Научная статья на тему '2005. 03. 022. Кинаят З. К переосмыслению монгольской эпохи в истории Казахстана // Отан тарихы (Отеч. История). - Алматы, 2003. - № 1. - С. 34-45'

2005. 03. 022. Кинаят З. К переосмыслению монгольской эпохи в истории Казахстана // Отан тарихы (Отеч. История). - Алматы, 2003. - № 1. - С. 34-45 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН ИСТОРИЯ / МОНГОЛО-ТАТАРСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ 13-15 ВВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 022. Кинаят З. К переосмыслению монгольской эпохи в истории Казахстана // Отан тарихы (Отеч. История). - Алматы, 2003. - № 1. - С. 34-45»

2005.03.022

66

творчество обеспечило «заметный прорыв в культурном развитии республики» в советский период (020, с. 65). Сейчас необходимо переосмысление и объективная оценка противоречивой духовной жизни того времени, истории и национального искусства.

М.Абусеитова (021) к числу пробелов в изучении истории Казахстана относит неразработанность роли кочевничества, историко-культурных взаимосвязей казахов с другими народами. «Учитывая многонациональный состав Республики Казахстан, необходимо изучение разносторонних аспектов взаимоотношений народов Казахстана и Востока с древности и в настоящее время, их евразийского родства и самобытности» (021, с. 67). Решение подоб-ной задачи требует комплексного подхода, расширения источ-никоведческой базы, в том числе изучения рукописных источников на восточных языках. Одновременно это поможет разработать стратегию национальной и региональной идентичности Казахстана.

Сегодня необходима новая стратегия объединения, диалога в регионе Центральной Азии. Следует изучать исторические корни современных исламских движений, а также историко-культурные и межгосударственные отношения Казахстана со странами Востока.

С.И.Кузнецова

2005.03.022. КИНАЯТ З. К ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЮ МОНГОЛЬСКОЙ ЭПОХИ В ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА // Отан тарихы (Отеч. история). -Алматы, 2003. - № 1. - С. 34-45.

Автор констатирует слабую разработанность и существование противоположных точек зрения в казахстанской историографии о роли Чингиcхана в мировой истории и в Казахстане в частности (сохраняется влияние отрицательной оценки монгольской эпохи советской школой историков).

Почему казахам сегодня понадобился монгол Чингиcхан? Например, К. Данияров утверждает, что «тюркоязычные племена Монголии Х11-Х111 вв., а именно кереиты, найманы, меркиты и татары, есть не что иное как казахи» (с. 36)1. Автор резко возражает против подобного «удревления национальной истории, присваивания прошлого других народов» (с. 38). Полезнее исследовать историю хуннов, западных тюрков, кипчаков и других племен, населявших казахстанские степи в

1 Данияров К. История Чингисхана. - Алматы, 2002. Описание здесь и далее по реф. источнику.

67

2005.03.022

VII в. до н.э. - XII в. н.э. (некоторые из них появились здесь задолго до монголов), чем искать какие-то родственные связи казахов с «монгольским деятелем средневековья».

Кинаят предлагает выделить проблему «Казахстан в монголь-ский период, борьба потомков Чингисхана за создание отдельного казахского государства» (с. 39). Создание монгольского государства из малочисленных враждующих монгольских родов было провоз-глашено в 1206 г. на курултае Темучином, получившим титул Чингис-хан. Это положило конец распрям и сохранило монгольский народ, что следует признать прогрессивным явлением. Одновременно была обозначена военная доктрина - систематические завоевательные войны во имя подчинения всех соседей с целью обеспечения безопасности своего центра.

После первых удачных завоеваний в Китае монгольские войска провели три похода на Запад: малый сибирско-семиреченский, хорезмский и великий западный. Именно они связаны с судьбой наро-дов, проживавших на территории Казахстана, и отличались крайней агрессивностью и кровопролитностью. Чингисхан проявлял особую жестокость в отношении среднеазиатских городов, руководствуясь жестокими законами времени и степи (с. 41). «Насколько сегодня нам, казахам, в прошлом представителям классического кочевничества и являвшимся на тот момент основными административно-территориальными правопреемниками тюрко-монгольской улусной державы в евразийской степи, будет этичным назвать Чингисхана «лютым врагом» или «проклятием истории»? Нам кажется это неэтичным... До 96% войска монголов в западном походе состояли из тюрков. Поэтому исторически верным будет называть это явление не татаро-монгольским нашествием, а тюрко-монгольским» (с. 42).

Монгольская эпоха евразийских народов характеризовалась влиянием монгольской государственной системы - средневековой кочевой государственности с централизованным руководством, крепкой военно-демократической дисциплиной. Ставка Улуса Джучи (Золотой Орды) находилась в долине Волги, ставка Чагатая - на берегу Или на территории нынешнего Казахстана. «Таким образом, территория Казахстана приобрела в монгольскую эпоху новую государственную форму и стала центром евразийской державы» (там же).

Процесс сплочения будущей казахской нации берет начало с периода Улуса Джучи, его левого крыла - Ак-Орды. В середине XIV в.

2005.03.023—024

68

Ак-Орда получила политическую независимость, став началом собственно казахской государственности. Казахское ханство - прямой наследник Ак-Орды, казахские ханы - потомки Чингис-хана1, боровшиеся за независимость и целостность казахского государства. Автор призывает углубленно изучать монгольский период истории Казахстана, подобно тому как в России изучали историю Золотой Орды.

С.И.Кузнецова

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2005.03.023—024. ЖЕНЩИНЫ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ.

2005.03.023. ELSADDA H. Women in the Arab world: reading against the grain of culturalism // Intern. роШк u. Ges. - Bonn, 2004. - N 4. - P. 41-53.

2005.03.024. ZAFAR IGBAL M., BATOOL A. Muslim women and development of Ummah in twenty first century // J. of education a research. -Peshawar, 2002. - Vol.5, N 1. - P. 48-72.

Согласно Арабскому докладу по человеческому развитию (АДЧР) 2002 г., несмотря на значительные успехи в сфере образования, грамотность в арабских странах остается чрезвычайно низкой как у мужчин (31% неграмотных), так и у женщин (58%). В 1999 г. доля неграмотных в Иордании была 5,5% - у мужчин и 16,6% - у женщин, в Саудовской Аравии - соответственно 16,5 и 34,1%, в Марокко - 38,9 и 64,9, в Египте 33,9 и 57,2% (023, с. 42). Чрезвычайно низок уровень участия женщин в политической жизни: лишь 2% женщин представлено в парламенте Египта, 6 - в Алжире, 10 - в Сирии и 20% - в Тунисе. Вообще нет женщин в парламентах Кувейта и Саудовской Аравии. По этому показателю арабские страны занимают последнее место в мире, и

1 Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиcхана. - Алматы, 2001. -

С. 141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.