Научная статья на тему '2007. 02. 001. В какой степени граждане США интересуются наукой и технологией и что о них знают. Science and technology: public attitudes and understanding // science and Engineering indicators / nat. Science Board. - Wash. , 2006. - P. 7-3 - 7-21. Pdf version- mode of access: http://www. NSF. Gov/statistics/seind06/'

2007. 02. 001. В какой степени граждане США интересуются наукой и технологией и что о них знают. Science and technology: public attitudes and understanding // science and Engineering indicators / nat. Science Board. - Wash. , 2006. - P. 7-3 - 7-21. Pdf version- mode of access: http://www. NSF. Gov/statistics/seind06/ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К НАУКЕ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О НАУКЕ / ПОНИМАНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ НАУЧНЫХ ТЕРМИНОВ И КОНЦЕПЦИЙ / ВЕРА В ПСЕВДОНАУКУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 02. 001. В какой степени граждане США интересуются наукой и технологией и что о них знают. Science and technology: public attitudes and understanding // science and Engineering indicators / nat. Science Board. - Wash. , 2006. - P. 7-3 - 7-21. Pdf version- mode of access: http://www. NSF. Gov/statistics/seind06/»

2007.02.001_

НАУКА И ОБЩЕСТВО

5

2007.02.001. В КАКОЙ СТЕПЕНИ ГРАЖДАНЕ США ИНТЕРЕСУЮТСЯ НАУКОЙ И ТЕХНОЛОГИЕЙ И ЧТО О НИХ ЗНАЮТ.

Science and technology: Public attitudes and understanding // Science and engineering indicators / Nat. science board. - Wash., 2006. - P. 7-3 -7-211. PDF version- Mode of access: http://www.nsf.gov/statistics/-seind06/

Ключевые слова: США; отношение населения к науке; источники информирования населения о науке; понимание населением научных терминов и концепций; вера в псевдонауку.

Реферируемый материал - один из разделов регулярного (с 1972 г.) американского издания «Индикаторы науки и техники». Это доклад о состоянии науки, технологии и образования в стране и отчасти в мире, который согласно закону президент США представляет конгрессу раз в два года. Доклад пользуется широкой известностью и авторитетом во всех развитых странах мира, служит образцом, которому следуют аналогичные издания ОЭСР, Японии и т.д.

Раздел посвящен проблемам взаимоотношений научного сообщества с широкими слоями населения страны, их взглядам на науку и ее роль в обществе, а также оценке уровня научной грамотности населения США. Подготовкой доклада занимается Национальный научный фонд (ННФ), использующий как собственные информационные ресурсы, так и материалы из многочисленных американских и зарубежных источников - государственной статистики, обзоров, опросов и обследований в США и других государствах мира. При подготовке рассматриваемого издания 2006 г. бы-

1 В реферируемом издании страницы нумеруются по главам: Первая цифра обозначает главу, вторая - страницу в этой главе.

ло использовано 19 источников, среди которых - материалы одного из обследований, которые Институт Гэллапа проводит 10-20 раз в год. В числе источников также издания Европейской комиссии, Биотехнологического института Канады; обследование, выполненное Британским советом в России; публикации фондов, аналогичных ННФ, в Китае, Японии, Корее, Малайзии; обследования, выполнявшиеся университетами и научными центрами отдельных штатов США. В опросах, использованных в качестве источников, фигурировало от 800 до 8 тыс. респондентов, а погрешности оценок не превышали 3,1% (с. 7-6). Данные обследований, проведенных в России и в странах Азии, публикуются в «Индикаторах науки и техники - 2006» впервые, в предыдущих выпусках их не было.

