занятых в 2001 г. составило 2,68; за 1996-2001 гг. отрицательный годовой рост данного показателя оказался равным -3. В связи с этим в статье подчеркивается: низкий социальный престиж профессии исследователя отражен в объеме удельных затрат ИР на одного сотрудника. В 2001 г. такая сумма была одной из самых невысоких среди 25 стран Европы - 8 тыс. евро (с. 354).

В 1995-2002 гг. большая часть исследователей была сосредоточена в институтах государственного сектора. Автор подчеркивает: распределение кадрового потенциала в Болгарии отличается от аналогичной структуры 15 стран ЕС. Это различие прежде всего касается промышленного сектора: его доля в исследовательских кадровых ресурсах большинства стран ЕС составляет в среднем 55,4%; доля государственного сектора - 13,3%. В Болгарии за тот же период 69,8% исследователей были заняты в государственном секторе, а на долю сектора предприятий приходилось лишь 11,1% (с. 354).

Среди других показателей кадрового потенциала автор упоминает такой показатель, как отличие Болгарии с точки зрения высокой доли женщин среди отечественных исследователей. В 2001 г. этот показатель (45,5%) был одним из самых высоких среди 25 стран Европы. По доле женщин страна занимает четвертую позицию после Латвии, Литвы и Португалии. В связи с этим автор

считает полезным изучение причин оттока мужчин из рассматриваемой профессии.

Рекрутирование исследовательских кадров, отмечается в статье, демонстрирует в последние годы результаты, которые эксперты оценивают как неудовлетворительные. Доля защитивших докторскую степень молодых специалистов в возрасте 24-29 лет составляет 0,7% на 1 тыс. населения, этот показатель ниже среднего по ЕС (2,9%). Проблема заключается не только в нехватке новых специалистов, но и в том, что в последние годы они часто отказываются от карьеры в науке, предпочитая другого рода деятельность, или эмигрируют в другие страны для работы в зарубежных научных институтах, поскольку ни отечественные зарплаты, ни условия для проведения ИР на родине их не устраивают. Отток исследователей наиболее продуктивного рабочего возраста из системы исследований, подчеркивает автор, приводит к увеличению среднего возраста специалистов. Так, по данным Болгарской АН, в 1997-2002 гг. доля исследователей старше 45 лет увеличилась с 57,5 до 67,75% (с. 355).

3. Организация исполнения ИР. В конце 2002 г. в Болгарии действовали 361 организация по проведению ИР: в том числе 26,6% - в секторе предприятий, 44,0 - в правительственном секторе и 27,4% - в секторе вузов. За 1998-2002 гг. общее количество исследовательских учреждений сократилось на 19,2%. В секторе вузов действовали 99 научных организаций. Автор обращает внимание на то, что двойная роль университетов - в качестве поставщика кадров и источника исследовательской деятельности - остается пока несбалансированной.

Организация новых вузов и введение в них новых дисциплин приводят к нехватке вузовских преподавательских кадров и сказываются на качестве образования. Некоторые проблемы такого рода рассматривались в обзоре, подготовленном по инициативе Министерства образования и науки. Автор считает необходимым обратить внимание на отдельные положения данного обзора.

Здесь отмечается, что в стране преобладают вузы, масштабы которых не дотягивают до среднего уровня: так, лишь семь вузов насчитывают более 10 тыс. учащихся, в 32 - учатся менее 5 тыс. и в 17 - менее 1 тыс. студентов.

Уровень финансирования из государственных фондов в Болгарии ниже, чем в других странах ЕС, а использование таких фондов не является оптимальным: значительные средства тратятся на поддержание деятельности большого числа мелких институтов. В обзоре Министерства образования подчеркивается, что нерешенной остается пока и проблема конкурентного финансирования вузов.

Несмотря на то что университеты пользуются большей степенью автономии по сравнению с вузами других стран ОЭСР, тем не менее они являются объектом строгого контроля, что лишает их возможности гибко реагировать и приспосабливаться к условиям рынка.

