Научная статья на тему '2005. 01. 023. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения /МГУ им. М. В. Ломоноcова; под ред. Мещеряковой Н. М. - М. : кн. . Дом, 2002. - 383 с'

2005. 01. 023. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения /МГУ им. М. В. Ломоноcова; под ред. Мещеряковой Н. М. - М. : кн. . Дом, 2002. - 383 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1563
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ / КОНЕЦ XVII - СЕРЕДИНА XVIII В
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 01. 023. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения /МГУ им. М. В. Ломоноcова; под ред. Мещеряковой Н. М. - М. : кн. . Дом, 2002. - 383 с»

политики Евросоюза, но не изменит природу этой внешней политики, которая по-прежнему основана на доброй воле государств. Европейский министр иностранных дел внесет толику честности и последовательности, но останется прежде всего посредником между государствами и комиссией. Вес больших государств в международной политике и, следовательно, во внешней политике ЕС будет намного превышать уравновешенность голосов в рамках квалифицированного большинства. Придется использовать сотрудничество великих держав и европейского министра иностранных дел как мотор для придания воли и целеустремленности европейской внешней политике

Европейская политика, сопрягая внутренний и внешний суверенитеты, возникнет не завтра. Однако, заключает автор, остается возможным лучше использовать остатки воли основных европейских держав по укреплению воли ЕС и, следовательно, способности его влияния на американского союзника.

Т.М. Фадеева

2005.01.023. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ /МГУ им. М.В .Ломоносова; Под ред. Мещеряковой Н.М. -М.: Кн.. дом, 2002. - 383 с.

Ключевые слова: европейское Просвещение, общественно-политические идеи, конец XVII - середина XVIII в.

Во Введении, написанном редактором коллективной монографии Н.М.Мещеряковой, отмечается генетическая родственность Просвещения и Возрождения. Просвещение как более поздний, чем Возрождение, этап идейно-культурной истории сформировалось в Европе, в тех исторических условиях, когда отход от средневековых устоев и традиций уже энергично проявлял себя во всех областях общественно-политической жизни.

В монографии рассматривается история общественно-политических идей, имеющих определенную общность на весьма большом пространстве - от Португалии до России, включая Англию, Францию, Италию, Испанию, Германию, Австрию и Венгрию. Замысел работы, по словам редактора, состоял в том, чтобы показать просветительское движение, главным образом, как часть «социальной истории культуры или социологии познания». Авторы проследили характерные особенно-

сти условий отдельных стран, определившие «национальный контекст» движения, хотя «социальная история» Просвещения понимается не всеми авторами одинаково.

Рассматривая общественно-политические идеи Просвещения в Англии, Н.М.Мещерякова отмечает, что с конца ХУЛ в. это идейно-культурное движение предстает как вполне полнокровное, т.е. как чрезвычайно широкое и вместе с тем емкое, многоплановое и глубокое по содержанию. Это было именно движение, а не просто совокупность единичных выступлений талантов-одиночек. Творчество просветителей образовало «поистине подлинный идейный поток», создавая в стране «особую духовную атмосферу» (с.19). Фундаментальным в этом отношении явилось творчество Джона Локка, родоначальника английского и всего европейского Просвещения. Существенную особенность английского Просвещения предопределило его возникновение и распространение в период после Английской революции и последующего эволюционного преобразования общественного строя на буржуазных основах. В значительной мере английское Просвещение служило для остальных стран «стимулятором формирования и развития общественной идеологии и оказало на нее огромное внимание во всемирном масштабе» (с.22). В главе рассматривается историография английского Просвещения, идейная преемственность различных течений в нем, в частности, влияние «натуральной философии», развития естественных наук, где ключевыми фигурами были Бэкон и Ньютон. Национальной чертой английского Просвещения являются сугубый практицизм, «уважение к реальному», но вместе с тем и определенная умеренность.

