Научная статья на тему '2006.03.008. БЮЛЕР П. ВОЗРАСТАНИЕ МОГУЩЕСТВА АЗИИ. BUHLER Р. LA MONTEé EN PUISSANCE DE L'ASIE // COMMENTAIRE. - P., 2005. - VOL. 28, N 111. - P. 667-678'

2006.03.008. БЮЛЕР П. ВОЗРАСТАНИЕ МОГУЩЕСТВА АЗИИ. BUHLER Р. LA MONTEé EN PUISSANCE DE L'ASIE // COMMENTAIRE. - P., 2005. - VOL. 28, N 111. - P. 667-678 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006.03.008. БЮЛЕР П. ВОЗРАСТАНИЕ МОГУЩЕСТВА АЗИИ. BUHLER Р. LA MONTEé EN PUISSANCE DE L'ASIE // COMMENTAIRE. - P., 2005. - VOL. 28, N 111. - P. 667-678»

2006.03.008. БЮЛЕР П. ВОЗРАСТАНИЕ МОГУЩЕСТВА АЗИИ. BUHLER Р. La monteé en puissance de l'Asie // Commentaire. - P., 2005. - Vol. 28, N 111. - P. 667-678.

С приходом к власти в Китае в 1979 г. Дэн Сяопина был осуществлен постепенный переход от политики маоизма к новой модели развития, названной «рыночной социалистической экономикой», с сохранением авторитарной роли государства и компартии. В рамках новой политики были осуществлены многочисленные реформы: созданы особые экономические зоны для привлечения иностранных капиталов и технологий, проведены деколлективизация деревни, приватизация, освобождение цен, децентрализация решений, отказ от контроля над внешней торговлей, провозглашен приоритет экспорта. В результате ВВП вырос в 1979-2001 гг. в 4,5 раза, а в расчете на душу населения - в 3,4 раза. Темпы экономического роста составили в среднем 7% в год. Экспорт возрастал в среднем на 17% в год, доля Китая в мировом экспорте поднялась с 0,7% в 1973 г. до 4,5% в 2001 г. Накопление капитала росло невиданными темпами, составив в 2004 г. 51% ВВП. Китай превратился в главного импортера капиталов - 50 млрд. долл. в 2003 г., обогнав по этому показателю США. Доля городского населения удвоилась в 1978-2005 гг., достигнув 40% (с. 668).

Экономика Индии после перехода к либеральной экономической политике также растет быстрыми темпами - в среднем 6% в год. Но особенно впечатляющи ее достижения в экспорте услуг в сфере информационных технологий, который растет на 50% в год. Однако по объему экспорта промышленных товаров Индия в 4-5 раз уступает Китаю. ВВП последнего более чем в 2 раза превосходит индийский (там же). В этих двух странах проживает ныне более 1/3 мирового населения (с. 667). Общая доля Азии в мировом богатстве выросла за последние 50 лет с 1/6 до 1/3, а через поколение, если сохранятся нынешние темпы роста, достигнет 1/2 (с. 677).

КНР и Индия предпринимают энергичные усилия по наращиванию своей военной мощи. Военный бюджет Китая с 1995 по 2003 г. увеличивался в среднем на 11,5% в год, достигнув 33

млрд. долл. в 2003 г.1 Расходы Индии на военные нужды увеличиваются в последние годы в среднем на 12% в год, составив в 2004-2005 фин. г. 19,1 млрд. долл. (с. 669). Обе страны являются ракетно-ядерными и космическими державами, постоянно наращивая финансовые и научно-технические усилия в этих сферах. После завершения первого пилотируемого полета Китай объявил о намерении создать в ближайшие годы постоянную орбитальную станцию. Индия заявила в 2004 г. о начале реализации проекта запуска лунного зонда в 2007-2008 гг.

Помимо военно-космических исследований обе страны уделяют огромное внимание ускоренному развитию науки и новейших технологий.