Источники информации. Информацию о науке и технике население получает из разных источников. Однако большинство взрослых людей во всем мире узнают о последних достижениях науки и техники из телевизионных передач. Интернет хотя и не является главным источником, но, во-первых, он единственный источник, количество пользователей которого непрерывно возрастает, и, во-вторых, он лидирует среди источников, к которым люди обращаются по собственной инициативе, чтобы получить информацию по той или иной научно-технической проблеме. На протяжении последних десятилетий среди американских семей, как и во всем мире, телевидение, бесспорно, лидирует. Правда, оно уделяет науке не так уж много внимания, если речь идет об общедоступных телевещательных сетях - таких, как ABC, CBS, FOX, NBC, UPN или WB. Например, в 2005 г. (с. 7-8) из 25 программ, посвященных науке и технике, только три были показаны по PBS - каналу, который смотрят почти все семьи США. Остальные 26 транслировались по кабельным и спутниковым каналам, специализирующимся на разного рода популярных программах о науке (Science Channel, National Geographic, History Channel, NASA TV и т. д.), где количество зрителей гораздо меньше. Так что большинство телезрителей узнают о достижениях науки и техники главным образом из программ новостей и других передач, где научные сведения или сведения о науке основным содержанием не являются.

Обследование, проведенное по заказу ННФ в 2004 г., показало, что примерно для половины (51%) американцев TV является главным источником новостей вообще (почти тот же показатель,

что был в 2001 г., - 53%). На втором месте были газеты, на третьем -Интернет. Что касается динамики популярности газет и Интернета как источников новостей, то первые потеряли, а второй приобрел новых приверженцев. В 2001 г. газеты главным источником назвали 29% опрошенных, а в 2004 г. - 22%. Для Интернета аналогичные показатели составили 7 и 12% (с. 7-7). Четвертое и последующие места в качестве основных источников общих новостей, по отзывам респондентов, заняли: радио (8%), журналы (3%), друзья и коллеги (3%) и на последнем месте - книги (1%). Это вполне объяснимо, так как текущих новостей общего плана книги обычно не содержат.

Ответы на вопрос об основном источнике новостей о науке и технике расположились сходным образом, но не идентично предыдущим: телевидение (41%), Интернет (18%), газеты и журналы (по 14%), книги (5%), друзья и знакомые (4%), прочие источники (2%), а 1% респондентов не смогли назвать вообще ни одного источника, поскольку, видимо, наукой и техникой просто никогда не интересовались. По сравнению с 2001 г. наиболее заметным изменением стало количество ответов в пользу Интернета. В 2001 г. он занимал второе место после ТУ, но с гораздо большим отрывом (соответственно 44 и 18%).

Что же касается информации по специфичным конкретным вопросам, в тот или иной момент интересующих респондента, то на первом месте среди источников с большим отрывом, естественно, располагается Интернет (52%), ТУ отходит на далекое второе место (13%) и практически выравнивается с книгами (12%), журналы занимают четвертое место (9%), затем следуют прочие источники (5%), друзья и коллеги (2%), а 1% опять ответили «не знаю» (с. 7-7). Те категории ответов, которые составили менее 0,5%, на круговых диаграммах, изображающих распределение итогов обследования, не учитывались.

Когда люди черпают свои познания о науке и технике из телевизионных передач типа новостей, этот процесс не является целенаправленным. Они получают некоторый фрагментарный объем информации, часть из которого фиксируется более или менее случайным образом. Исключение составляют телезрители, которые специально выбирают научно-познавательную программу или передачу. Иное дело - получение информации по Интернету. Этот про-

цесс обычно целенаправлен и потому более эффективен. Количество респондентов, которые на вопрос «К какому источнику информации вы обратитесь, если вам надо узнать что-то о конкретной проблеме научного плана (потепление мирового климата, биотехнология и т. д.)?» ответили «к Интернету», выросло за 2001-2004 гг. с 44 до 52%. В основном этот прирост произошел за счет тех, кто ранее обращался к книгам. В 2001 г. почти четверть опрошенных назвали книги основным источником информации о научных проблемах, а в 2004 г. их количество уменьшилось вдвое (12%). Это свидетельствует о том, что издания типа энциклопедий и толковых словарей в качестве источника знаний для широкой публики отходят на второй план.

