2005.04.012. МАЛЬГИН А. РУССКАЯ РИВЬЕРА. КУРОРТЫ, ТУРИЗМ И ОТДЫХ В КРЫМУ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ. КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО ХХ В. - Симферополь, 2004. - 352 с.
Ключевые слова: история досуга и отдыха, курорт как культурный феномен, Россия, конец XVIII - начало XX вв.
Работа крымского историка Андрея Мальгина посвящена истории досуга и отдыха. Выработка определенного стиля проведения свободного времени, формирование и обустройство специальных мест для отдыха и развлечений, в том числе курортов, признаются сегодня важными характеристиками национальной культуры. Возникновение курорта как культурного феномена, указывается во введении, совпадает с расцветом Нового времени и связано с выделением труда из непосредственной жизни человека, с противопоставлением его отдыху. В XIX в. европейское общество почувствовало необходимость бежать из тесноты промышленных городов «назад к природе», в «райские уголки», где можно восстановить свои силы и излечить недуги. Как указывает автор, «курорт возник как своего рода параллельный мир, куда на некоторое время отправлялся человек для того, чтобы затем снова вернуться к привычным делам» (с. 5). При этом именно на курорте полнее всего проявляется и раскрывается и человеческая природа и природа создавшей его цивилизации. Таким образом, история курортного освоения Крыма дает представление о русском обществе и культуре и предстает как одна из граней русской цивилизации Нового времени. В книге рассматривается первый этап развития отечественных курортов и местного туризма, который совпал с промышленной революцией, разрушительной войной 1853-1855 гг., последующей ломкой многих общественных и политических институтов Российской империи, традиционных представлений и т.д.
Характерной особенностью русских курортов, считает автор, было то, что они размещались в пограничных местностях и представляли собой «парадоксальное сочетание мест для отдыха и военных объектов» (с. 6). Здесь так же, как и в других аспектах развития русской цивилизации, заметна организующая роль государства в лице членов императорской фамилии, представителей аристократии и высшего чиновничества, которая в ряде случаев имела решающее значение для развития отечественных курортов. Само название черноморского побережья Крыма «русская Ривьера» говорит о попытках подражания Западу в организации собственного «рая». Однако в Крыму явствен-
но присутствовал и восточный колорит, местная экзотика необжитых и «диких» мест.
Систематическое развитие курортов в России началось с 60-70-х годов XIX в. и шло параллельно с экономическим развитием и процессом модернизации империи. Как полагает автор, «курорты в определенном смысле были продуктом модернизации, причем продуктом отнюдь не побочным». Появление собственных курортных местностей, в первую очередь «витрины российского капитализма» - крымской Ялты, автор считает неопровержимым свидетельством вхождения Российской империи в круг цивилизованных государств. Оно было следствием глубоких изменений, произошедших в образе жизни и занятиях русского общества и прежде всего высших классов, знаменуя превращение свободного времяпрепровождения, отдыха из сугубо частного в общественно значимое, публичное явление (с. 7).
Первая глава посвящена истории освоения Крыма с момента его присоединения к России до середины XIX в. Несмотря на активную раздачу крымских земель Екатериной П, пишет автор, южная часть Крыма долгое время оставалась диким и неосвоенным пространством, почти недоступным для помещичьей колонизации. Подлинное освоение началось только в 1820-е годы и связано с именем генерал-губернатора Новороссии кн. М.С. Воронцова. Именно благодаря его энергии и его капиталам был не только возведен знаменитый дворец в Алупке, заложены виноградники Массандры, но и построена дорога вдоль южного побережья (строительство велось в 1824-37 гг.), появилось пассажирское пароходство на Черном море (с. 58).
В результате в 1830-х годах начинается настоящий хозяйственно-строительный бум в местах, которые раньше своей первозданной дикостью лишь возбуждали поэтические мечты. На всем пространстве Южного берега строятся прекрасные дворцы, разбиваются сады и виноградники. Земля стремительно дорожает, что отнюдь не диктовалось ее высокой доходностью. В большинстве своем возникновение помещичьих усадеб на Южном берегу было связано с потребностями отдыха, а не прибыли. В них уезжали в поисках уединения и покоя, и строились они «исключительно для отдохновения души и глаз» (с. 50).
Причудливая архитектура южнобережных дворцов и вилл свидетельствовала о безраздельном господстве трех направлений во вкусах знатных заказчиков 20-40-х годов XIX в. Это азиатский (тюрко-мавританский) стиль, готический стиль и позднее эллинистическое направление. Именно в стиле «неогрек» был выстроен императорский дворец в Ореанде в 1842-1852 гг. Впечатляющим соединением «азиатики» и «готики» стал дворец князя Ворон-
цова в Алупке. Под стать дворцам разбиваются роскошные ландшафтные парки, для чего привозится средиземноморская флора, выписываются первоклассные европейские садовники, трудами которых, пишет автор, мы можем любоваться и сегодня (с. 52).
Крымская война всколыхнула уединенный и романтический быт дворянских усадеб, существенно изменила условия их существования. Некоторые из них стали основой для создания модных курортов, а некоторые так и остались «заповедными уголками» (с. 60). И хотя война разрушила хозяйство Крыма, она многократно приблизила полуостров к России. В Крым устремились новые толпы путешественников, желая своими глазами увидеть не только экзотические красоты, но и места недавних сражений. В привлечении в Крым туристов сыграло свою роль и то обстоятельство, что в 1861 г. имение графа Потоцкого Ливадия было куплено удельным ведомством для слабой здоровьем императрицы Марии Александровны. Ливадия превращается в летнюю царскую резиденцию, и посещение Крыма все более и более входит в моду (с. 78).
