Научная статья на тему '2006. 02. 014. Гросс М. География и экологическая социология: этапы формирования экологии человека. Gross M. human Geography and ecological sociology: the unfolding of a human Ecology, 1890 to 1930 - and beyond // social Science history. - Durham, 2004. - Vol. 28, n 4. - P. 575-636'

2006. 02. 014. Гросс М. География и экологическая социология: этапы формирования экологии человека. Gross M. human Geography and ecological sociology: the unfolding of a human Ecology, 1890 to 1930 - and beyond // social Science history. - Durham, 2004. - Vol. 28, n 4. - P. 575-636 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ АМЕРИКАНСКАЯ / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 014. Гросс М. География и экологическая социология: этапы формирования экологии человека. Gross M. human Geography and ecological sociology: the unfolding of a human Ecology, 1890 to 1930 - and beyond // social Science history. - Durham, 2004. - Vol. 28, n 4. - P. 575-636»

2006.02.014

- 77

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

2006.02.014. ГРОСС М. ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

GROSS M. Human geography and ecological sociology: the unfolding of a human ecology, 1890 to 1930 - and beyond // Social science history. - Durham, 2004. - Vol. 28, N 4. - P. 575-636.

В статье Матиаса Гросса рассматривается процесс институ-ционализации географии и социологии в американских университетах начиная с 1890-х годов. Обе дисциплины обсуждали место человека в природе и обществе. У них обнаружились пересекающиеся области исследования, что привело к возникновению новой дисциплины - экологии. Экологический характер и географическая основа человеческих обществ привлекали большое внимание первых социологов в Чикагском университете. В 1892 г. Эльбион Смолл (1854-1926) стал главой нового социологического факультета, первого в США. В 1895 г. он основал «American journal of sociology». Вместе с Джорджем Винсентом Смолл написал первый американский учебник по социологии «Введение в исследование общества» (1894).

В этой книге подчеркивается значение географии и взаимодействия человека с окружающей средой. Изучение человека и общества они сравнивали с тем, как орнитолог исследует поведение птиц в их природной среде. Природные факторы влияют на общество, которое использует окружающую среду для своих нужд. Смолл надеялся, что социология поможет осуществить социальные реформы. Территориальному распределению населения, развитию новых транспортных средств первые чикагские социологи уделяли большое внимание. Они считали, что социологи не могут эффективно изучать общество, игнорируя окружающую среду. Поэтому в первое время студенты нового факультета социологии изучали био-

логию и геологию. Винсент в одной из своих статей отмечал, что общество - это продукт действия физических и психических сил.

Представление о социальных силах в американской общественной науке тесно связано с концепцией социального факта, предложенной Э. Дюркгеймом. Дюркгейм подчеркивал, что социальные факты не являются состояниями индивидуального сознания. Дюрк-гейм не думал, что материальное окружение может влиять на процессы социального изменения, поскольку считал окружающую среду местом, в котором находится общество.

В Америке географы активно сотрудничали с социологами. Так, Дж. Гуд в 1904 г. написал статью «Человеческая реакция на физическую окружающую среду», в которой он рассматривает географию как исследование физической и социальной окружающей среды. Используя идеи Герберта Спенсера, Лестера Варда, Тор-стейна Веблена и Фрэнклина Гиддингса, Гуд описал различные формы окружающей среды. Гуд считал, что социальная эволюция состоит в уменьшении значения физической окружающей среды и увеличения роли социальной окружающей среды. Однако, несмотря на то, что современное общество все меньше зависит от своего географического окружения, эта зависимость никогда не исчезнет. В 1907 г. Гуд сформулировал концепцию «онтографии», под которой он понимал географическое исследование отношений между всеми живыми существами. Он считал, что география должна исследовать взаимосвязи между жизнью и физической окружающей средой, между растениями, животными и человеком. Онтография включает в себя три типа экологии: человеческую, животную и растительную. Фактически онтография - это синоним экологии. Как и социологи, Гуд большое внимание уделял непосредственным наблюдениям и полевым исследованиям. Он возил своих студентов в сельскую местность, на шахты и ирригационные сооружения.

