Научная статья на тему '2007. 02. 036. Со ГЭ Чжин. Социальные изменения в Северной Корее после экономического кризиса. Suh TAE-niAN. Social changes in North Korea after the economic crisis // East Asian rev. - Seoul, 2006. - Vol. 18, n 2. - P. 43-69'

2007. 02. 036. Со ГЭ Чжин. Социальные изменения в Северной Корее после экономического кризиса. Suh TAE-niAN. Social changes in North Korea after the economic crisis // East Asian rev. - Seoul, 2006. - Vol. 18, n 2. - P. 43-69 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ -КНДР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА -КНДР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 02. 036. Со ГЭ Чжин. Социальные изменения в Северной Корее после экономического кризиса. Suh TAE-niAN. Social changes in North Korea after the economic crisis // East Asian rev. - Seoul, 2006. - Vol. 18, n 2. - P. 43-69»

2007.02.036. СО ГЭ ЧЖИН. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ ПОСЛЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА. SUH TAE-niAN. Social changes in North Korea after the economic crisis // East Asian rev. - Seoul, 2006. - Vol. 18, N 2. - P. 43-69.

После экономического кризиса 1990-х годов и особенно после экономической корректировки, начатой 1 июля 2002 г., открывшей дорогу для черного рынка, в Северной Корее происходят быстрые изменения. Рыночные отношения оказали большое влияние на сознание северокорейцев. Изменения происходят во всех сферах, они не поддаются контролю со стороны правительства, как правило, инициируются снизу, а поэтому их можно считать необратимыми. После 50 лет социалистического строительства начался переход к рыночно ориентированной экономике, пишет сотрудник Корейского института национального воссоединения (г. Сеул, Южная Корея).

Государственная программа, осуществляемая с 1 июля 2002 г., включает три тезиса: 1) должны осуществляться меры, направленные на создание социалистической рыночной экономики; 2) в социальной сфере вся работа должна строиться на укреплении системы рыночного социализма; 3) предусмотренные мероприятия инициированы народом.

Существо «программы 1 июля» противоречит заявлениям официального Пхеньяна, будто речь идет лишь о «незначительных изменениях» в прежнем курсе (с. 44). На самом деле руководство Ким Чен Ира «приняло решения, которые разрушают саму основу социализма» (с. 44). Что касается третьего раздела «программы 1 июля», то это неуклюжая попытка изобразить ее как выражение воли народа, которому всегда служит руководство.

В соответствии с директивой правительства «каждый завод или фабрика имеет возможность организовать у себя производство товаров повседневной необходимости». До 30% такой продукции предприятие имеет право оставлять у себя и пускать на продажу. Однако для увеличения размера своей валютной выручки каждому предприятию требуется наращивать общий объем своего производства. С 2003 г. крупные государственные предприятия получили возможность совершать друг с другом сделки на рынке.

«Программа 1 июля» укрепила автономию отдельных предприятий. При этом нужно учитывать, что официальная экономика страны остановилась и рухнула. Теперь все виды товаров необходимо изготовить на каких-то предприятиях, а потом продать на рынке, чтобы выплачивать зарплату рабочим и служащим (с. 47). Гражданам разрешают использовать остатки сырья, в свое время проданного с государственных складов или в магазинах. «Программа 1 июля» не ограничивает номенклатуру товаров. Мелкие предприятия отдельных граждан «постепенно заменяют социалистическую экономику» (с. 48).

Техники, рабочие и менеджеры, раньше работавшие на государственных предприятиях, теперь забрали заводское оборудование домой и там занимаются производством товаров и изделий для рынка. Автор приводит рассказ профессора, который занимался исследовательской работой в области технологии Интернета. Он продолжает читать лекции в университете, но в университете он получает 4 тыс. вон в месяц, тогда как 1 кг риса стоит 250 вон, а ему нужно для семьи 20 кг. Вначале профессор мастерил и продавал электрические трансформаторы по 20-30 тыс. вон за штуку. Каждый трансформатор приносил ему дополнительно 10 тыс. вон. За месяц он изготовлял два трансформатора. Однако его коллеги по университету стали копировать и продавать такие же трансформаторы, и он лишился дополнительного дохода. Тогда он стал изготовлять противоугонные системы для автомашин и сетки против москитов и так решил проблему выживания.

