тельное время, предпочитают работать с коллегами, высоко оценивающими возможность творческого самовыражения. Подобное эстетическое отношение к работе обычно характерно для представителей высокооплачиваемых профессий. Меньшая престижность и невысокая зарплата продавцов книг компенсируются отношением к книгам как к культурным товарам. Продавцы книг не являются очевидными претендентами на роль культурных посредников. Однако их отношение к работе позволяет им считать себя особыми продавцами, защищать свою невыгодную социальную позицию и формировать ценности и вкусы покупателей.
П.Н. Фомичев
2006.01.004. ФРЭМ М. ИССЛЕДОВАНИЯ РАДИ ПРОГРЕССИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ: БУРДЬЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.
FRAM M. Research for progressive change: Bourdieu and social work // Social science rev. - Chicago, 2005. - Vol.78, N4. - P. 553-576.
Исследования Пьера Бурдье плохо известны американским исследователям бедности, констатирует Мерайя Фрэм (университет штата Южная Каролина, США). Однако его анализ классового неравенства представляет собой интеллектуальное пространство для мышления вне рамок пространственных экономических моделей. Предложенная им концепция «габитуса», сформулированная в терминах ситуационной агентности, позволяет исследовать взаимодействие индивида со своей социальной средой. С помощью теории Бурдье можно лучше описать поведение и практики привилегированных слоев общества, которых не упоминают американские исследователи бедности. Поэтому теория Бурдье хорошо подходит для исследования динамичного взаимодействия бедности и богатства, для выработки социальной политики и практики социальной работы. В статье рассматривается то, как понятие «человеческий капитал» может использоваться в исследованиях социального неравенства и бедности.
В своих исследованиях Бурдье основное внимание уделял анализу структурных барьеров социальной мобильности, а также механизмов «приписывания», «прикрепления» индивида к конкретному месту в социальной структуре. Это привело его, с одной стороны, к исследованию того, почему мобильность так затруднена в открытых социальных системах. С другой стороны, он не считал жизнь и практики привилегированных слоев общества чем-то раз и навсегда заданным и само собой разумеющимся. Бурдье пытался концептуально «примирить» структурные барьеры с индивидуальной агентностью. Индивидуальная агентность для Бурдье - часть
реальной ситуации - является исторической и социальной конструкцией. Люди сами создают и воспроизводят социальное неравенство. В своей социологии Бурдье стремится выявить взаимосвязь между повседневной жизнью индивидов и политической экономией, которую он считал системой, позволяющей привилегированным классам действовать в ущерб всем остальным.
Особый интерес, по мнению автора статьи, представляет то, что Бурдье показывает, как капиталистическая система увековечивает существующую классовую структуру. Капитализм Бурдье описывает как произвольную структуру, которая скрывает процессы своего воспроизводства под маской обыденной нейтральности. Анализ реальной значимости для экономики неэкономических отношений позволяет более точно оценить динамику распределения богатства и бедности.
Для описания взаимосвязи между повседневным опытом индивидов и контекстами, определяющими его, Бурдье предложил термины: «докса», «ортодоксия» и «гетеродоксия». Они уточняют человеческую, изменчивую природу социальной структуры. «Докса» - это то, что всеми принимается, считается само собой разумеющимся. Под доксой можно понимать социально принятый, всеми одобряемый «субтекст» о том, как «работает» социальный мир. Убежденность в «нормальности» существующего такова, что она не осознается и не проговаривается. Благодаря такому молчаливому одобрению социальное неравенство воспроизводится так незаметно, что это не вызывает вопросов и возражений.
Докса включает в себя процессы повседневного мира. Она произвольна, случайна и открыта для изменений. Когда докса перестает восприниматься как нечто естественное, то формулируется альтернатива доксе. Бурдье называет такую ситуацию «гетеродок-сией». Гетеродоксия - это проявление несогласия с господствующими представлениями о том, как должна быть устроена жизнь. Появление гетеродоксии означает то, что доксу стали обсуждать, анализировать и могут отвергнуть. Гетеродоксия делает очевидными скрытые «пружины» социального механизма, что помогает недовольным слоям общества понять, как социальное неравенство воспроизводится с помощью социальных институтов, культурных норм и практик повседневной жизни. Для Бурдье гетеродоксия является предвестницей, признаком пробуждения политического сознания.