К началу 1870-х годов путешествие на полуостров было существенно облегчено проложенными на юг России железными дорогами - Курско-Азовской, Киевско-Одесской и Одесско-Балтской, а также развитием пассажирского пароходства на Черном море и по Днепру. Однако подлинный отсчет истории Крыма как всероссийского курорта, пишет автор, начался с 1875 г., когда полуостров был соединен с центром государства Лозово-Севастопольской железной дорогой. История прокладки железной дороги в Крым представляет собой увлекательную эпопею, в которой «предприимчивость долго и безуспешно боролась с реальностью» (с. 79). Но только после введения в 1894 г. нового железнодорожного тарифа, значительно удешевившего проезд, доступ в Крым стал массовым (с. 81).
Исключительно важное значение для сообщения с Крымом в течение второй половины XIX - начала ХХ в. имело пароходное сообщение, которое успешно конкурировало с железнодорожным, конным и позже автомобильным. В 1856 г. было учреждено Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ), впоследствии ставшее крупнейшей русской судоходной компанией (с. 82).
Развитие транспортных коммуникаций и инфраструктуры создало основу для формирования курортных центров как на Южном берегу Крыма, так и в Восточном и Западном Крыму. На примере Севастополя, Ялты, Алупки, Гурзуфа, Евпатории, Феодосии и других курортных местностей автор прослеживает становление технологии рекламы и предоставления услуг, в том числе
и экскурсионных, возникновение особого, неповторимого стиля крымского отдыха, включающего кухню, моду и прочие аспекты человеческих взаимоотношений на курорте.
Отдельная глава посвящена «августейшим туристам», постоянное присутствие которых оказало колоссальное влияние на развитие и благоустройство крымских курортов, в первую очередь Ялты. Еще Александр I высказывал пожелание удалиться в Крым и жить там «частным человеком». Однако по-настоящему обосноваться на Южном берегу императорское семейство заставил целебный крымский климат, который настойчиво рекомендовался врачами императрице Марии Александровне. Любил свою крымскую резиденцию и Александр III, а Николай II во время «южных сезонов» вел такую активную государственную деятельность, что даже говорил полушутя о своем намерении перенести столицу в Крым (с. 207). За полвека с момента приобретения Ливадии, пишет автор, на Южном берегу образовался целый семейный курорт Романовых, до сих пор вызывающий восхищение изяществом и разнообразием возведенных построек. Во второй половине XIX в. благоустроенными имениями уже была занята большая часть прибрежной зоны. Это были и роскошные резиденции с парками, как, например, имение Кореиз кн. Юсуповых или дворец откупщика В. А. Кокорева в Мухалатке, и многочисленные дачи и небольшие виллы.
В 1913 г. на крымских курортах за сезон отдыхали и поправляли свое здоровье около 100 тыс. человек (с. 219). Среди высших слоев русского общества входит в моду «сезонная миграция» на юг как непременный атрибут аристократизма. Однако на Южном берегу происходит отчетливое смешение старой и новой, денежной аристократии. После александровских реформ год от года, пишет автор, в жизни курортного юга прослеживается одна тенденция -его постепенная демократизация. Рядом с дорогой Ялтой складываются курорты для людей со скромным достатком, да и сама Ялта становится более доступной. За полвека крымской курортной истории рамки избранности существенно раздвинулись (с. 221).
Постепенно приезжать «на дачу» в Крым или иметь собственное летнее пристанище входит в моду у представителей творческой интеллигенции севера. Сыграло свою роль и распространение туберкулеза - типичного для ранне-капиталистических обществ заболевания, нередко поражавшего самых одаренных. Все чаще они избирают местом своего лечения Крым, и прежде всего его южную часть. Вслед за больными сюда едут врачи - первые устойчивые носители художественной и интеллектуальной культуры в России XIX в. Постепенно в южных крымских городках складывается «общество», возникает
особая культурная атмосфера (с. 270). Романтический образ Крыма, его чарующая природа и наполовину восточный уклад явились толчком для создания множества живописных и литературных шедевров.
Главным побудительным мотивом для «южной сезонной экспансии» были все же лечебные ресурсы крымского климата, на которые врачи обратили внимание после Крымской войны - до этого признавались лишь целебные свойства сакских грязей. В 70-е годы XIX в. начинаются планомерные исследования влияния крымского климата на легочных больных, пользы виногра-долечения (с. 287).
К концу века на Южном берегу существовало полдесятка пансионов и благотворительных заведений, предлагающих вместе с общими услугами и специальное лечение, однако первая «санатория» появилась лишь в 1897 г. в Ялте усилиями благотворителей, в первую очередь княгини М.В. Барятинской. В целом развитие санаторного лечения проводилось почти исключительно силами общественных организаций, земств и частных благотворителей. Постепенно к делу создания санаториев почувствовали вкус и различные ведомства империи. Особенно сильно активизировалась деятельность государственных учреждений в годы Первой мировой войны, когда возникла нужда в военных санаториях для реабилитации раненых. В результате возник целый ряд государственных курортов, активизировалось дорожное строительство, готовился крупный государственный кредит для новой программы развития русских казенных курортов. Тем не
менее общий кризис экономики, вызванный войной, а также военные действия на Черном море плачевно отразились на крымских курортах. Начался не только «сахарный» и «хлебный», но и «квартирный» голод, прежде веселые и беззаботные приморские местечки ночью погружались в полную темноту в интересах светомаскировки. Все это, заключает автор, было предвестием тяжелых испытаний, которые выпали на долю «Русской Ривьеры» в 1917-1920 гг.
О.В. Большакова