Характеризуя внешнюю политику КНР, Бюлер отмечает, что китайское руководство выступает за многополярный мир, за многостороннее сотрудничество, считает региональные организации фактором стабильности и развития, осуждает гегемонизм. Китай последовательно проводит политику интеграции в мировую экономику и в своих международных действиях руководствуется нормами и процедурами международного права. Автор выделяет четыре приоритетных направления в китайской внешней политике. 1. Национальное воссоединение, возвращение Тайваня под суверенитет КНР. Политику единого Китая китайские руководители проводят настойчиво, но осторожно, не доводя дело до военного конфликта. 2. Урегулирование спорных пограничных вопросов с соседними государствами за исключением Индии. Все сухопутные границы в последние 15 лет были в ходе переговоров делимитированы. Что же касается раздела морских пространств, то Китай принял «кодекс поведения», предложенный АСЕАН в отношении Южно-Китайского моря. 3. Налаживание двусторонних и многосторонних отношений со странами азиатского региона. Автор напоминает, что история свидетельствует: сильный Китай определяет стабильность в регионе, слабость Китая ведет к хаосу в регионе. Развивая экономические отношения с Японией, Китай в то же время видит в

1 США оспаривают официальные китайские данные, утверждая, что реальные военные расходы КНР в 2-3 раза выше. Annual report to Congress. The military power of the People's Republic of China, 2005, p. 22. - Описание по реф. источнику.

ней прежде всего пособника американской политики, которая серьезно затрагивает китайские интересы - прежде всего по вопросу о Тайване и по другим стратегическим проблемам. Япония, в свою очередь, в подъеме Китая усматривает угрозу своим интересам в регионе и мире и стремится обеспечить свою безопасность укреплением военно-политического союза с США. 4. В отношениях Китая с остальным миром на первом месте стоят взаимоотношения с США. Китай не хочет вступать в конфронтацию с США, признавая, что американское присутствие в Азии - фактор стабильности в регионе. Европа рассматривается Китаем как стратегический партнер, она не только является привлекательным рынком сбыта китайских товаров и источником передовых технологий, сравнимым с американским, но является также в глазах Китая противовесом американской гегемонии. В Китае считают, что Европа, стремящаяся утвердить свой статус и влияние в мировой политике, сможет согласиться с ростом могущества Китая.

Последние американские администрации и политический истеблишмент проводят политику интеграции Китая в мировую экономику, считая ее предпочтительней политики конфронтации. Однако влиятельные американские политические круги видят в росте военно-политического и экономического могущества Китая угрозу интересам США и требуют проведения политики сдерживания его мощи. Кондолиза Райс обвиняет Китай в стремлении изменить в свою пользу стратегический баланс в Азии. В целом США в отношении складывающегося в Азии треугольника (Китай-Индия-Япония) стараются воздерживаться от шагов, которые бы породили у Китая подозрения «в окружении» Пекина.

Индия стремится укрепить свой региональный и международный статус. Она выступает за реформу ООН, надеясь получить постоянное место в Совете Безопасности. Возрастание могущества Азии неизбежно повлечет изменения в мировой и региональной политике.

1. Взаимоотношения между тремя центрами силы - Китаем, Японией и Индией. Неясно, как Япония отреагирует на неизбежную утрату своего экономического лидерства в регионе и мире ввиду роста китайского гиганта, на крушение давних надежд стать постоянным членом Совета Безопасности. Что же касается

Индии, ее движение к обретению статуса региональной экономической, политической и военной державы может в любой момент столкнуться с аналогичным стремлением Китая.

2. История международных отношений свидетельствует, что появление претендента или претендентов на региональную или мировую гегемонию вызывает появление противостоящих коалиций и ведет к конфликтам. Динамика интеграционных процессов в Азии показывает другую модель межгосударственных отношений. Азиатские государства без внешнего вмешательства сами вырабатывают правила и процедуры совместного сосуществования и взаимодействия, отвечающие их общим интересам.

3. Азия и Запад. История ХХ в. вершилась Западом. Его политические и идеологические модели определяли международные отношения. Запад вышел победителем в холодной войне, модель либеральной демократии, пропагандируемая повсюду американским руководством, навязывается всем как ключ вхождения в современную политическую и экономическую цивилизацию.

Рост могущества Азии «ставит под сомнение эту способность Запада определять будущее. Претензия Запада на универсализм его модели все более и более оспаривается в пользу систем ценностей, которые азиаты считают главной причиной своих экономических успехов. Вероятно, за этим стоит стремление взять реванш над Западом, который в прошлом унижал Азию. Речь идет не просто о моральной и интеллектуальной позиции. Практически оспаривается вся архитектура доминирования Запада в мировой экономике и политике вообще и в Азии в частности. Азиатские державы пока не оспаривают у США статуса мировой державы, но они все активнее противостоят претензиям США на лидерство и стремлению господствовать в Азии» (с. 678).

Ю.И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.