В 1908 г. Гуд написал профессору социологии Иллинойского университета Эдварду Хэйесу письмо, в котором он предложил исследовать экологию человека совместными усилиями социологов и географов. Человеческую экологию он определял как исследование географических условий человеческой культуры. География, по его мнению, должна помогать формированию других дисциплин, особенно социологии. Гуд предложил Хэйесу рассматривать человеческую экологию как смешанную область исследований, в

которой география добывает факты, а социология их осмысливает. Кроме того, Гуд уделял большое внимание экономической географии, мобильности и миграции населения.

Хэйес согласился с точкой зрения Гуда, что география может быть союзницей социологии. Саму социологию он предлагал развивать, ориентируясь на методологию естественных наук. В начале ХХ в. социологи стремились создать объективную науку, отделить ее от нормативной социальной работы и социальных реформ. Хэй-ес боролся с «метафизическими тенденциями» в социологии. «Метафизическим» Хэйес считал односторонний детерминизм, объясняющий все социальное действием социальных сил.

Хэйес предложил гибкую модель взаимодействия человеческого общества и природы. Он выделяет то, что должна исследовать социология: 1) население как психофизический организм; 2) взаимодействие природы и общества; 3) созданное человеком; 4) природа. По мнению Хэйеса, каждый человеческий поступок имеет свои корни во взаимодействии с другими живыми организмами. Главное внимание социология должна обращать на процессы взаимодействия, образующие общество. Человеческое общество не просто приспосабливается к окружающей среде, но и активно влияет на нее. Таким образом, Хэйес, используя концепцию человеческой экологии Гуда, пытался создать социологическую теорию, в которой природа играет существенную роль.

В 1916 г. Роберт Парк и Эрнест Берджесс начали собирать материалы для своей известной хрестоматии «Введение в науку социологию» (1921). В ней они отмечали, что анализ конкурентного сотрудничества растений, произрастающих в одной географической области, может быть моделью для человеческой экологии. Однако они не проводили никаких сравнений между географией и экологией и не считали, что география и социология могут создать экологию человека. Парк утверждал, что принцип конкурентного сотрудничества - это применение социологического принципа к органической жизни. Вместо «биологизации» социального он рассматривает естественные науки с социологической точки зрения.

В 1922 г. коллега Гуда с географического факультета Чикагского университета Харлэн Бэрроуз объявил человеческую экологию важной частью географии. Он считал, что география исследует

влияние окружающей среды на человека. Он предполагал, что социология может способствовать изучению человеческой экологии.

Роберт Парк признавал влияние географических факторов на человеческую жизнь, однако считал необходимым провести четкое различие между человеческой географией и человеческой экологией, выявить их специфические подходы и методы исследования. Социология, по мнению Парка, описывает общество, а география -ландшафты. Вклад социологии и географии в исследование человеческой экологии он представлял себе следующим образом: география собирает и описывает конкретные факты, а социология стремится выявить универсальные социальные характеристики.

Географию Парк относил к идеографическим или историческим наукам, а социологию - к естественным. Непосредственное наблюдение он считал самым правильным методом сбора социальных фактов. В своей известной статье «Человеческая экология» (1936) Парк выделил четыре аспекта общества: 1) население; 2) технологическую культуру; 3) обычаи и верования (нематериальная культура); 4) природные ресурсы. Он также говорил о двух типах социальных сил: биологических (экологических) и моральных (культурных).

В своем анализе уровней наблюдения в человеческой экологии Парк исходил из того, что социологи могут исследовать общество так же, как биологи изучают живые организмы. Прежде всего, социологи должны рассматривать биологическую составляющую общества. После этого они исследуют специфически человеческую моральную составляющую. В своем «Введении в науку социологию» Парк и Берджесс не упомянули экологию человека Гуда. В дальнейшем Парк игнорировал таких авторов, как Гуд, Адамс и Хэйес.

После Первой мировой войны экология исключила из объектов своего исследования человека, а конкуренция между географией и социологией обострилась. Попытки создать культурную географию не увенчались успехом. Социология отказалась от естественно-научного детерминизма 1900-х годов и пыталась расширить свое влияние на другие науки. Поэтому предложенная географами проблематика экологии человека стала частью социологии. Парк в 20-30-е годы сотрудничал с так называемой «Экологической группой», организованной в Чикагском университете.