Появились и посредники между изготовителями и покупателями «левых» аппаратов и приборов, которые неплохо зарабатывают. Сырье, отсутствующее в Северной Корее, покупают в Китае. Сложные химические процессы первоначально осуществляют в Китае, а завершают у себя на дому. Некоторые северокорейские, «изобретатели» проводят такие эксперименты с риском для жизни. Власти Северной Кореи пытаются контролировать ситуацию и вылавливают «изобретателей». Так, в 2000 г. за передачу секретов был расстрелян директор отдела синтетических продуктов фармацевтической фабрики в-Хамхеуне.

Наличие у предприятий производственной автономии привело к многочисленным случаям приватизации. Поскольку государство уже не в состоянии снабжать большинство государственных предприятий сырьем и товарами для продажи, они организуют надомное производство, продавая товар по своему усмотрению. При этом они выплачивают государству небольшие налоги, что делает их деятельность легальной. Таким образом бывшие государственные склады, рестораны и другие объекты превращаются в частные предприятия.

До экономического кризиса власти делили общество Северной Кореи на три класса: основной класс, колеблющийся и враждебный. Однако кризис подорвал возможность материально поддерживать граждан, лояльных режиму. Раньше социальное неравенство определялось тем, был ли человек у власти или относился к рядовым членам общества. Теперь же это неравенство определяется лишь одним показателем - доходом. Люди, получающие иностранную валюту, имеют более высокий уровень благосостояния, независимо от их рангов. Власть в стране определяется количеством получаемой валюты. 70-80% всей валюты, получаемой в Северной Корее, приходится на армейскую верхушку, а соответственно им же принадлежит и власть. Власть 25 командиров армейских корпусов увеличилась, когда им стали платить валютой (с. 50).

Сейчас власть армейского командования превысила власть партии. Военные распоряжаются всеми валютными доходами страны (горнодобывающая промышленность, продажа рыбы, доходы от сельского хозяйства и гомеопатии). Поскольку другие организации в стране не имеют права распоряжаться валютой, военные теперь оказались сильнее, чем Агентство национальной безопасности.

Основная масса населения пострадала от последних экономических мероприятий правительства, выиграли

управляющие частным бизнесом. По информации автора, в настоящее время около 20% населения можно отнести к богатым, 30% - имеют для пропитания кукурузу или пшеничное зерно, а остальные 50% погибают в нищете (с. 51). Разрыв между богатыми и бедными быстро увеличивается.

Серьезной социальной проблемой является коррупция. Предприниматели и торговцы вынуждены давать взятки, чтобы заниматься своим делом. Все чиновники, включая чиновников из военных организаций, из партийных органов и органов безопасности, за взятки протежируют торговцам' черного рынка.

Правящая верхушка сомкнулась с дельцами нелегальной экономики и глубоко увязла во взяточничестве. Оно стало нормой в деятельности партийных и административных органов, в университетах, службе занятости, жилищном строительства и выдаче разрешений на поездки в другие страны. Даже служащие билетных касс на станциях железных дорог требуют взятку за выдачу билета. За взятки освобождают преступников из тюрем. Наказывают в основном тех, кто не может дать взятку.

Автор считает, что «взятка», а не революция трансформировала общество Северной Кореи». «Взятка разрушила систему социализма» (с. 63). Главный социальный конфликт в стране - это противостояние между чиновничеством и рядовыми гражданами. По отзывам лиц, бежавших из страны, население в своем большинстве было согласно, что Северная Корея при Ким Ир Сене была «обществом рабочих». Однако к 1980-м годам страна превратилась в «общество чиновников» (с. 64).