Среди организаций - исполнителей ИР особое место занимает Болгарская академия наук, основанная в 1869 г. в качестве Болгарского научного общества. Академия проводит исследования в 74 подразделениях, охватывающих все области науки. В период 1990-2003 гг. общая численность персонала БАН сократилась на 44,8%; количество исследователей уменьшилось на 28,8% (с. 356). БАН является наиболее активной организацией ИР в стране, участвующей в международном научном сотрудничестве. За последние годы БАН осуществляет стратегию расширения своих социальных и экономических функций, тесного сотрудничества с различными ведомствами и поддержки инновационной деятельности в стране.

Крупным центром исследований в области сельского хозяйства является учреждение с аналогичным названием, организованное под эгидой Министерства сельского и лесного хозяйства. В рамках Центра действуют 25 исследовательских институтов. Среди других заметных научных учреждений автор называет Центр повышения квалификации персонала, Центр научной и технической информации и Национальный музей сельского хозяйства.

В систему правительственных НИИ, действующих в рамках соответствующих министерств и агентств, входят 13 подразделений, выполняющих ИР по профилю курирующего их ведомства.

4. Международное сотрудничество. С 1990 г. ось болгарского научного сотрудничества страны сместилась от СЭВ в сторону новых партнеров. Эксперты полагают, что для потенциала исследовательских организаций этой страны и ее интеграции в международное научное сообщество особое значение имеет участие в про-

граммах ИР таких образований, как ЕС, НАТО, и в международных исследовательских центрах.

Начиная с 1999 г. Болгария участвует в Рамочных программах ЕС, в частности, в Пятой рамочной программе, рассчитанной на 1998-2002 гг. Так, подтверждена высокая научная квалификация институтов БАН, Софийского университета и Технического университета в Софии. С 1993 г. Болгария участвует в научной программе НАТО. К 2005 г. она выиграла 236 грантов (в том числе 61% получила БАН) на общую сумму 8,7 млн. евро. Кроме того, болгарские исследователи получили 500 «стипендиальных грантов» (с. 357).

5. Научная продукция. Автор подчеркивает, что тенденция к снижению «вводимых» показателей, ухудшение условий для проведения ИР в сочетании с другими отрицательными факторами, такими, как утечка умов, низкий спрос, ухудшение состояния ин-фрастуктуры, в будущем могут иметь отрицательное воздействие на способность исследовательской системы не только проводить высококачественные исследования, но и усваивать результаты зарубежных ИР. Опасность такого рода негативного сценария подтверждается тенденциями в сфере научной продукции за последнее десятилетие.

Если судить по показателям публикаций, оцененных на основе доли участия болгарских ученых, подтвержденной в «Индексе научного цитирования», болгарские индикаторы стабилизировались на уровне 0,2%. За 1999-2002 гг. количество публикаций сократилось с 1407 до 1263. Изменилась география соавторских работ: до 1990 г. доминировали работы, написанные совместно с исследователями из СССР. В последующий период преобладают публикации, подготовленные болгарскими авторами в сотрудничестве с соавторами из ФРГ, США, Франции и Италии (с. 357).

После 1990 г. в стране отмечено снижение патентной активности. По данным Европейского патентного ведомства, среднее количество заявок болгарских соискателей в 1985-1989 гг. составляло ежегодно 16,4; в 1990-1994 гг. этот показатель сократился до 7,2. В 1990 г. Патентное ведомство США выдало болгарским изобретателям 27 патентов (с. 357).

Инновационная деятельность - результаты обследования. Автор отмечает, что до сих пор в стране не опубликованы

результаты национального обзора по инновациям. Наиболее достоверная информация собирается и анализируется на региональном уровне (в рамках реализации международного проекта, профинансированного Пятой рамочной программой). Доступной для анализа является информация, полученная в ходе обследования Южного и Центрального регионов страны. Обследование выполнено в рамках проекта «Региональная инновационная стратегия для Южного и Центрального регионов» (Л/£-£С), оно было проведено в 2003-2004 гг.

Анализ инновационной деятельности построен на информации о трех главных исполнителях системы: «поставщики ИР»; организации-посредники; потребители результатов ИР (мелкие и средние предприятия региона). Проведенный анализ, подчеркивается в статье, должен стать базой подготовки рекомендаций для соответствующих органов власти (в том числе не только на региональном уровне).