Одна из причин описанного сдвига - тот простой факт, что энциклопедии можно найти в Интернете, где поисковые системы заменяют менее удобное листание страниц. Британская энциклопедия и энциклопедия Encarta1 доступны в режиме реального времени. Купить подписку на электронную энциклопедию намного удобнее, чем посещать библиотеку или приобретать тома книг. Подписка в Интернете стоит дешевле, более удобна в обращении, не устаревает и не требует места для хранения. Сегодня текущие издания основных газет и журналов тоже доступны в Интернете в режиме онлайн. Читать электронную версию гораздо удобнее, чем листать множество страниц, переполненных рекламными объявлениями.

Как свидетельствуют данные опроса, проведенного ННФ, люди с более высоким уровнем образования и с более высокими доходами меньше полагаются на TV и больше используют Интернет в качестве источника новостей и прочей информации. Мужчины используют Интернет чаще, чем женщины.

В других странах основным источником информации о науке и технике у широких слоев населения также является телевидение. В странах Европейского союза (ЕС) его поставили на первое или второе место 60% респондентов (2001 г., Евробарометр), печатные издания - на третье место (37%), затем идут радио (27%), школа или университет (22%), научные журналы (20%) и Интернет (17%),

1 Encarta - это цифровая мультимедийная энциклопедия, мировой атлас, словарь, тезаурус. В 2005 г. Encarta Premium - энциклопедия, публикуемая и постоянно дополняемая корпорацией Microsoft, - содержала более 68 тыс. слов. -Прим. реф.

причем данные по отдельным странам - членам ЕС отличались друг от друга незначительно.

В России в 2003 г. главным источником информации назвали ТУ 87% респондентов (в 1996 г. - 82%), газеты и журналы в 1996 г. были основными источниками для 45%, в 2003 г. - для 50%. Третье место занимало радио (44% в 2003 г.), затем беседы с друзьями, коллегами и родственниками (29%), реклама (17%) и научно-популярные журналы и книги (13%). Только 6% респондентов назвали Интернет и 2% - музеи и выставки. В 2003 г. 5% опрошенных заявили, что новости науки и техники их не интересуют.

Приблизительно так же выглядят статистические данные по ряду азиатских стран (Китай, Южная Корея, Малайзия, Япония). В Японии в 2001 г. 91% респондентов назвали источником сведений о науке и технике телевидение, на втором месте - газеты (70%) и т.д. Интернет оказался упомянутым в 12% случаев, и лишь 2% заявили, что часто читают научно-технические журналы, изредка их читают еще 16%. В Южной Корее Интернет упомянули 13% опрошенных, а в Китае - всего 2% (с. 7-8 - 7-10).

Западные, и в первую очередь американские, организации, ведущие мониторинг научно-технического развития, следят за Китаем в последнее время очень внимательно. Институт Гэллапа, например, с 1997 г. проводит ежегодные обследования, фиксируя данные об использовании компьютеров и Интернета в этой стране, которое неуклонно возрастает. В 1997 г. во всем Китае компьютерами владели лишь 2% семей, в 1999 г. их стало 4%, а в 2004 г. -уже 13%. К концу 2004 г. в десяти самых больших китайских городах 47% семей имели по крайней мере один компьютер, а в Пекине этот показатель был равен 66%. Около четверти опрошенных (24%) в 2004 г. сообщили, что они регулярно пользуются компьютером на работе, в школе, дома или еще где-нибудь, а среди молодежи (1824 года) таковых было 62%.

Кроме того, в 2004 г. 12% опрошенных граждан Китая в возрасте 18 лет и старше сообщили, что они пользовались Интернетом (в 1999 г. их было лишь 2%). Среди взрослого населения в 1997 г. только 10% слышали об Интернете. В городах эта цифра была больше, чем в сельской местности (соответственно 28 и 2%). Интернет используется главным образом в больших городах (в Пекине - 47%, в Шанхае - 36%). Молодые люди (18-24 года) в городах

пользуются Интернетом гораздо больше, чем люди старше 40 лет (соответственно 74 и 5%). В конце 2004 г. примерно 7% семей в Китае имели дома широкополосный Интернет, причем в Пекине и Шанхае их было гораздо больше (соответственно 38 и 32%). На вопрос о целях использования Интернета 72% опрошенных ответили, что их интересуют новости, 63% прибегают к услугам сети, чтобы выяснить, что собой представляет какая-либо организация, или найти сведения о каком-нибудь интересующем их природном явлении, историческом событии и т.п., а 59% используют сеть в основном для получения информации о погоде или спортивных состязаниях (с. 7-11).

