Научная статья на тему '2005. 04. 002. Хехтер М. От класса к культуре. Hechter M. from class to culture // Amer. J. of Sociology. - Chicago, 2004. - Vol. 110, n 2. - P. 400-445'

2005. 04. 002. Хехтер М. От класса к культуре. Hechter M. from class to culture // Amer. J. of Sociology. - Chicago, 2004. - Vol. 110, n 2. - P. 400-445 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 002. Хехтер М. От класса к культуре. Hechter M. from class to culture // Amer. J. of Sociology. - Chicago, 2004. - Vol. 110, n 2. - P. 400-445»

трансформации человеческого интеллекта, в котором наши желания и ценности постоянно изменяются.

Знание человека о реальном мире является следствием физических, психологических и социальных взаимодействий. Рациональное поведение человека формируется в ходе его биологической эволюции. Способности к интеллектуальному развитию детерминированы генетически. Понимание другого индивида часто носит субъективный, психологический характер. Поэтому необходимо исследовать индивидуальные особенности поведения человека, несводимые к формальным представлениям о рациональности.

Структуры языка, права, деньги, рынки также влияют на экономическое поведение индивида. Решения индивида могут быть хорошо продуманы и соответствовать теоретическим схемам, но их последствия будут непредсказуемыми. В широком социальном контексте рациональность экономического поведения зависит от существующих традиций, институтов, обычаев. Поэтому нельзя описать экономическое поведение средствами одной математики. Для того чтобы быть совершенным экономистом, ученый должен быть философом, антропологом, историком, географом. Он также должен хорошо разбираться в практическом бизнесе и финансах, политике, владеть несколькими языками. К сожалению, констатирует Дж. Стил, очень немногие современные экономисты соответствуют этому идеалу.

П.Н. Фомичев

2005.04.002. ХЕХТЕР М. ОТ КЛАССА К КУЛЬТУРЕ.

HECHTER M. From class to culture // Amer. j. of sociology. - Chicago, 2004.

- Vol. 110, N 2. - P. 400-445.

Майкл Хехтер (Вашингтонский университет, Вашингтон, США) утверждает, что в развитых капиталистических странах в ХХ в. уменьшалось значение классовой политики, а влияние культурной политики на социальные и политические институты выросло. В Х1Х и начале ХХ в. рабочие пытались завоевать свои политические и экономические права с помощью классовой борьбы. Революционные политические партии стремились радикально изменить социальные и экономические отношения во всем мире. Создание СССР привело к возникновению мировой системы социализма. Социальный конфликт способствовал созданию существующей партийной системы в Европе.

Современный политический ландшафт резко изменился. Классовая политика перестала быть актуальной. Поскольку класс является одной из социологических абстракций, которые можно наполнить очень разным содержанием, то существует много определений политики. Данная статья посвящена влиянию социальных различий на коллективное действие. Майкл Хехтер придерживается солидаристской концепции класса. Эта концепция исходит из того, что классовая политика является «эманацией» «класса для себя». Такая политика включает в себя голосование, участие в коллективных мероприятиях и прочие действия людей, имеющих общие экономические интересы. Субъективное осознание своих общих интересов заставляет их бороться за перераспределение доходов, богатства и политической власти в пользу своего класса.

Согласно теории социальной идентичности, каждый индивид стремится увеличить свое самоуважение. Для этого он, в частности, старается достичь положительной социальной идентичности. Чем выше ранг социальной группы, тем больше то уважение, с которым относятся к себе ее члены. Индивиды пытаются идентифицировать себя с престижными группами, поскольку это способствует их самоуважению. Они также стремятся избегать отождествления с группами низкого ранга. Когда индивиды не могут покинуть группы низкого ранга, они пытаются изменить эти группы в положительном направлении.

Дифференциальная стратификация групп и их относительная проницаемость являются ключевыми детерминантами социальной идентичности. Когда люди воспринимаются окружающими как члены определенной группы, то они отождествляются с теми, кого воспринимают так же. Чем большие последствия данная групповая идентичность имеет для индивидуального благополучия, тем более значимой является для него эта группа. Чем большее число людей отождествляет себя с данной группой, тем выгоднее другим людям присоединяться к ней. Наконец, социальные идентичности приобретают политическое значение тогда, когда они ассоциируются со специфической групповой идеологией.

Классовая политика основана на следующих предварительных условиях: непроницаемость классовых границ, сила организационной способности класса, роль классового сознания. Основанное на классовом делении формирование группы проходит наиболее успешно тогда, когда социальные границы между классами непроницаемы, а классовая изоляция максимальна. Организационная способность класса является наибольшей в обществах, в которых существуют сильные профсоюзы, левые

политические партии, а классовое сознание развито до такой степени, что индивиды считают свои интересы неразрывно связанными с интересами членов своего класса. В этих условиях члены класса образуют общность судьбы. Однако в современном мире традиционные левые партии стали занимать центристские и правые позиции, а рабочий класс оказался в политической изоляции.