Поставщики ИР. Результаты, полученные в ходе обследования, охватывают инновационную деятельность 47 организаций ИР указанного региона. 91,8% таких подразделений являются государственными, 59,1% - составляют исследовательские организации вузов, причем значительная часть (2/3) были сформированы после 1990 г. Главной целью опроса было выявление масштабов «поставки» инноваций: продуктов, технологий, методов организации, научных результатов (с. 357-358). Среди конкретных целей сбора информации автор называет такие, как масштабы и структура «поставки» по основным типам инноваций; выявление партнерских связей поставщиков и потребителей и каналов распространения соответствующей информации; обозначение основных барьеров на пути инноваций; анализ моделей рекрутирования молодых специалистов; идентификация международных контактов. Представление о типе инноваций и организациях-исполнителях дает табл. 3.

Таблица 3 (с. 358)

Типы инновационной продукции обследованных ИР-организаций

Тип инноваций

Количество инноваций

Количество инноваций на одну организацию ИР

Новые продукты 433 7,5

Новые процессы/технологии 126 2,8

Научные результаты 2107 44,8

Всего 2666 54,4

Из них запатентовано 26 0,57

Выполнено 44 1,1

Организаторы обследования ставили своей целью выявление главных тенденций в процессе трансформации инновационной системы страны за 2000-2002 гг. Комментируя информацию, представленную в табл. 3, автор обращает внимание на важные с ее точки зрения моменты. Более половины респондентов (53,1%) не поставляют инновационную продукцию на рынок, а те, кто положительно ответил на этот вопрос, признали, что за последние три года предложили лишь два инновационных продукта. Аналогичная картина существует и в сфере поставки инновационных технологических процессов. Доминирующий тип инноваций - исследовательские результаты: большинство респондентов сообщили, что представили за три года от 20 до 30 таких «научных продуктов».

В выводах автора отмечается далее, что большая часть обследованных организаций не имеет на своем счету ни одного патента за три года. Один из вопросов, предложенных в ходе обследования, касался интеграции региональных инновационных систем. Последнюю измеряли количеством инноваций, выполненных по инициативе предприятий. На взгляд автора, результаты оказались «обнадеживающими»: 1/5 всех инноваций выполнены по заказу потребителей (с. 358).

Инновационную политику организаций обследователи идентифицировали, используя для анализа следующие категории затрат: объем ИР, выполняемых соответствующими организациями; приобретение результатов ИР от других организаций; приобретение оборудования; приобретение технологий и ноу-хау; образование, маркетинг и распространение информации. Полученные в ходе обследования результаты позволяют сделать следующие выводы: 1) уровень затрат на фундаментальные исследования весьма низок, 20% организаций не проводили таких исследований вообще; 2) приобретение результатов ИР у других организаций не является распространенной практикой: 71% респондентов ответили

на этот вопрос отрицательно; 3) о приобретении нового оборудования сообщили лишь половина опрошенных; 4) лишь пять организаций признали, что вложили средства в образовательные программы для своего персонала; 5) вложения в маркетинг и распространение информации вообще не вызывают интереса у респондентов (с. 358).

Информацию об источниках финансирования инноваций содержит табл. 4.

Таблица 4 (с. 359)

Источники финансирования инновационной деятельности

Доля профинан- Доля организаций, не

Источники сированных орга- получивших финансо-

низаций (%) вой поддержки

Собственные фонды организаций 16,3 65,3

Национальные источники

Местный бюджет 6,1 79,6

Государственный бюджет 57,1 30,6

Национальные программы 6,1 77,6

Внебюджетные источники 8,2 75,5

Всего отечественные источники 59,2 26,5

Зарубежные источники

Фонды ЕС 10,2 73,5

Прочие международные организации 6,1 77,6

Программы ЕС 2,0 79,6

Прочие источники 2,0 79,6

Всего зарубежные источники 10,2 73,5

В примечании к таблице обследователи отметили, что в ней не отражены организации, ответившие на соответствующий вопрос отрицательно или не давшие никакого ответа.