Интернет как набирающий популярность источник научно-технической информации. По данным изучения потребления СМИ населением установлено, что за последнее десятилетие Интернет получил признание как важный источник новостей, но «доставка (извлечение, добывание) информации по сети в режиме онлайн еще не стала для большинства американцев столь же повседневной рутиной, как просмотр программ новостей по телевизору, чтение газет или прослушивание радио» (с. 7-10). Когда респондентов спросили о том, каким образом они «получали новости вчера», то оказалось, что Интернетом пользовались 24%, тогда как по телевизору смотрели новостные передачи 60%, 42% читали ежедневные газеты, а 40% слушали радио. На работу с Интернетом все опрошенные потратили гораздо меньше времени, чем на общение с другими информационными источниками (с. 7-40).

Степень охвата населения США компьютерной техникой и Интернетом возрастает. В 2004 г. почти 2/3 (73%) респондентов имели дома компьютер (десять лет назад таких было 31%) и доступ в Интернет (70%) (в 2001 г. - 59%). Мужчины пользуются Интернетом чаще (74%), чем женщины (66%). На этот показатель очень сильно влияет уровень образования респондента. К примеру, 90% окончивших колледж пользуются Интернетом дома, среди окончивших среднюю школу таковых 65%, а среди не имеющих среднего образования - всего 29%.

Особенно примечательно, что за вторую половину 90-х годов очень резко выросла роль Интернета как источника знаний о науке и технике. В 1995 г. в этом качестве его отмечали только 2% респондентов, а в 2000 г. - уже 23%, и в начале текущего десятилетия

это число продолжает расти, хотя и более медленными темпами (в 2004 г. - 29%). Увеличивается и количество читателей газет в Интернете в режиме онлайн.

Аудитория, пользующаяся Интернетом, - это в первую очередь молодые люди, имеющие лучшее образование, чем население в целом. Преобладают мужчины, а женщины несколько отстают. Сокращается и расовый разрыв. За 2002-2004 гг. процент пользователей сетью среди афроамериканцев повысился с 15 до 25, а среди испаноговорящих - с 22 до 32. Разумеется, и в этих случаях речь идет прежде всего о более или менее образованной молодежи. У пожилых и малообразованных людей число пользователей растет очень медленно, независимо от пола и расы (с. 7-11).

Еще одно изменение бросается в глаза. Среди тех, кто пользуется сетью, очень быстро увеличивается доля владельцев скоростного Интернета1. В 2002 г. их было 22%, в конце 2003 г. - 37, а в середине 2004 г. - уже близко к половине - 44% (с. 7-12).

Какие новости ищут пользователи в сети? Наиболее популярна информация о погоде (76% - в 2004 г.). На втором месте -сведения о новинках в области медицины и естественных наук, причем последние носят практический характер и отражают персональные интересы потребителя. Динамика этого рода показателей такова: интерес к технологии относительно уменьшается, а интерес к международным и политическим новостям растет, особенно после событий 11 сентября, войн в Афганистане и в Ираке, в период президентских выборов 2000 и 2004 гг.