Деградация классовой политики не привела к исчезновению идеологии и политических конфликтов. Напротив, обострились политические конфликты между статусными группами. Политическое действие, осуществляемое на основе статусных различий, объединяет индивидов, имеющих общие интересы в потреблении специфических культурных товаров и считающих такое потребление отличительным признаком своей группы. Существует несомненная связь между статусом и культурой. Социальная честь проявляется в необходимости для членов статусной группы вести особый образ жизни. Общие культурные предпочтения выделяют статусную группу в обществе. Статусная политика основана на тех же принципах, что и классовая: непроницаемость культурных границ, организационная способность культурных групп и значение культурного сознания.

С аналитической точки зрения класс и статус являются взаимопе-ресекающимися принципами формирования группы. Классы могут состоять из индивидов с разным статусом, а статусные группы могут состоять из индивидов, принадлежащих к разным классам. Социальные классы, члены которых принадлежат к разным статусным группам, имеют менее выраженное классовое сознание, чем однородные классы. Культурное сознание статусных групп также уменьшается, если их члены принадлежат к разным классам.

Взаимопроникновение классов и статусных групп неодинаково в разных обществах. В одних обществах касты относительно непроницаемы и связаны с конкретными профессиями. В них каждая каста является одновременно классом и статусной группой. В странах, в которых существует профессиональная мобильность, класс и статус конкурируют друг с другом. По этой причине два принципа формирования групп в развитых промышленных странах не дополняют, а заменяют друг друга.

Изменения в относительном значении классовой и статусной политики отражают различия в классовой и статусной солидарности. Судьба классов и статусных групп зависит от общих социальных тенденций и конкретных исторических обстоятельств. Конкретное объяснение межна-

циональных вариаций в социальной основе политики требует исторического анализа каждой отдельной страны.

В Западной Европе до XIX в. масштабные политические конфликты были очень редкими. Конфликты между амбициозными правителями и традиционными авторитетами начинаются с XIV в. Типичными формами коллективного действия были продовольственные бунты и разрушение машин. Наиболее распространенной формой конфликта были выступления крестьян против централизованной государственной власти. Такие выступления имеют сходство с борьбой против налогов, воинской повинности и государственного контроля над местными церквями. Политические конфликты на местном уровне имели место, но не были широко распространены.

Современное коллективное действие является вызовом общегосударственным авторитетам и основано в большей степени на большой политической организации, чем на неформальных социальных взаимосвязях. Этот сдвиг в формах конфликта соответствует изменению в социальной основе политики. Произошел переход от реальных к воображаемым общностям, в которых одинаковое отношение индивидов к средствам производства или к культурным ценностям объединяет в группу потенциальной солидарности. Это требует появления таких новых абстрактных понятий, как класс и статусная группа.

Самый распространенный тип локального конфликта был вызван усилением центральной власти. В феодальной Европе была система непрямого правления, когда власть передавалась из центра на места. Появление сильной центральной власти в национальном масштабе сделало обычных людей полностью зависимыми от решений, принимаемых центральными властями. Такое положение дел привело к возникновению социальных движений и современной политической жизни. В новых условиях коллективные захваты земли и продовольствия стали неэффективными и бессмысленными.

Прямое правление вызвало не только изменения форм коллективного действия, но и способствовало переходу от классовой политики к статусной. Первоначально строительство и индустриализация создавали условия для господства классового коллективного действия. Впоследствии в государстве всеобщего благоденствия статусная политика приобрела большее значение, чем классовая.

Класс стал преобладающей основой политики вследствие возникновения индустриального рыночного общества. Сам термин «класс» появился в период между 1720 и 1840 гг. Маркс и Энгельс признавали, что в докапиталистической Европе классовое сознание было слабо выраженным. Одним из тео-

ретических достижений Маркса было объяснение формирования рабочего класса как побочного следствия развития капитализма. Вебер констатировал, что развитие новых технологий и экономическая трансформация общества разрушают статусную стратификацию и усиливают значение классовых различий. Многие социологи до сих пор рассматривают класс как то, что в наибольшей степени влияет на жизнь индивидов, социальную идентичность и политическую жизнь.

В конце 1950-х годов некоторые ученые отметили уменьшение политического значения класса. Причины этого автор статьи описывает следующим образом. Произошло стирание классовых границ. Межклассовые различия в доходах и жизненных шансах были значительно сильнее в XVIII и XIX вв., чем в ХХ в. Социальная изоляция рабочего класса уменьшилась благодаря возможностям получить образование и появлению новых профессий. Социальное взаимодействие между классами в эпоху раннего капитализма было минимальным. В ХХ в. в большинстве индустриальных стран границы между классами стали менее жесткими. Дружеские отношения и браки между представителями разных классов перестали быть исключением из правил.

Способность рабочего класса к организации уменьшилась после Второй мировой войны. Упало влияние профсоюзов и левых политических партий. Численность рабочих, объединенных в профсоюзы, падает в развитых странах с 1950-х годов. Все меньше рабочих считает левые партии выразителями и защитниками своих интересов. Вследствие этого произошла фрагментация общества, а организационная способность политических партий также уменьшилась.

