Научная статья на тему '2005. 02. 034. Нариш Р. Критические инфраструктуры, неп-рерывность услуг и международное сотрудничество. Narich R. infrastructures critiques, continuite des services et coope-ration Internationale // Defense nat. - P. , 2003. - A. 60, n 2. - P. 74-84'

2005. 02. 034. Нариш Р. Критические инфраструктуры, неп-рерывность услуг и международное сотрудничество. Narich R. infrastructures critiques, continuite des services et coope-ration Internationale // Defense nat. - P. , 2003. - A. 60, n 2. - P. 74-84 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ (ПРОБЛЕМА) / ТЕРРОРИЗМ БОРЬБА С НИМ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ЗАЩИТА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 034. Нариш Р. Критические инфраструктуры, неп-рерывность услуг и международное сотрудничество. Narich R. infrastructures critiques, continuite des services et coope-ration Internationale // Defense nat. - P. , 2003. - A. 60, n 2. - P. 74-84»

взаимозависимой модели, поскольку желание работать с эффек-тивным лидером способствует преодолению естественного тяготения менеджеров к одному из учредителей.

Кроме того, поскольку передаточным механизмом эффек-тивного управления являются люди, необходимо добиться заинтере-сованности в делах СП со стороны персонала компании-учредителя. Следует заранее выделить опытных работников, которые будут оказывать помощь СП и передавать соответствующее ноу-хау, и создать механизмы, обеспечивающие их участие по крайней мере в стартовый период (6-18 месяцев). На практике с этой целью применяются формальные контракты, определяющие степень участия (как правило, не менее 50% рабочего времени) и показатели для оценки результатов и вознаграждения.

И.Г.Минервин

2005.02.034. НАРИШ Р. КРИТИЧЕСКИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НЕП-РЕРЫВНОСТЬ УСЛУГ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

NARICH R. Infrastructures critiques, continuite des services et coope-ration internationale // Defense nat. - P., 2003. - A.60, N 2. - P.74-84.

Бывший посол Франции в Никарагуа и Парагвае, а ныне специальный советник директора Женевского центра политики безопасности (Centre de politique de securite de Geneve) подводит итоги состоявшегося в октябре 2003 г. в Женеве форума по проблемам безопасности, в котором участвовали 186 представителей 28 стран, международных организаций и частных компаний (с.75). На форуме обсуждались проблемы оценки угроз современному обществу, состояние безопасности информационных и телекоммуникационных сетей, газоснабжения, атомной энергетики и транспорта, деятель-ность международных организаций и правительств в области обеспечения их безопасности, сотрудничество государственного и частного секторов.

Участники форума констатировали изменение угроз обществу: они не только усиливаются, но и приобретают различные формы, увеличивая «порог неопределенности». Помимо природных катастроф, человеческих ошибок, террористических актов и т.д. общество сталкивается с угрозами, источниками которых являются: уязвимость постоянно

усложняющихся систем снабжения, часто зависящих от внешних источников; либерализация рынков, дающая определенные

преимущества потребителям, но усложняющая правила игры; прямое распространение кризисных ситуаций, усиливающее их воздействие на население. Усиливаются требования в отношении решения возникающих проблем со стороны общественности.

По мнению участников форума, риски террористических атак наиболее вероятны в атомной энергетике и на транспорте. В то же время определенный прогресс, особенно в США и Великобритании, достигнут в области защиты информационных сетей; ряд мер в этой области предпринимается и Европейской комиссией. Напротив, сектор телекоммуникаций делает лишь первые шаги в этом направлении, что объясняется сложностью связанных с защитой телекоммуникаций технических проблем и отсутствием единого подхода к их решению. Кроме того, конкурентная ситуация на рынке препятствует открытому диалогу между операторами в случае возникновения проблем, в то время как органы регулирования рынка озабочены скорее организацией конкуренции, а не проблемами безопасности. Вырисовываются определенные риски и для системы газоснабжения, до настоящего времени не подвергавшейся серьезным угрозам. Для западноевропейских стран эти риски обусловлены их растущей зависимостью от внешних источников снабжения и возникающими в связи с этим техническими проблемами; политическими рисками, вызванными изменением общей ситуации после 11 сентября 2001 г.; либерализацией энерге-тического рынка ЕС, вносящей определенный разлад в ранее стабильно функционировавшую систему.