Об интересе американцев к науке и технике. В ходе опросов большинство американцев постоянно утверждают, что наука и техника их интересует. Это имеет место в опросах ННФ с 1979 г. и по сегодняшний день. Около 45% опрашиваемых говорят, что они очень интересуются проблемами такого рода, примерно столько же заявляют об умеренном интересе и только 10% интереса не проявляют. В Европе эти показатели составляют соответственно 30, 48, 20%, причем примерно с 1992 г. число интересующихся несколько уменьшается. В качестве причины падения интереса респонденты обычно называют трудности понимания научно-технических про-

1 Broadband Internet - широкополосный, скоростной Интернет (англ.). -Прим. реф.

блем или тот факт, что они их почти не волнуют. По странам Европы картина довольно пестрая. Россияне, подобно американцам, больше всего интересуются достижениями медицины. В 2003 г. фигурировавшие в опросе темы расположились по степени интереса следующим образом: здоровье и медицина, международная обстановка, экономика и бизнес, состояние окружающей среды, образование, проблемы старения и продолжительности жизни. Новинки техники заняли седьмое место, новые технологии - девятое, а всего было 13 тем (с. 7-13).

Жители Азии (за исключением китайцев) проявляют к науке и технике меньше интереса, чем американцы и европейцы. По шкале в 100 баллов средний уровень интереса к изобретениям и технологиям в США был соответственно равен 69 и 66. Европа и Китай отставали, но немного, а Южная Корея, Япония и Малайзия оставались далеко позади даже по таким проблемам, как новинки медицины. Наименьшее отставание наблюдалось в вопросах состояния окружающей среды. Следует заметить, что интерес к космическим исследованиям повсеместно был невелик - около 40-50 баллов.

То, что говорят опрашиваемые о своем интересе к науке и технике, как показывают специальные обследования, не всегда точно отражает реальное положение дел. Исследовательский центр Пью (Pew Research Center) в течение почти 20 лет проводит измерение так называемого «индекса интереса» к разным проблемам. Проблема попадает в число топ-новостей, если не менее 1% опрошенных заявили, что следят за ней «очень внимательно». Среди научно-технических проблем таких очень мало, и большинство из них относится к погоде, природным катастрофам и медицине, а не к достижениям техники или «прорывам» в той или иной области науки. Что касается половых, возрастных и расовых различий, то и здесь они выглядят, по сути дела, так же, как уже неоднократно отмечалось выше.

Еще одним показателем интереса к науке и технике является посещаемость музеев соответствующего профиля, зоопарков и библиотек. В США они популярнее, чем в других странах. В 2001 г. 30% участников опроса ННФ сообщили, что они посетили музей природы и/или техники за последний год. В Европе таких ответов было 16% (2005), в Японии - 13, Китае - 14, России - 1% (с. 7-16). Зоопарк или аквариум за последний перед опросом год

посетили 58% американцев, 43% японцев, 32% китайцев, 27% западноевропейцев и 9% россиян.

С библиотеками дело обстоит сходным образом. Не были в библиотеке в течение последнего перед опросом года 14% американских респондентов, 41% западноевропейских и 71% россиян.

Самооценка респондентами своей научной грамотности. Несмотря на то что интерес к науке и технике проявляется большой, как показано выше, немногие считают себя хорошо информированными по этим вопросам. В 2004 г. лишь 15% респондентов опроса ННФ заявили, что они хорошо информированы о новых научных открытиях и об использовании новых изобретений и технологий; 1/3 признали себя плохо информированными по этим вопросам.

Больше всего информации американцы, по их мнению, имеют о проблемах местных школ, об экономической ситуации и положении в бизнесе. Свою информированность по этим двум вопросам по шкале в 100 баллов они оценивают 56 и 51 соответственно. Пять проблем (новые достижения медицины, загрязнение окружающей среды, военная и оборонная политика, новые научные открытия и использование новых изобретений и технологий) получили от 40 до 46 баллов, исследование космоса - 36. Уровень оценки в первую очередь зависит от образованности, особенно в области естественных наук и математики. Здесь наблюдается положительная корреляция. От уровня дохода зависимость не прослеживается. С одним-единственным исключением (вопрос о состоянии окружающей среды) - американцы и европейцы чувствуют себя лучше информированными, чем граждане Японии, Южной Кореи и Малайзии (о России данных нет. - Реф.).