После появления гетеродоксии те, кто заинтересован в сохранении своего доминирующего положения, формулируют то, что Бурдье называет ортодоксией. С ее помощью господствующие классы обосновывают справедливость существующего соци-
ального порядка. Ортодоксия обосновывает логически правильность того, что воспринималось как само собой разумеющееся. Докса формирует социальный и материальный мир благодаря тому, что остается скрытой ее взаимосвязь с конкретными групповыми интересами. Ортодоксия сохраняет власть господствующих классов, поддерживая их социальный статус и контроль над ресурсами.
Для иллюстрации вышесказанного автор статьи приводит следующий пример. В США традиционная семья оказалась в кризисе. Выросло число людей, живущих вне брака, получили широкое распространение однополые «брачные союзы». В связи с этим ортодоксальные моралисты, защитники традиционных семейных ценностей вступили в «культурную войну» с социальными либералами, пропагандирующими изменения в американской семейной жизни.
Эта война не ограничивается идеологической и политической риторикой. В средствах массовой информации и общественных дискуссиях раздаются призывы узаконить гомосексуальные отношения, считать геев и лесбиянок меньшинством, нуждающимся в защите. Те, кто так считает, исходят из того, что проблема нетрадиционных семей - следствие навязывания обществу традиционных семейных норм как неизбежных и естественных. Защитники традиционной семьи отражают стремление господствующих классов закрепить девиантный, маргинальный статус тех, кто не придерживается общепринятых норм. Разрыв между социальными группами (бедными одинокими матерями и богатыми семейными парами) становится очевидным в процессе распада доксы на гетеродоксию и ортодоксию.
Бурдье считает капитализм могущественной современной доксой, в которую вовлечены классы, имеющие фундаментально несовместимые интересы. Естественность рынка, конкуренции, частной собственности и работы за зарплату прочно укоренилась в сознании людей. Она подчеркивается в каждом аспекте социальной и институциональной организации. Однако малоимущие считают институты и практики капитализма тем, что препятствует мобильности и воспроизводит социальное неравенство. В той степени, в какой капитализм воспринимается морально и ситуационно нейтральным, социальный занавес остается опущенным. Люди верят, что их выигрыш или проигрыш в рыночной экономике зависит от их способностей, удачи, а не оттого, что одни группы людей имеют заведомое преимущество над другими.
Возможность прогрессивного социального изменения зависит от формулирования альтернативы капитализму. Для этого необходимо более точное определение привилегированных групп, а также практик, институтов и структур, сохраняющих их привилегии. Бурдье отмечал, что социальные классификации являются объектом и инструментом классовой борьбы. С их помощью обществу навязывается существующий социальный порядок. Взаимосвязь между анализом доксы, ортодоксии и гетеродоксии с восприятием индивидами социальной структуры прослеживается в концепции габитуса.
Бурдье определяет габитус как принцип реальной автономии, непосредственно определяющий социальную ситуацию. Ситуации являются не чем-то объективно заданным, а средоточием автономного действия, имеющего смысл для конкретного индивида в конкретный момент. Понятие габитуса создает пространство для понимания контекста рационального действия. Габитус можно рассматривать как совокупность диспозиций, сформировавшихся вследствие усилий индивидов поддерживать свой социальный статус. Индивид учится понимать, что для него возможно, на какие изменения своей социальной позиции он может рассчитывать. Бурдье подчеркивает, что хотя индивид детерминирован материальными и социальными условиями своего существования, он обладает определенной автономией. Для него автономия - это часть процесса конструирования индивидами социального мира. Габитус и автономия неразрывно связаны друг с другом. Привилегированных людей габитус заставляет бороться за сохранение привилегий, а членов ущербных групп -увековечивать свой низкий социальный статус. С помощью понятия габитуса Бурдье стремится показать, что положение индивида в социально-классовой структуре определяется не его личными качествами, а накопленным культурным и социальным капиталом.
Бурдье использует понятие социальный капитал для того, чтобы проанализировать механизмы воспроизводства социального неравенства в капиталистическом обществе. Социальный капитал Бурдье определяет как совокупность ресурсов, доступных индивиду благодаря его социальным связям. Эти связи -продукт деятельности по формированию и воспроизводству социальных отношений, которые позволяют одним индивидам получить преимущество над другими в якобы нейтральной рыночной экономике. Анализ социального капитала, предложенный Бурдье, позволяет понять, как повседневные семейные и друже-
ские отношения приводят к возникновению и воспроизводству социального неравенства. Исследование неравномерного распределения социального капитала в обществе делает возможным понять контекст существования индивидуальной бедности, которую принято считать естественной и неизбежной.