Общий итог проведенного обследования: большая часть исследовательских организаций либо совсем не интегрируется в местную промышленную и экономическую среду, либо такого рода связи являются весьма слабыми. Важным результатом обследования автор считает идентификацию факторов, которые рассматриваются как основные барьеры на пути инноваций. Среди самых значительных барьеров респонденты указали такие, как отсутствие доступа к источникам финансирования; организационные помехи, нехватка квалифицированного персонала, недостаточная информа-

ция об ИР и рынках; недостаточный интерес со стороны фирм -потенциальных потребителей.

Организации-посредники. Деятельность такого рода организаций также явилась объектом обследования в рамках проекта ШБ-БС. Всего было обследовано 18 организаций, из них 89% относились к категории частных образований. Основные сферы деятельности - бизнес, консультирование, информация, обучение и ИР-деятельность. В круг респондентов не попали ни бизнес-инкубаторы, ни организации по передаче технологий.

Выяснилось, что самые распространенные формы деятельности в этой сфере - обучение и организация партнерства (89%), разработка бизнес-планов и организация международного сотрудничества (78%), организация выставок и визитов (72%), информация о конкурентах (61%), поиск источников финансирования (56%) (с. 359).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показали респонденты, сотрудничество и разработка инновационных проектов проходят в основном с привлечением отечественных партнеров, международное партнерство развито слабо.

Организации-посредники редко обращаются в поисках информации к университетам и организациям по ИР: лишь 22% респондентов указали на такие источники. При этом значительная доля опрошенных (89%) сообщили о своих тесных связях с региональными организациями (с. 360).

Потребители результатов ИР. В ходе реализации проекта ШБ-БС обследователи охватили 397 фирм региона. Большую часть из них можно отнести к мелким и средним предприятиям. Из общего числа опрошенных лишь 27% создавали инновационные продукты для рынка. Треть респондентов сообщили, что сотрудничают с другими фирмами. Что касается вложений в инновации, то, по данным за 2002 г., 2/3 вообще не производят таких вложений. Хотя компаниям открывается возможность использовать фонды ЕС, лишь 2,1% фирм используют подобный источник.

Автор обращает внимание на то, что, судя по ответам в ходе обследования, кооперация с исследовательскими организациями развита весьма слабо - менее 7% респондентов признали участие в совместных проектах с отечественными исследовательскими организациями (с. 360).

Оценивая в целом информацию, полученную в ходе проведенного обследования, автор приходит к выводу: в стране отсутствует

полноценная инновационная политика, недостаточно развита информация в данной сфере, нет четкого признания острых проблем.

Новый этап инновационной и научной политики. Перспективы развития науки и техники в Болгарии сформулированы в специальном докладе Министерства экономики и энергетики, одобренном правительством. В этом документе рассматриваются меры, нацеленные на стимулирование государством деятельности в ИР. Программа рассчитана на период до 2013 г. Одним из центральных моментов предлагаемой стратегии является улучшение инновационной деятельности в мелких и средних предприятиях. В докладе признается важная роль прямых зарубежных инвестиций в ускорении экономического роста страны. В этом отношении особое значение для Болгарии имеют страны ОЭСР и ЕС. По данным за 2004 г., общий объем зарубежных вложений составил 7 млрд. евро (с. 361).

Среди десяти инструментов государственного вмешательства, предусмотренных новой стратегией, особая роль отводится Национальному инновационному фонду. Он рассматривается в качестве финансового механизма поддержки инновационных проектов. Фонд сформирован в 2005 г. и тогда же приступил к финансированию 105 проектов, в том числе 80% проектов с участием мелких и средних фирм. Средства, которыми распоряжается Фонд, предоставлены правительством и составляют 5 млн. левов (с. 361).

Улучшение исследовательской деятельности в стране - цель Национальной стратегии научных исследований - документа, разработанного Министерством образования и науки в 2005 г. Автор отмечает, что указанная стратегия «строго опирается на приоритеты» и включает элементы среднесрочного плана действий. Важным элементом стратегии является Программа развития научного потенциала. В ней предусмотрены: поддержка исследовательской структуры университетов и исследовательских институтов; стимулирование молодых ученых в возрасте до 35 лет в проведении ими постдокторских исследований; обновление научного оборудования в исследовательских подразделениях университетов и в НИИ (с. 362).

Т.В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.