Объективная оценка научной грамотности. На международных конкурсах учеников американские учащиеся средних и старших классов в области математики и естественных наук оказываются обычно слабее своих сверстников из других стран. Взрослые же американцы выглядят несколько лучше представителей других стран, но повсюду уровень научной грамотности довольно низок и распространены псевдонаучные идеи. В данном контексте научная грамотность понимается как «знание базовых научных фактов и концепций, а также понимание процесса научного исследования» (с. 7-17).

Что касается знания научных фактов, то оказывается, что многие респонденты не могут правильно ответить на целый ряд довольно простых вопросов типа «верно или нет, что...». Причем в США прогресса в этом отношении на протяжении многих лет не наблюдается. В Европе же такой прогресс имеет место, за период с 1992 по 2005 г. процент верных ответов значительно вырос. Особенно явно это происходит в Бельгии, Германии, Люксембурге, Ирландии и Нидерландах, где прирост измеряется двузначными цифрами. В Китае и России показатели очень низкие. Так, в этих странах менее половины опрошенных подтвердили утверждение о том, что «температура центра Земли очень высокая», а в Китае та же картина наблюдалась относительно утверждения «континенты, на которых мы живем, меняли свое положение на протяжении миллионов лет и будут продолжать двигаться в будущем» (в России этот вопрос не задавался). В других странах на оба эти вопроса значительное большинство респондентов ответили правильно.

На два вопроса американцы ответили гораздо лучше всех остальных: «согласны ли вы с тем, что вся радиоактивность является результатом деятельности человека» (70% в США сказали «нет»), и верно ли, что «мужской ген определяет пол ребенка» (с этим согласились подавляющее большинство американцев и более половины корейцев). В России на последний вопрос правильно ответили 22% респондентов.

Менее половины обследованных во всех странах знали, что лазер не излучает звуковые волны. Но явное большинство помнит, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Раньше этот вопрос у многих вызывал затруднение. Заметно возросло также количество правильных ответов на вопрос, воздействуют ли антибиотики на вирусы. В США 50%-ный барьер был впервые преодолен в 2001 г. (в 1995 г. - 40%). А в 2004 г. правильных ответов было уже 54%. В Европе соответствующие показатели были меньше: в 1992 г. - 27%, в 2001 г. - 40 и в 2005 г. - 46%. В России и Китае верно ответили только 18%. И в США, и в Европе проводились широкие кампании, разъяснявшие эту проблему, но и в этих регионах, а еще больше в других очень многие все еще не знают правильного ответа и часто принимают антибиотики в тех случаях, когда они бесполезны.

Похоже также, что американцы все лучше понимают терминологию генетики. В 2001 г. при опросе ННФ дать определение ДНК могли 45% опрошенных, а в 2005 г. обследование, проведенное Институтом Гарриса (Harris), показало, что 60% взрослых граждан США выбирают из нескольких предложенных определений верное (генетический код живых клеток), а 2/3 смогли расшифровать указанное сокращение (дезоксирибонуклеиновая кислота).

Верные ответы положительно коррелируют с уровнем образования и доходов респондентов, а также с их полом (мужчины несколько сильнее).

Вопрос о Большом взрыве. Среди задававшихся во время обследований вопросов были два, которые стоят несколько особняком, поскольку тесно связаны с мировоззренческими позициями опрашиваемых. Первый из них следующий: «Согласны ли вы с тем, что современные люди произошли от живших ранее животных?», второй - «Верно ли, что Вселенная образовалась в результате Большого взрыва?». В 2004 г. на первый вопрос утвердительно ответили 44% респондентов опроса ННФ, в Японии так ответили 78%, в Европе и Китае - 70, в Южной Корее и Малайзии - 66, и только в России столько же, сколько в США, - 44%. На второй вопрос большинство американцев и китайцев ответили «нет».

Однако эти цифры отражают скорее не знание, а верование, по крайней мере в США. Когда вопросы изменили и прибавили к ним выражение «действительно ли ученые считают, что...», то на первый вопрос верно ответили 74% респондентов и на второй - 62%.