Бурдье обращает внимание на то, что люди, обладающие высоким социальным статусом, не только имеют много денег. Они также обладают большей информацией, большими ресурсами и возможностями поддерживать свое социальное преимущество. Социальные связи обладают реальной стоимостью, поскольку обеспечивают доступ к хорошей работе, хорошему университету, дому и т.д. Индивиды, лишенные таких связей и возможностей, не могут претендовать на получение высшего образования и высокооплачиваемую работу. Поэтому они воспроизводят свою бедность и низкий социальный статус. Таким образом, социальные связи - это ресурс, который облегчает одним индивидам доступ к остальным ресурсам и лишает этого доступа других индивидов. Распределение ресурсов в зависимости от социальных связей индивидов, растворенное в повседневных отношениях, можно считать механизмом навязывания групповых норм, укрепляющим привилегированный статус социальной элиты.
Социальный и культурный капитал маскируют тот факт, что в их основе находится экономический капитал. Капиталистическая докса остается таковой потому, что экономическое неравенство принимает вид социальных и культурных различий. Индивиды, не имеющие денег и конкретных товаров, лишены необходимого социального и культурного капитала. Концепцию социального неравенства Бурдье можно интегрировать в исследования бедности, обратив внимание на природу и качество социальных связей. Автор статьи далее рассматривает конкретные эмпирические исследования, анализирующие то, как неравенство в материальных возможностях индивидов влияет на их поведение.
Измерение человеческого капитала обычно является частью исследований социально-экономического неравенства. В них было выяснено, что вкладывать много средств в образование не могут бедные семьи (В. Эксинн, Дункан и Торнтон, 1997), неполные семьи (СюМакЛанахан, 1997), семьи, живущие на пособие (Е. Петерс и Н. Маллис, 1997). Маленький человеческий капитал приводит к уменьшению доходов (П. Ниинан и Д. Ортхнер, 1996), увеличению зависимости от социальной помощи (К. Харрис, 1996;
Ш. Зедлевски и П. Лопрест, 2001), семейным проблемам
(Х. Йошикава, 1999; Дж. Шонкофф и Д. Филипс, 2000; А. Джэксон, 2003). Для уменьшения социального неравенства высказываются предложения о том, как побудить малоимущих больше тратить денег на свое образование. Предлагается, например, увеличить социальную помощь женщинам, которые пойдут учиться в колледж (К. Харрис, 1996; Дж. Хенли, 1999).
Другие исследователи подчеркивают взаимосвязь между уровнем развития человеческого капитала конкретных индивидов и структурой социального неравенства. Для разных социальных групп образование имеет разную ценность, констатирует Гленн Лоури (1997) и обращает внимание на социальные препятствия, мешающие развитию человеческого капитала и его трансформации в экономическую мобильность. Политика равных возможностей не приводит к уменьшению разницы в уровне доходов между расами. Молодые негры страдают от бедности своих родителей и не могут получить высокооплачиваемую работу, чтобы больше тратить денег на свое образование. Черная молодежь исключена из информационных и социальных взаимосвязей, которые помогают превратить хорошее образование в хорошую работу. Поэтому белые и черные неодинаково оценивают высшее образование. Эти и многие другие исследования показали, что на повседневную жизнь многих людей оказывает негативное влияние то, что они пользуются социальной помощью, плохо учатся в школе, не могут найти высокооплачиваемую работу.
Концепция социального капитала Бурдье может помочь социальным работникам понять причины бедности. Для этого им необходимо проанализировать весь социальный контекст жизни бедняков, препятствующий их попыткам улучшить свою жизнь. В результате такого анализа выясняется, что возможности формирования социальных связей зависят от классового конфликта, группового конфликта и неявных методов воспроизведения социального господства. Различные виды дискриминации обрекают людей на тот образ жизни, который они не могут изменить своими силами. Эмпирические исследования подтвердили теоретические положения Бурдье о том, что воспроизведение богатства и бедности зависит от структурных, объективных факторов, а не от индивидуальных качеств бедных и богатых.
Поэтому Мерайя Фрэм предлагает связать борьбу с бедностью с борьбой за прогрессивные политические изменения. Сохранение бедности она считает следствием классового конфлик-
та, сознательного ограничения доступа людей к ресурсам, делающими возможным увеличение степени их социальной мобильности. Для искоренения причин бедности необходимо, по мнению Фрэм, выдвинуть альтернативу капиталистическому обществу, пробудить политическое сознание людей. Не случайно в «Этическом кодексе» Национальной ассоциации социальных работников США записано, что социальные работники должны бороться за социальную справедливость и за осуществление прогрессивных политических изменений.
П.Н. Фомичев