Научная статья на тему '2005. 02. 026. Доукинс Р. Религия - эйнштейнианская или сверхъестественная? Dawkins R. religion - Einsteininan or supernatural? // atheist. - Vijayawada, 2004. - Vol. 30, n 7. - P. 10-13'

2005. 02. 026. Доукинс Р. Религия - эйнштейнианская или сверхъестественная? Dawkins R. religion - Einsteininan or supernatural? // atheist. - Vijayawada, 2004. - Vol. 30, n 7. - P. 10-13 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЕИЗМ / БОГ / ВСЕЛЕННАЯ / ПАНТЕИЗМ / ТЕИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 026. Доукинс Р. Религия - эйнштейнианская или сверхъестественная? Dawkins R. religion - Einsteininan or supernatural? // atheist. - Vijayawada, 2004. - Vol. 30, n 7. - P. 10-13»

2005.02.026. ДОУКИНС Р. РЕЛИГИЯ - ЭЙНШТЕЙНИАНСКАЯ ИЛИ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ?

DAWKINS R. Religion - Einsteininan or supernatural? // Atheist. - Vijay-awada, 2004. - Vol. 30, N 7. - P.10-13.

В статье известного английского социобиолога Р.Доукинса рассматриваются особенности религиозных взглядов А.Эйнштейна. Автор приводит рассказ одного англиканского священника, который еще мальчиком имел яркое переживание, стимулировавшее его интерес к религии. Как-то, лежа лицом в траве, этот мальчик остро воспринял стебельки и корни трав, муравьев, жуков, бактерии и миллионы других микроорганизмов, которых он не мог видеть, как огромный новый мир. В следующий миг этот микромир неожиданно набух, вырос и соединился со всем Космосом и душой созерцающего его ребенка. Мальчик интерпретировал этот опыт в религиозных терминах. Аналогичные мистические восприятия имели такие ученые, как Л.Эйсли (Loren Eisley), Л.Томас (Lewis Thomas), К.Саган (C.Sagan) и Эйнштейн.

Описание величественной картины жизни Космоса свойственно многим, но является ли слово «религия» адекватным для описания этого феномена? Доукинс полагает, что достойные сожаления недоразумения были вызваны неспособностью отличить то, что может быть названо «эйнштейнианской» религией, от религии «сверхъестественной». Иногда бывает, что люди регулярно ходят в церковь, но, например, как королевский астроном сэр Мартин Риз, «неверующий англиканин», только для того, чтобы продемонстрировать лояльность своему народу. Есть также много «интеллектуальных атеистов», которые признают себя евреями и соблюдают иудейские обряды (главным образом, из чувства верности древней традиции, а также из-за неотрефлектированного желания называть «религией» пантеистическое чувство удивления, испытываемое многими из них) (с .10-11).

Эйнштейн высказывался так: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа» (в духе И.Канта); «Ложью было то, что вы прочли о моих религиозных убеждениях, ложью, которая систематически повторяется. Я не верю в личного Бога... Если что-то есть во мне религиозного, то это безмерное восхищение перед структурой мира, - насколько наша наука может ее открыть»; «Я глубоко религиозный неверующий. Это какая-то новая разновидность религии»; «Я никогда не приписывал природе намерение или цель, или что-либо еще, что могло бы быть понято антропоморфно. Я, именно, вижу в природе величественную структуру,

2005.02.026

112

которую мы способны постигнуть только несовершенным образом и которая должна преисполнить мыслящего человека чувством смирения. Это подлинно религиозное чувство, которое не имеет ничего общего с мистицизмом»; «Я не стремлюсь вообразить личного Бога; достаточно стоять в благоговении перед структурой мира, насколько наши неадекватные органы чувств способны оценить ее»; «Идея личного Бога совершенно чужда мне и представляется даже наивной» (цит. по: с .11).

Эйнштейн, несомненно, не теист. Был ли он деистом? Или пантеистом? Чтобы определить это, Доукинс приводит определения теиста, деиста и пантеиста. Теист верит в сверхъестественный разум, который отвечает на молитвы, прощает грехи или карает за них, наблюдает за правильным и неправильным поведением, творит чудеса, вмешиваясь в природные процессы. Деист верит в сверхъестественный разум, деятельность которого ограничивается, прежде всего, установкой законов, которые правят Космосом. Пантеист использует термин «Бог» как синоним природы, или закономерностей, которые управляют действиями природы. От теиста деисты отличаются тем, что их Бог не отвечает на молитвы, не интересуется грехами людей и их исповедями, не читает мысли и не вмешивается в дела мира посредством чудес. Деисты отличаются от пантеистов тем, что для первых Бог - это вид космического разума, устанавливающий законы Космоса, в отличие от метафорического или поэтического синонима пантеиста для обозначения законов природы. Пантеизм -это «маскулинизированно приподнятый атеизм», а деизм - «разведенный теизм». Эйнштейн же, судя по всему, пантеист, и его религия суммирована в следующем высказывании: «Чувствовать, что за всем, что может быть дано в опыте, существует нечто, что наш ум не может схватить, и чья красота и утонченность достигают нас лишь косвенно, как слабое отражение, - это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен» (цит. по: с.11).

По Доукинсу, известное высказывание Эйнштейна «Бог не играет в кости» может быть переведено так: «Случайности нет места в сердце вещей», а вопрос «Имел ли Бог выбор, творя Космос?», - «Мог ли бы Космос иметь иное начало чем то, которое он имел?». Эйнштейн использует здесь слово «Бог» в чисто метафорическом, поэтическом смысле. Также поступают Хокинг и большинство тех физиков, которые иногда прибегают к языку религиозных метафор.

Различие между деизмом и пантеизмом принципиально. Доукинс, как биолог-эволюционист, очарован креативным интеллектом, объясне-

ние которому он находит в теории Ч.Дарвина. Креативный интеллект появляется как результат последовательных изменений. Деизм так же плох, как и теизм, ибо приписывает креативному интеллекту первоначальное существование и делает его ответственным за проектирование Космоса, который посредством эволюции привел к возникновению человеческой разновидности творческого ума. Очевидно, что эта «затратная» концепция радикально отличается от пантеистического использования термина «Бог» как поэтического синонима законов Космоса.

Г.В.Хлебников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.