Опросы Института Гэллапа подтвердили, что в этих случаях дело заключается в убеждениях, а не в знаниях. В 2004 г. только около 1/3 американцев согласились с тем, что теория эволюции Дарвина хорошо обоснована доказательными фактами. Столько же опрошенных согласились с противоположным утверждением, а 29% заявили, что не обладают достаточными для ответа знаниями. Такая же картина наблюдалась в 2001 г. В 2004 г. 45% американских респондентов согласились с утверждением: «Бог создал людей примерно в том виде, в каком они существуют в настоящее время, приблизительно в последние 10 тыс. лет». Эта ситуация с ответами практически не меняется с момента, когда такой вопрос был задан впервые, т.е. с 1982 г.

Понимание характера исследовательского процесса. Для выяснения этой проблемы ННФ сформулировал в обследованиях 2001 г. два вопроса: как проводится научный эксперимент и что такое вероятность? Правильно ответили на первый вопрос 43% американцев и 37% жителей Европы; на второй вопрос - 57% американцев и 69% европейцев. В 2004 г. верные ответы на первый вопрос дали 64% граждан США, на второй - 64%. В 2004 г. ННФ задавал также вопрос о том, как можно своими словами объяснить, что значит - исследовать ту или иную проблему научно. В 2004 г. только 23% опрошенных дали верный ответ. С учетом всех трех вопросов могли дать положительную оценку 39% респондентов. Но это означает, что 61% не понимают сути научных исследований. Следствием является вера значительной части населения в различные формы псевдонауки.

Вера в псевдонауки. Несмотря на то что наука и технология высоко ценятся во всем мире, лженаучные теории продолжают процветать. Они существуют параллельно с уважительным отношением общества к науке и научно-техническому прогрессу. Анализ результатов обследований, проводившихся ННФ на протяжении последних 20 лет, позволяет сделать вывод о том, что «многие американцы признают псевдонаучные теории, такие, как астрология, вера в счастливые номера, существование неопознанных летающих объектов (НЛО), экстрасенсорные способности и магнитная терапия» (с. 7-21). Эти верования подтверждают непонимание многими гражданами того, как развивается наука, как те или иные явления изучаются и признаются действительными или недействительными. Ученые, работники системы образования и т.д. серьезно озабочены тем, что широкие слои населения не обрели навыков критического мышления, необходимого для того, чтобы отличить науку от выдумок. Научное сообщество, ответственное за научную грамотность населения, особенно озабочено склонностью многих граждан верить бездоказательным заявлениям, которые могут повредить их здоровью и безопасности.

Псевдонаука - это «претензии, представленные таким образом, что они кажутся научными, хотя и не имеют доказательств истинности» (там же). В 90-е годы вера в псевдонауки значительно возросла, а в период с 2001 по 2005 г. несколько сократилась. Значительно сократилось количество людей, верящих в ясновидение,

духов, спиритизм. И все же около 2/3 американцев верят в хотя бы одно псевдонаучное учение. В опросах фигурировало десять утверждений такого рода, и 2/3 респондентов согласились минимум с одним из них, 22% - с пятью, 32 - с четырьмя, а 57% - с двумя. Правда, со всеми десятью утверждениями согласились только 1% респондентов.

Особенно популярна астрология, и не только в США, но и в еще большей степени в Европе. Европейцы также чаще, чем американцы, соглашаются с тем, что некоторые числа являются наиболее удачными для некоторых людей (там же). В 2001 г. таких респондентов было 32%, а в 2005 г. - 37%. В США такие верования распространены в основном среди малообразованных людей, а в Европе люди, окончившие колледж, были столь же суеверны, как и те, кто такого образования не имел.

Насколько астрология популярна в США и Европе, настолько в Китае и Южной Корее распространена вера в предсказания судьбы, хотя в опросах это признается «научным» или «более или менее научным» лишь небольшим процентом респондентов.

В США по меньшей мере половина населения верит в экстрасенсорику и меньшинство, но значительное, - в НЛО и высадку на Землю инопланетян. В 2001 г. 60% респондентов согласились с утверждением, что некоторые люди обладают способностями экстрасенсов, а 30% - с тем, что НЛО - это космические корабли внеземных цивилизаций.

А.Н. Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.