Научная статья на тему '2005.03.020. ЗЕЛЬМАЙР Н. НАПРАСНО ТРАТИЛИ ВРЕМЯ НА УЧЕБУ. SELLMAIR N. DIE LäNGSTE ZEIT UMSONST GELERNT // STERN. - FR.A.M., 2004. - N 48. - S. 244-246'

2005.03.020. ЗЕЛЬМАЙР Н. НАПРАСНО ТРАТИЛИ ВРЕМЯ НА УЧЕБУ. SELLMAIR N. DIE LäNGSTE ZEIT UMSONST GELERNT // STERN. - FR.A.M., 2004. - N 48. - S. 244-246 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ / СУБСИДИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005.03.020. ЗЕЛЬМАЙР Н. НАПРАСНО ТРАТИЛИ ВРЕМЯ НА УЧЕБУ. SELLMAIR N. DIE LäNGSTE ZEIT UMSONST GELERNT // STERN. - FR.A.M., 2004. - N 48. - S. 244-246»

При первой возможности ученые и инженеры едут за границу -преподавать и передавать свой богатый опыт. К примеру, в 90-х годах многие специалисты, в том числе и из Самары, часто ездили на «подработку» в Китай. Автор пишет, что «когда в Поднебесной запустили собственный пилотируемый корабль "Шенджоу", стало очевидно, что это "плагиат". Их корабль и ракета просто скопированы с наших» (с. 12).

В последнее время многие самарские ученые зарабатывают и тем, что пишут на заказ кандидатские и докторские диссертации. Теперь заказ можно легко сделать через Интернет. Дипломная работа стоит от 400 до 700 долл., кандидатская диссертация - 4-7 тыс. долл., докторская - 7-25 тыс. долл. Желающих получить степень очень много, сроки исполнения заказа - любые.

Сегодня перед наукой в Самаре наконец открываются новые перспективы: определенный оптимизм внушают планы создания технопарка. Технопарк - это один из вариантов инновационного развития, где создается среда, в которой молодые люди с идеями и патентами могут найти все условия для продуктивной работы. Правда, многих настораживает цифра предполагаемых затрат на создание «технопарка» - 1,5 млрд. долл. Однако при нормальных условиях уже через год он сможет развить свою деятельность настолько, чтобы начать окупать затраты.

Е.Н.Рачкова

2005.03.020. ЗЕЛЬМАЙР Н. НАПРАСНО ТРАТИЛИ ВРЕМЯ НА УЧЕБУ. SELLMAIR N. Die längste Zeit umsonst gelernt // Stern. - Fr.a.M., 2004. - N 48. - S. 244-246.

Ключевые слова: бесплатное высшее образование, платное образование, социальное неравенство, материальная помощь студентам, субсидии для учащихся, качество образования.

Статья освещает острую проблему, которая стоит в настоящее время перед вузами Германии: правительство планирует практически покончить с бесплатным высшим образованием. Во многих федеральных землях скоро будет введена плата за обучение - 500 евро за семестр.

В 2002 г. министр образования Э. Бульман ввела по всей стране закон о запрете брать деньги за учебу со студентов младших курсов. Однако спустя пару лет шесть федеральных земель - Баден-Вюртемберг, Бавария, Саксония-Анхальт, Гамбург, Саар и Саксония - опротестовали этот закон в Конституци-

онном суде. В ноябре 2004 г. суд начал слушания по этому делу, и, как пишет автор, ни один эксперт не берет на себя смелость утверждать, что дело выиграет Э. Бульман. В случае если победят федеральные земли, студенты должны будут ежегодно платить по 1 тыс. - 500 евро за семестр. В поддержку платного образования выступают Социал-демократическая партия Германии и партия зеленых. Их представители заявляют, что платное высшее образование отрегулирует количество студентов в вузах, поскольку сегодня вузы переполнены, многие здания требуют капитального ремонта, не хватает средств на нормальное обеспечение учащихся. В результате многие студенты покидают вузы, не доучившись.

Чтобы узнать, к каким результатам приведет введение платного высшего образования, администрация Университета Ганновера обратилась в Центр развития высшего образования (Centrum für Hochschulentwicklung - СНЕ). Согласно его расчетам, университет ежегодно будет пополнять свою казну в среднем на 17 млн. евро, что составляет 13% от его сегодняшнего бюджета. Благодаря новым «вливаниям» университет сможет, например, пополнить штат новыми квалифицированными кадрами, снизится количество студентов на одного преподавателя - он будет работать не с 35, а с 22 студентами.

Теоретически при платном образовании студенты должны будут получить более качественные знания. Но это произойдет лишь в том случае, если деньги пойдут напрямую в казну университета, а не «осядут» где-нибудь в бюджете федеральной земли. «Практически во всех странах, где деньги за оплату учебы проходили через руки государства, университеты оставались такими же бедными, какими и были», - утверждает автор (с. 244).

Противники платного образования настаивают на том, что новый закон больно ударит по семьям с невысоким уровнем дохода, их дети не смогут продолжить учебу. Однако и сегодня не так много студентов из социально незащищенных семей учатся в бесплатных вузах: за последние 20 лет их количество сократилось почти вдвое и на сегодняшний день составляет около 12%. Социальное неравенство начинается гораздо раньше - с платных детских садов и школ, где дети богатых родителей имеют лучшие условия. Пример Австралии, которая давно уже ввела плату за учебу в вузах, показывает, что доля детей из рабочих семей там намного выше, чем в Германии. Х.Фоссенстейн, исследователь из голландского Университета Твенте, обработав данные 24 европейских государств, утверждает: плата за учебу не отпугивает студентов из бедных семей - конечно, если в вузах хорошо налажена система выплаты стипендий и выдачи займов.