Левые европейские партии перестали придерживаться традиционной идеологии рабочего класса. Вместо этого они ищут частные инвестиции и утверждают, что их политика способствует развитию капиталистической экономики. В результате левые партии отказались от классовой борьбы и занялись проблемами окружающей среды и феминизма. Классовая идеология, сформулированная Марксом и Энгельсом, утратила популярность и находится в кризисе. В развитых капиталистических странах уменьшилось значение классового сознания.

Принадлежность индивида к классу перестала определять его политическую позицию. Индивид является членом не только класса, но и этнической, лингвистической, религиозной, гендерной и возрастной групп. Каждая из этих групп имеет свои политические интересы. Как можно оценить относительное значение этих идентичностей? Исследователи выборов считают взаимосвязь между классовой позицией и голосованием за ту или иную партию ключевым

индикатором политического значения класса. Это справедливо тогда, когда избиратели считают, что их голосование выражает каждую из их социальных идентичностей. При таких условиях результаты выборов могут свидетельствовать о политическом значении социальных идентичностей. Степень соответствия партийной системы социальных идентичностей неодинакова в разных странах. В США нет классовых, этнических или религиозных партий. Поэтому голосование за демократов или республиканцев не свидетельствует об относительном значении социальных идентичностей для избирателей.

Существует две традиции исследования классового голосования. Исследования традиционного классового голосования обращают внимание на взаимосвязь между социальным классом и голосованием за левые партии. При этом считается, что чем большая часть рабочего класса голосует за левые партии, тем выше уровень классового сознания. В странах Скандинавии и Великобритании был наивысший уровень классового голосования после 1945 г., в США и Кана-де - самый низкий. В Финляндии, Норвегии и Дании произошел самый сильный спад уровня классового сознания.

Исследования тотального классового сознания оценивают значение классовых различий для голосования независимо от того, какие партии поддерживают члены конкретного класса. В этих исследованиях исходят из того, что классовое голосование зависит от того, в какой степени классовая позиция определяет голосование за любую партию. Тотальное классовое голосование является в значительной степени индикатором состояния экономики. Индустриальный конфликт в развитых странах практически отсутствует. Поэтому рабочие голосуют за правые партии, а бизнесмены - за левые. Политика традиционных левых и рабочих партий также изменилась, поскольку они стали составной частью политической системы капиталистического общества. Можно сказать, что низкий уровень классового сознания характерен для экономически развитых стран.

Уменьшение роли и значения классов привело к росту влияния статусных групп. Наиболее значимыми группами являются расовые, национальные и религиозные. Например, католики и протестанты предпочитают вступать в брак с представителями своей конфессии в США, Нидерландах, Германии, Австралии и Швейцарии. Исследования 2001 г. показали, что социальные связи в развитых промышленных странах детерминированы, прежде всего, расовой и национальной принадлежностью. Далее по степени значимости следуют: образование, религия, профессия и пол. Свидетельством значения статусных групп является растущее значение новых социальных движений, самыми важными среди которых являются: движение зеленых, различные формы религи-

озного фундаментализма, борьба за права сексуальных меньшинств. Степень организованности статусных групп зависит от страны и конкретного контекста. Подробные исследования политического значения статусных групп не проводились. Можно только отметить, что движение зеленых и националистические партии появились во многих развитых странах.

Объяснить описанные выше изменения автор статьи предлагает с помощью солидаристской теории политического изменения. Эта теория утверждает, что развитие капиталистической рыночной экономики разрушило традиционный хозяйственный уклад. Индивид лишился устоявшихся межличностных отношений и столкнулся с неопределенностью и неуверенностью в своем завтрашнем дне. Для защиты своих интересов рабочие объединились в профсоюзы и рабочие партии. Целью классовой политики рабочих партий является обеспечение социальной защиты рабочего класса и перераспределение общественных доходов в его пользу. Укрепление централизованной власти и экономический прогресс привели к возникновению социального рыночного государства, обеспечивающего всем своим гражданам высокий уровень жизни. В связи с этим уменьшилось значение классового сознания и выросла роль статусных групп. Национальные, культурные, религиозные, сексуальные меньшинства стали бороться за свои экономические и гражданские права. Культурные конфликты между группами пришли на смену классовым конфликтам.

Укрепление сильной центральной власти уменьшает ресурсы местных элит и заставляет их мобилизовать статусные группы меньшинств на борьбу с центральной властью. В зависимости от ситуации происходит мобилизация национальных, религиозных, сексуальных меньшинств, феминисток и защитников природы. Классовая политика добилась защиты прав рабочих и была заменена статусной и культурной политикой. Солидаристская теория политического изменения описывает ситуацию только в развитых капиталистических странах, подчеркивает автор статьи. Переход от классовой к культурной политике не является универсальным законом. На будущие политические конфликты будут оказывать влияние правительственная политика и социальные институты. Поэтому данная статья не является эпитафией классовой политики и предсказанием возникновения грядущих культурных войн.

П.Н.Фомичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.