Особую озабоченность специалистов после террористического акта 11 сентября вызывает положение на транспорте и в атомной энергетике. Если в 60-е годы ХХ в. международное сообщество было обеспокоено риском распространения ядерного оружия, в 70-е и 80-е годы - проблемами продажи ядерных материалов, шантажа и атак на атомные объекты, то в настоящее время акцент переместился на проблему саботажа. В связи с этим большое значение может иметь дополнение к Конвенции 1980 г. о защите ядерных материалов, содержащее принципы, которые позволяют лучше защищать ядерные установки и материалы.

Участники форума констатировали осознание новых угроз как на национальном, так и на международном уровне. На национальном уровне наибольший прогресс был достигнут в США, где после событий 11 сентября было создано министерство внутренней безопасности

(Homeland security department). Опыт антитерро-ристической борьбы в Великобритании неоднозначен. Если в некоторых районах деятельность соответствующего ведомства (National infrastructure security coordination center) оценивается в 8 баллов по десятибалльной шкале, то в среднем по стране оценка составляет 6 баллов (с.79). Во Франции положение в целом еще хуже (за исключением антитеррористической борьбы).

В то же время в последние годы получила широкое развитие идея сотрудничества государства и частного сектора в сфере безопасности. Это связано с необходимостью распределения ответственности в случае кризиса; отказом многих стран от государ-ственной монополии; осознанием того факта, что безопасность является общей заботой государства и частного сектора; немного-численностью специалистов в области безопасности. Тенденция к международному сотрудничеству в области безопасности проявляется в работе Европейской комиссии, ряда международных организаций, а также «большой восьмерки». Так, Международная организация гражданской обороны (International Civil Defense Organisation, ICDO) разрабатывает стандартны управления кризисами; в НАТО создан координационный центр ответа на кризисы; ОЭСР занимается проблемами страхования, экономических последствий терроризма, новых системных рисков и т. д. В мае 2003 г. министры юстиции и внутренних дел одобрили предложенные «большой восьмеркой» принципы защиты критических инфраструктур, включающие идентификацию угроз, снижение уязвимости структур и последствий атак или катастроф, выявление причин и, по возможности, виновных для их дальнейшего наказания. Основой успеха такой программы являются коммуникации, сотрудничество и координация действий всех ее участников на национальном и международном уровнях.

Участники форума пришли к единому выводу о том, что «нулевого риска» не существует, поэтому как на национальном, так и на международном уровне необходимо дальнейшее повышение безопасности критических инфраструктур. При этом их надо не «защищать», а «укреплять» и повышать «сопротивляемость». Однако, как отмечали участники форума, национальные власти часто не видят целостной картины угроз, что ведет к неравномерности защиты отдельных секторов. Более того, иногда власти, столкнувшись с проблемой, переходят от полного отрицания опасности к паранойе. Методы решения проблем должны соответствовать ситуации. Например,

бесполезно создавать новые бюрократические структуры и новые координационные органы. Лучше попытаться наладить межправительственную координацию и повысить эффективность механизмов контроля. Необходимо также стимулировать междисциплинарный подход, ориентировать научные исследования на решение практических вопросов и т.д.

На форуме отмечалось, что частные предприятия часто не осознают свою уязвимость; государство, особенно в США, не предоставляет им соответствующих финансовых стимулов; компании не всегда рационально используют предоставленные им кредиты. Власти со своей стороны не предоставляют частному сектору важную для него информацию, что препятствует разработке эффективной стратегии компаний. Государство должно обеспечивать безопасность частных предприятий с определенного уровня, оставляя остальное на его усмотрение. Государство может стимулировать частный сектор различными методами: предоставляя налоговые льготы, финансируя НИОКР, предоставляя в общее пользование некоторые технические ресурсы и т. д. В свою очередь предприятия должны научиться делиться информацией друг с другом.

Что касается борьбы с терроризмом, то в краткосрочном плане необходимо осуществлять предупредительные меры. Долгосрочная стратегия должна строиться на создании общей атмосферы неприятия терроризма; изоляции террористов от их сетей; развитии межпрофессионального диалога; лишении террористов финансовых источников; поиске глубинных причин терроризма. Необходимо также развивать антикриминальное и особенно антитеррорис-тическое законодательство как в национальном, так и в международном плане.

Защита критических инфраструктур требует изменения восприятия рисков, создания культуры рисков. Системы граж-данской защиты должны рассматриваться властями на том же уровне, что и системы традиционной обороны.

И.Ю.Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.