дий нотариальные акты». «Можно найти, - полагает автор, - не только подтверждение разным социально-политическим интерпретациям религиозных войн, но и увидеть черты религиозных исканий людей и своеобразный срез статического состояния общества, так же как и сделать вывод о его иерархической структуре и членении на разные объективно существующие группы». «Но особенность нотариальных актов как источника состоит в том, - пишет П.Ю.Уваров, - что воссоздаваемая на их основе социальная иерархия значительно отличается от традиционно ожидаемой строгости сословного членения (с.471). «Методы, привнесенные в данное историческое исследование исторической антропологией и микроисторией, дают нам возможность задавать нотариальным актам новые вопросы, которые не слишком-то занимали историков 50-60-х годов. Мы больше, чем это представлялось ранее, можем узнать о человеке XVI в., который предстает перед нами отнюдь не только как пассивный объект классификации. Даже там, где, казалось, его инициатива максимально ограничена принуждениями нотариальной формы, он остается способен сохранять свои личностные черты, настаивать на своем видении ситуации» (с.474).
«Герои нашей последней главы, - обращает внимание читателя автор монографии, - постоянно лавируют между различными институтами, демонстрируют способность достаточно гибко играть своими идентичностями. Они активны в отстаивании своих позиций, и, как это не покажется странным, зачастую выходят победителями из столкновений с, казалось бы, неодолимыми историческими процессами. На этом уровне исследования мы подходим к столь сложным философским проблемам, как роль личности в истории, случайность и закономерность, исторические альтернативы и т.д. Мы видим, что эти люди сами могли создавать казусы, имеющие долговременные последствия» (с.474-475).
А.Л.Ястребицкая
2005.02.004. ОРМ Н. ДЕТИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ORME N. Medieval children. - L., 2002. - 387 p.
Ключевые слова: Детство в Средние века.
Книга Николаса Орма, профессора истории Эксетерского университета (Великобритания), посвящена вопросам детства в Средние века. Его основной целью является оспорить расхожее мнение, под-
держиваемое в том числе и известными учеными - Ф.Арье1 и Л. Стоуном2, согласно которому понятие детства как особого периода человеческой жизни сформировалось в Новое время, а люди Средневековья, по большей части, не сознавали разницы между детьми и взрослыми.
Подобный взгляд, указывает Н.Орм, порожден, в первую очередь, спецификой средневековых источников. Если в Новое время мы находим достаточно много сочинений, рассказывающих о детях или написанных для детей, а также трудов, в которых осмысляются характеристики детства как особого возраста, среди дошедших до нас средневековых источников ничего подобного нет. Однако, подчеркивает автор книги, «мы не можем обвинять людей Средневековья в недостаточном внимании к детям и детству только потому, что они об этом не писали» (с. 9).
Более внимательный анализ средневековых памятников и документов, а также изучение предметов материальной культуры показывает, что для средневековых людей существовало понятие «детство» и дети составляли отдельную группу (или группы) внутри общества. Церковь и закон проводили четкую границу между детьми и взрослыми. Родители проявляли по отношению к детям большую заботу и нежность. У детей, как у особой группы населения, имелась своя культура - специально для них изготовлялись особые вещи, в устной традиции и в литературе существовали как отдельная разновидность детские песенки, колыбельные, «школьные» стишки и пр. Разумеется, соглашается Н.Орм, в некоторых сферах жизни граница между детьми и взрослыми в Средневековье проводилась не настолько четко, как это делается в наше время, и сам «возрастной ценз» был существенно ниже. Это относится в первую очередь к поступлению в монастырь и заключению браков. Однако, подчеркивает автор, подобные практики, судя по всему, были не слишком распространены.
В книге «Дети в Средневековье» все перечисленные темы обсуждаются подробно на материале английских источников. Выбор конкретного региона, как указывает Н.Орм, позволяет рассмотреть имеющийся материал более детально, чем это можно сделать в монографии, относящейся ко всей Западной Европе. Хронологически исследование охватывает период с VII по XVI в., но основное внимание
1 Аries Ph. L'enfant et la vie familiale sous L'Ancien regime. - P., I960. - 342 p.
2 Stone L. The family, sex and marriage in England, 1500-1800. - L., 1977. - 237 p.
уделено эпохам высокого и позднего Средневековья (с 1100 по 1550 г.), от которых сохранилось больше свидетельств.