В Голландии в последние годы также поднялись расценки платы за учебу, однако при этом правительство повысило сумму материальной помощи студентам (до 465 евро в месяц).

В заключение автор приводит таблицу, в которой на примере четырех государств показывает, как правительство и банки поддерживают учащихся вузов.

_Таблица (с.246)

Основные США Великобритания Голландия Австралия

проблемы

1 2 3 4 5

Как обес- Из гос. Из гос. средств и Из денег, заплаченных Из гос.

печивают средств, с 1998 г. - платы за учебу и гос. средств и с

свое фи- стипендий и за учебу. средств: чем больше 1989 г. -

нансирова пожертво- студентов успешно платы за

ние вузы? ваний быв- заканчивают обуче- учебу.

ших уча- ние, тем больше денег

щихся. получает вуз от госу-

дарства.

Сколько В гос. вузах в В гос. вузах око- В любом гос. вузе 1 От 2300 до

платит среднем 4 тыс. ло 1600 евро в тыс. 476 евро в год. 4 тыс. евро

студент? долл. в год, в год, в частных - в год. Плата

частных - 18 существенно различается

тыс. долл. В больше. С 2006 г. в зависимо-

знаменитых гос. вузы смогут сти от спе-

университетах, устанавливать по циальности.

например, в своему усмотре- «Дороже»

Гарвардской нию размер пла- всего стоят

школе бизнеса ты за учебу, мак- медицина и

- 33 650 долл. симум составит естествен-

В общей 4400 евро в год. ные науки,

сложности «дешевле»

плата за учебу всего -

выросла с гумани-

1993 г. на 40%. тарные.

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

Имеется 70% всех уча- Имеются стипен- Каждый студент полу- Каждый

ли фи- щихся получа- дии и гос. заемы. чает независимо от студент полу-

нансо- ют стипендии Долги государст- дохода родителей чает незави-

вая или гос. заемы, ву нужно отда- базисную сумму в симо от дохо-

под- многие студен- вать после перво- 230 евро в месяц, ко- да родителей

держка ты берут креди- го года работы. В торую он не должен беспроцент-

для ты. Из всех среднем сумма возвращать, если за- ный кредит,

студен- закончивших долга составляет кончит институт в который

тов? учебу более 22 тыс. евро. положенные сроки. возвратит

половины - Для студентов из бед- только после

должники. ных семей существует окончания

Средняя сумма своя дополнительная учебы. И то

долга - система поддержки. только в том

27 600 долл. случае, если получает зарплату не меньше определенной суммы.

У всех Молодые люди, В ближайшем Плата за учебу посто- С 90-х годов

ли оди- отлично закон- будущем студен- янно повышается, численность

наковые чившие школу, ты из бедных однако вместе с ней учащихся

возможн происходящие из семей будут увеличивается и сумма вузов воз-

ости? бедных семей, освобождены от субсидий для учащих- росла на

как правило, в платы за учебу. С ся из бедных семей. треть. Это

вузы не идут. 1981 г. общее Исследования показы- положение

Однако в целом количество уча- вают, что повышение можно отре-

все больше щихся в год уве- платы за учебу не гулировать,

американцев личилось с 12 до отпугивает даже са- если резко

хотят получить 44%. мых бедных учащихся. повысить

высшее образо- плату за

вание: 30 лет обучение. С

назад в вузах 2005 г. уни-

учились 25% верситеты

молодых людей, смогут про-

заканчивающих давать учеб-

школу, сегодня - ные места

это уже 75%. богатым студентам.

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

Могут ли Дорогие Студентов стано- Как учащиеся, так и Австралий-

вузы ока- частные вится все больше, сами вузы заинтересо- ские уни-

зывать университе- а государствен- ваны в том, чтобы верситеты

услуги ты распола- ных субсидий все закончить обучение в считаются

надлежа- гают отлич- меньше, это не- надлежащие сроки, очень

щего ка- ным учеб- избежно привело поскольку и те, и дру- сильными, и

честв? ным обору- к резкому сниже- гие будут вознаграж- в междуна-

дованием и нию качества дены материально. С родном

имеют воз- образования. начала проведения масштабе

можность Проводящиеся реформ качество обу- идут далеко

всячески реформы должны чения и помощь сту- впереди.

опекать изменить ситуа- дентам значительно Введя но-

своих сту- цию, при этом возросли. вую систе-

дентов. В должна улуч- му платы за

государстве шиться и матери- учебу, пра-

нных же альная помощь вительство

вузах, где студентам. еще более

учатся 75% улучшило

всех сту- положение

дентов, студентов.

качество

обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очень раз-

личается.

Е.Н. Рачкова

2005.03.021. ПАУЛЬ Т. НЕМЕЦКАЯ ПРОГРАММА «TASTE» ДЛЯ ЖЕНЩИН.

PAUL T. Kostprobe gefällig? // Univ. Leipzig. - Leipzig, 2004. - H.7. - S.10-11.

Ключевые слова: проблема выбора профессии, программа «TASTE».

В статье сотрудницы Института прикладной психологии (Лейпциг) Т. Пауль речь идет о специальной программе для молодых женщин, помогающей им найти свое место в жизни.

Какую профессию выбрать? В чем я смогу проявить свои таланты? У каких специальностей хорошие перспективы? Такие вопросы задают себе выпускники школ, которые стоят перед жизненным выбором. Обычно девушки выбирают традиционные женские профессии, связанные с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.