Научная статья на тему '2006. 02. 010. Штюве К. Конфликт и консенсус в Бундесрате: баланс между ними (1949-2004). Stüwe K. konflikt und Konsens im Bundesrat. Eine Bilanz (1949-2004) // aus Politik u Zeitgeschichte. - Bonn, 2004. - n 50/51. - S. 25-32'

2006. 02. 010. Штюве К. Конфликт и консенсус в Бундесрате: баланс между ними (1949-2004). Stüwe K. konflikt und Konsens im Bundesrat. Eine Bilanz (1949-2004) // aus Politik u Zeitgeschichte. - Bonn, 2004. - n 50/51. - S. 25-32 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУНДЕСРАТ - ФРГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 010. Штюве К. Конфликт и консенсус в Бундесрате: баланс между ними (1949-2004). Stüwe K. konflikt und Konsens im Bundesrat. Eine Bilanz (1949-2004) // aus Politik u Zeitgeschichte. - Bonn, 2004. - n 50/51. - S. 25-32»

2006.02.010

2006.02.010. ШТЮВЕ К. КОНФЛИКТ И КОНСЕНСУС В БУНДЕСРАТЕ: БАЛАНС МЕЖДУ НИМИ (1949-2004). STÜWE K. Konflikt und Konsens im Bundesrat. Eine Bilanz (19492004) // Aus Politik u Zeitgeschichte. - Bonn, 2004. - N 50/51.- S. 25-32.

В статье проанализированы особенности организации Бундесрата и их влияние на законодательный процесс. Бундесрат, по мнению автора, является единственным в мире институтом и особой структурой, характерной именно для политической системы ФРГ. Хотя во всех федеративных государствах предусмотрено представительство субъектов федерации, нигде оно не сконструировано так, как это было сделано по решению Парламентского совета в 1949 г. в Германии, - на основе так называемого «принципа бундесрата». Согласно ч.1 ст.51 Основного закона ФРГ, «Бундесрат состоит из представителей правительств земель, которые назначаются и отзываются ими». Автор для наглядности изложения особенностей Бундесрата сравнивает его с Сенатом США и австрийским Бундесратом. Сенат США формируется прямыми выборами на основе свободного мандата, в противоположность этому 69 членов Бундесрата связаны решением правительства своей земли. Отличие немецкой модели от австрийской (в которой Бундесрат контролируется и парламентами земель) состоит в том, что Бундесрат в ФРГ подотчетен только правительствам земель.

Формирование Бундесрата правительствами земель налагает отпечаток на всю его деятельность и порождает ряд проблем. Посредством правительств земель исполнительная власть «находит вход в законодательный процесс Федерации» (с.26). Автор поддерживает мнение Клауса фон Бойме, что в результате в комитетах, и особенно во фракциях, усиливается коллективно работающая «олигархия».

«Система Бундесрата» влечет проблемы и применительно к политическому процессу. В организации государства в ФРГ федерализм сочетается с участием политических партий в политическом волеобразовании (ст.21 Основного закона ФРГ). И Бундестаг, и ландтаги, и местные органы самоуправления приобретают легитимность в результате периодически проводимых выборов. Так, только в 2002 и 2003 гг. за 24 месяца было проведено 11 выборов

2006.02.010

(одни - в Бундестаг, шесть - в ландтаги, четыре - на коммунальном уровне). Практически перманентная избирательная борьба приводит к краткосрочной политике, что осложняет планирование и реализацию долгосрочных задач.

С другой стороны, политическое участие на уровне федерации ограничено проводимыми раз в четыре года выборами в Бундестаг, и в течение этих четырех лет выборы в ландтаги являются для избирателей единственной возможностью озвучить удовлетворение или недовольство федеральным правительством. Таким образом, выборы в землях приобретают характер «тестов», становятся «барометром» федеральной политики. В статье проанализированы соотношения партийных составов Бундесрата и Бундестага в сопоставлении с ситуацией начиная с 1949 г. Участившиеся случаи разного партийного состава Бундесрата и Бундестага активизируют потенциальную способность Бундесрата блокировать принятие законов, предлагаемых правительством.

Автор анализирует конституционные нормы и практику принятия законов, требующих согласия Бундесрата, и приходит к выводу, что примерно к половине всех законопроектов Бундесратом может быть применено абсолютное вето. Такая потенциальная возможность беспокоит политиков, хотя на практике за 54 года своего существования Бундесрат блокировал всего 1,08% законопроектов. Бундестагом и Бундесратом в 2003 г. была создана совместная комиссия, занимающаяся вопросами реформы федеративной системы в ФРГ. Предложения по реформированию Бундесрата в основном направлены на приближение его к обычным палатам парламента (формирование законодательными органами земель в сочетании со свободным мандатом) и ослабление влияния исполнительной власти на законодательный процесс. Институциональная реформа Бундесрата влечет изменение всей системы германского федерализма, и чтобы избрать какую-либо модель, нужно решить еще целый ряд спорных вопросов.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.