В монографии Н.Орма девять глав.
В главе 1 «Появление на свет» исследователь затрагивает такие вопросы, как отношение средневековых людей к беременным и беременности; рождение ребенка и те меры, которые принимались, чтобы защитить жизнь роженицы и младенца. Далее Н.Орм обсуждает обряд крещения ребенка, предметы, использовавшиеся при этом, а также изменение с течением времени порядка проведения церемонии - если в раннем Средневековье детей крестили не сразу, а приурочивали этот акт к каким-либо большим праздникам (чаще - к Пасхе), то позднее возникает представление о том, что ребенка необходимо крестить в первые дни его жизни, поскольку если он умрет некрещеным, то попадет в ад. Затем Н.Орм рассматривает круг вопросов, связанных с выбором имени, а также с традицией фиксации и празднования дня рождения ребенка.
Глава 2 «Семейная жизнь» начинается с характеристики данных о размерах и составе средневековых семей. В частности, Н.Орм затрагивает такую тему, как изменение отношения к детям, рожденным вне брака, становившегося с течением веков гораздо более жестким, вплоть до полного их неприятия. После этого исследователь рассматривает данные источников о принципах ухода за младенцами: главной и обязательной процедурой было тугое пеленание, поскольку считалось, что тело младенца еще очень податливое и гибкое и его нужно заключать в жесткую форму. Отдельная часть главы посвящена «отнятию от груди», которое расценивалось как важный возрастной рубеж. Затем Н.Орм описывает распорядок жизни ребенка, выявляет отличия детского рациона от рациона взрослых, особенности детской одежды, приготовления ко сну, места для сна. Также он рассматривает встречающиеся в источниках упоминания о детских снах. Большое внимание Н.Орм уделяет анализу взаимоотношений родителей и детей, представлений об их взаимных обязанностях, способов разрешения ссор и применявшихся к детям наказаний. В конце главы автор обсуждает те тяготы, с которыми сталкивались дети бедняков, и меры, принимавшиеся в средневековом обществе, чтобы облегчить их участь.
Глава 3 носит название «Опасности и смерть». Ее основная задача - показать, как люди Средневековья относились к разного рода напастям, угрожавшим здоровью и жизни ребенка, и к детской смертности.
Приведенные автором свидетельства полностью опровергают расхожий взгляд, что в Средние века подобные происшествия воспринимались как нечто естественное.
Н.Орм приводит выдержки из документов, подтверждающие, что убийство новорожденных расценивалось правосудием и церковью как тяжелое преступление и грех. Разного рода врожденные уродства считались наказанием, посланным родителям за их прегрешения. Далее автор рассматривает описания несчастных случаев, происходивших с детьми, и реакций окружающих на случившееся, встречающиеся в житиях святых и в отчетах коронеров. После этого он обращается к приводимым в источниках сведениям о насилии по отношению к детям -физическом, духовном (связанным главным образом с бытовавшей в Средние века верой в особые способности детей, например, в то, что они могут своими тонкими пальчиками открывать замки без ключа или видеть будущее в зеркале) и сексуальном. В качестве интересной особенности Н.Орм отмечает тот факт, что виновниками насилия в подавляющем большинстве историй оказываются чужестранцы либо люди «чужие» по отношению к данному сообществу, скажем иудеи. Следующая тема, которая обсуждается в данной главе, - болезни детей. Исследователь указывает, что в целом для лечения детей применялись те же способы, что и для лечения взрослых (снадобья, заговоры, молитвы, обеты); встречаются, однако, специальные «детские рецепты» снадобий, также во многих случаях подчеркивается, что дети нуждаются в особенно тщательном уходе, лучшем питании и пр. Еще одним свидетельством того, что дети воспринимались как особая группа внутри сообщества, являются частые упоминания о том, что во время эпидемий родители стремились отправить своих детей куда-нибудь, где поветрие их не тронет. В завершающей части главы Н.Орм рассматривает ряд проблем, связанных с темой «дети и смерть». Он анализирует имеющиеся у нас данные о детской смертности в Средние века и доказывает, что, хотя цифры, действительно, высоки, большинство смертей проходится на первый год жизни, а если брать более старших детей, статистика детской смертности не слишком отличается от сходных показателей Нового времени. Далее обсуждаются встречающиеся в источниках указания на то, каким образом воспринимали смерть сами дети; кроме того, автор касается таких вопросов, как особые ритуалы, совершавшиеся при погребении детей, детские надгробья, представления о том, что ожидает умерших детей в загробной жизни.