До 1980-х годов еще не было серьезной разницы в уровнях жизни между чиновниками и остальным населением. Но по мере углубления экономического кризиса эта разница становилась все более заметной. Многие считают, что за последние три года условия жизни настолько ухудшились, что жить стало даже тяжелей, чем до освобождения страны от япбнской оккупации. Жалобы на условия жизни стали рядовым явлением, но мишенью для нападок пока еще не стало высшее лицо государства. Отмена карточного распределения продуктов и системы социального страхования заставляют население бороться за свое выживание, кто'как может. При этом чиновникам повысили зарплату, а высокопоставленным чиновникам й администрации ив армии сохранили их пайки, что вызвало большое недовольство населения.

Люди не критикуют чиновников публично, но между собой называют их грабителями и жуликами. Население считает, что честнослужат народу менее 1% чиновников (с. 65).

Система подавления в стране пока срывает открытые выступления против режима. Однако государство теряет контроль за ситуацией.

При Ким Ир Сене коллективизм населения определялся следующими причинами. 1. Большинство населения проживает в жилых комплексах, расположенных недалеко от мест их работы (заводы, фабрики, институты и т.д.). В таких условиях принципы коллективизма проникают не только в трудовые коллективы, но и в частную жизнь. Поэтому государству было нетрудно контролировать как личную жизнь, так и поведение работников обществе. 2. По всей стране были организованы «группы соседей» (ГС). В каждую ГС входило 15-20 семей. Через ГС государство имело возможность внедряться в личную и семейную жизнь. ГС связывали всех граждан с мощной государственной бюрократической машиной. Руководители ГС помогали осуществлять политический контроль и мобилизацию всего населения на выполнение задач, которые ставило руководство страны. 3. Перемещение населения даже внутри страны было очень ограничено.

Гражданам запрещалось переезжать из одного района в другой и менять работу. Экономический кризис ослабил возможности контролировать общество. Когда заводы остановились и люди были вынуждены торговать на черном рынке, стиль жизни изменился коренным образом.

Развалилась вся система образования: созданное за последние 50 лет академическое образование, обучение на рабочих местах и социальное образование (с. 54).

За последние годы изменилось разделение труда между мужчинами и женщинами. Когда мужчины не получают зарплату, женщины вынуждены заниматься коммерцией. Многие семьи выжили только благодаря этому. Статус женщин повысился. Когда женщина уходит зарабатывать деньги, муж вынужден заниматься домом. Появилось новое явление - распавшиеся семьи. Число разводов увеличивается. В отдаленных провинциях Севера члены семей часто живут порознь. Взрослые уходят из дома в поисках пищи и часто не возвращаются. Дети остаются одни в доме и попрошайничают на улицах (с. 56). После появления «программы 1 июля» в стране стало популярным понятие «прагматический социализм», что означает нацеленность населения на «максимизацию личных прибылей» (с. 58). Теперь ничто не делается и не предоставляется бесплатно. В этом смысле «программа 1 июля» оказала даже большее влияние на общественное сознание, чем на сферу экономики. Люди поняли, что означает власть денег. У социализма не осталось никакой реальной власти. Для своего выживания население теперь всецело рассчитывает на индивидуализм и либерализацию.

Идеологию Чучхе, в свое время привнесенную в страну Ким Ир Сеном, теперь многие трактуют совсем по-другому. Нередко лица, бежавшие из Северной Кореи, объясняют свой поступок тем, что так учит идеология Чучхе, «каждый человек сам строит свою собственную жизнь». Ким Ир Сена по-прежнему многие считают «великим лидером», а к Ким Чен Иру люди относятся с долей скептицизма.

Население Северной Кореи все чаще сравнивает положение в своей стране с реформируемым Китаем. Поездка в Китай без разрешения наказывается как политическое преступление, и даже государственные чиновники, выезжающие в Китай по делам, проходят тщательную проверку в службе безопасности. После опубликования «программы 1 июля» население надеялось, что Северная Корея последует примеру Китая. Население надеется, что Северная Корея примет китайскую стратегию развития. Большинство товаров, заполняющих рынки Северной Кореи, сделано в Китае.

ГМ. Кожевников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.