Этот интерес Парка к экологии был вызван тем, что он не хотел оставлять экологию биологам, что привело бы к утрате специфически социологического понимания человеческих отношений. Однако в 20-30-е годы социология должна была выбирать, останется ли она социальной наукой или будет придатком биологической экологии. Экологический подход в социологии подвергся критике, а социология стала развиваться, исходя из своих собственных теоретических принципов.

В 40-е годы были отвергнуты все попытки интеграции экологии и социологии. Внимание социологов к несоциальным факторам человеческого общества рассматривалось как угроза для существования социологии как науки. Разрыв между географией и социологией привел к тому, что стало сложно сформировать междисциплинарный подход к экологии человека, стремящейся стать частью конкретной науки, но не потерять при этом свою теоретическую специфику.

Позже понятия экологии человека формировались в естественных и социальных науках, концептуально уже не связанных с социологическими идеями начала ХХ в. Большинство социологов были равнодушны к экологической проблематике. Тем не менее общественный интерес к охране окружающей среды привел к созданию в 1976 г. секции энвайронментальной социологии в Американской социологической ассоциации. Вильям Кэттон и Райли Данлэп в серии статей (1978-1979) подвергли критике антропоцентризм классической социологии, которая не обращает внимания на биофизическую составляющую общества. Они призвали социологов отказаться от традиционной концепции Дюркгейма, согласно которой социальные факты могут быть объяснены только через их отношения с другими социальными фактами. Кэттон и Данлэп предложили новую экологическую парадигму социологии, подчеркивающую зависимость индустриальных обществ от экосистемы. Удивительно, что Данлэп и Кэттон проигнорировали подходы Гуда, Хэйеса и Парка. Энвайронментальную социологию иногда называют новой экологией человека.

О. Данкэн (1961), перефразируя Парка, предлагает теоретическую модель, которая учитывает взаимодействие населения, социальной организации, окружающей среды и технологии. Ряд авторов, например Р. Норгаард и Л. Мэртелл, критикуют классиче-

скую социологию за равнодушие к окружающей среде. Н. Луманн в своей книге «Экологическая коммуникация» (1986) констатирует полное безразличие традиционной социологии к экологической проблематике до начала 80-х годов. Современные энвайронмен-тальные социологи-энвайронменталисты пытаются расширить взаимодействие географии и социологии и найти новые области совместного исследования.

П.Н. Фомичев

2006.02.015. ВИНЦЛАВСКАЯ М. ХАРРИЕТ МАРТИНО: ВОЗВРАЩЕНИЕ В МИРОВУЮ СОЦИОЛОГИЮ. WINCLAWSKA M.S. Powrot na salony swiatowej socjologii // Studia socjilogiczne. - Wroclaw, 2004. - N 3(174). - S. 63-91.

Харриет Мартино (1802-1876) при жизни получила известность лишь на родине в Англии как популяризатор науки (прежде всего, политической экономии), писатель, журналистка, активно выступающая за права женщин. Позже ей отдавали должное как первой переводчице на английский язык фундаментального труда О. Конта «Курс позитивной философии». И только спустя 90 лет после ее ухода из жизни она была открыта как социолог.

В 60-е годы минувшего столетия С. Липсет во вступительной статье к подготовленным к печати работам Х. Мартино отмечает, что читателю предоставляется возможность познакомиться, «вероятно, с первым в мире описанием методологии социального исследования в сфере тогда еще не существующих научных дисциплин социологии и антропологии» (с. 66). В 1973 г. Алисия Россин, американский социолог, говорит о Мартино как «о первой в мире женщине-социологе» (там же), а Р. Нисбет в 1988 г. обращает внимание, что работа Мартино «Общество в Америке» (1836) «лучше обоснованный анализ американского общества, чем знаменитая книга А. де Токвиля "Демократия в Америке"» (там же).

Сегодня вклад Х. Мартино в социологию практически не подвергается сомнению. В 2001 г. Мэри Диган провозгласила начало эры социологических исследований, утверждающих вклад Х. Мартино в становление и развитие социологии. В американских учебниках социологии, публикуемых после 2000 г., А. Гидденс имя Мартино ставит в один ряд с О. Контом и Г. Спенсером, в последних изданиях своего известного учебника «Социология» называет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.