В главе 4 «Слова, стихи и песни» Н.Орм устанавливает, что в Средние века, как и в наше время, существовал особый язык, которым разговаривали с младенцами и маленькими детьми, имитирующий детский лепет. Затем он суммирует содержащиеся в источниках сведения о колыбельных, детских стишках и песенках, а также произведениях, предназначавшихся для более старших детей, и «школьных песнях», слагавшихся самими детьми.
Глава 5 «Игра» посвящена обсуждению такой неотъемлемой, по нашим представлениям, характеристики детства, как игры. Говоря об грушках, Н.Орм опирается на данные археологических раскопок. Они свидетельствуют, что в Средневековье уже существовали многие разновидности игрушек, в которые дети играют и в наше время: погремушки, куклы, фигурки зверей и воинов. Далее автор монографии переходит к обсуждению содержащихся в источниках описаний детских игр. Он делит их на несколько категорий: игры, развивающие меткость и ловкость (камешки, всевозможные игры с мячом), игры, развивающие память и сообразительность (кости, шахматы, карты), военные забавы (для более старших мальчиков), «спортивные» забавы (плавание, рыбная ловля, прогулки). Исследователь также замечает, что в Средневековье, когда весь распорядок жизнь человека в гораздо большей степени определялся природными циклами, детские игры также менялись в зависимости от времени года, и выстраивает примерный «календарь игр». Затем Н.Орм рассматривает две разновидности забав, интерес с которым дети разделяли со взрослыми, - музыку и театр. Анализируя в заключение роль взрослых в детских играх (как участников забав, изготовителей игрушек и пр.), автор монографии делает вывод о том, что игры как явление принадлежат в равной мере «детской» и «взрослой» культуре.
В главе 6 «Церковь» исследователь анализирует весь сложный комплекс взаимоотношений детей и церкви. Предметом рассмотрения становятся такие вопросы, как выбор крестных, религиозное воспитание детей дома, походы в церковь, миропомазание как граница между детством и юностью. На основании анализа многочисленных источников Н. Орм описывает детские религиозные объединения,
существовавшие в позднее Средневековье, участие детей в богослужении и судьбы детей-облатов. Из всего материала этой главы делается вывод, что, хотя средневековая церковь (в отличие от современной) никогда не адресовалась специально к детям, она постоянно имела их в виду и служила для них «не только школой веры, но и, во многих отношениях, школой жизни» (с. 236).
В главе 7 «Обучение чтению» Н.Орм рассматривает в деталях (насколько это можно восстановить по имеющимся письменным и материальным свидетельствам) процесс обучения детей грамоте. Он специально оговаривает, что не будет касаться в данной книге школьного образования, поскольку этой теме посвящена другая его работа. Соответственно, исследователь выясняет, каким образом ребенка учили читать в домашних условиях, какие методики и приемы запоминания при этом использовались. Учеба начиналась с заучивания алфавита, затем ребенка учили читать слоги и, наконец, целые слова и тексты.
Глава 8 «Чтение для развлечения» посвящена детской литературе Средневековья. Основная мысль, которую проводит Н.Орм, заключается в том, что в Средние века дети составляли очень важную и многочисленную категорию читателей и средневековые авторы учитывали этот факт. В качестве основных разновидностей произведений для детей исследователь выделяет и обсуждает назидательные рассказы, истории о приключениях и диковинах, истории про детей.
В главе 9 «Взросление» автор монографии рассматривает, каким образом отражены в средневековых источниках такие этапы перехода из детства к взрослой жизни, как обучение труду, проба сил в работе, уход из дома, брак, ответственность перед законом.
З.Ю.Метлицкая
2005.02.005. БАК Ф. ОПАСНОСТИ РИТУАЛА. BUC PH. The dangers of ritual. - Oxford, 2002. - 272 p.
Ключевые слова: средневековые ритуалы, соотношение современных и средневековых подходов к историческому анализу.
Филлип Бак - приглашенный профессор истории Средних веков в Стенфордском университете. В своей книге, которую сам он именует «эссе», Ф.Бак оспаривает возможность использования популярных сейчас концепций «политического ритуала» для анализа средневековых реалий