А.В.Тырсенко рассматривает основные идеи-лейтмотивы французского Просвещения на примере творчества Декарта, Лейбница, Спинозы, Фонтенеля, Кондильяка, Гельвеция, Руссо, Кондорсэ и др. «От Вольтера до Кондорсэ, - пишет автор, - понятие "цивилизации" стали связывать с линейным прогрессом человеческого рода, оно стало символизировать высшую стадию "прогресса человеческого разума". Цивилизация стала, таким образом, необходимой стадией в развитии любого народа, через которую все народы, рано или поздно, должны пройти. Цивилизация объявлялась мерой прогресса, осознания того, что человек призван жить в рамках цивилизованного общества, предполагала преимущества нового порядка перед старым» (с.114). Отдельные разделы посвящены отношению просветителей к религии и системе их этики (Гольбах, Дидро и др.). Особое место занимает рассмотрение взглядов на общественное и госу-

дарственное устройство (Монтескье, Вольтер, физиократы, Тюрго, Руссо, Дидро и Мобли), а также анализ представлений философов французского Просвещения о революции, ее опыте и значении, который выявил «противоречия между радикализмом их идей и их политической умеренностью» (с.147).

В главе, посвященной итальянскому Просвещению, В.С.Бондарчук отмечает, что государственно-территориальная раздробленность страны обусловила своеобразие итальянского Просвещения: относительную самостоятельность просветительской мысли в основных государствах полуострова. В целом, по словам автора, итальянское Просвещение представляет собой совокупность «областных Просвещений» и вместе с тем органически единый идейный комплекс с общими чертами и особенностями. Его ядром являлась концепция «естественного права», что создавало почву для представления о новом типе личности - равноправной и равноценной любой другой, для отрицания сословных привилегий и для обоснования требования о расширении социальной активности любого человека в разных сферах общества. Однако не преимущественно фило-софско-мировоззренческие проблемы и абстрактное теоретизирование, а «анализ реальных проявлений и причин отсталости Италии и определение находились в фокусе итальянской просветительской мысли. Отсюда вытекает и ее мощный исторический настрой» (с. 156). В соответствии с такой ориентацией на решение конкретных задач в центре внимания итальянских просветителей были проблемы экономики и социальных отношений, права и законодательства, церкви и культуры, государственности, причем все они рассматривались в свете стержневой проблемы, -за исключением критики религии, - всеобъемлющей реформы итальянского общества. Вопрос о политическом объединении страны большинством просветителей не ставился в практической плоскости. Они вынуждены были всецело полагаться на действия «просвещенных монархов» и «на практике склонны были довольствоваться и даже восхвалять - в ущерб теоретической последовательности - любую попытку, хотя бы частичную осуществления новых идей» (с. 210).

Е.Э.Юрчик рассматривает особенности формирования испанского просветительского движения, проблемы периодизации, основные принципы идеологии испанских просветителей. Просветительские идеи в Испании развиваются в течение всего ХУШ столетия, постепенно превращаясь в идеологию элитарного общественного движения. На 60-80-е годы приходится высшая точка влияния Просвещения в этой стране -

именно в это время «новая философия» становится одним из определяющих компонентов мировоззрения образованных испанцев и основой предлагаемой ими программы преобразования общества и государства. Практическое ее осуществление частично происходило в рамках реформ испанского абсолютизма. Полагая, что от степени просвещенности общества зависит эффективность социальных преобразований, в целом экономическое и политическое состояние нации, испанские просветители (особенно после событий Великой Французской революции) выступали за последовательное и мирное совершенствование общества, уделяя большое внимание проектам реформы начального и среднего образования, а также идее сохранения религиозной терпимости, не формулируя, однако, требования радикальной церковной реформы.

В конце столетия просветительское движение постепенно утрачивает свое влияние. Это связано и с внутренней логикой эволюции идеологии, и с внешними причинами, главными из которых были Великая Французская революция и наполеоновское нашествие. Своеобразное возрождение идеи Просвещения в Испании переживают в начале Х1Х в. во время деятельности кадисских Учредительных кортесов. Конституция 1812 г., пишет автор, документ огромного исторического значения является одновременно и памятником испанскому просветительскому движению.

Н.В.Кирсанова, анализируя развитие португальского Просвещения, отмечает, что оно имело сравнительно узкую социальную базу. Мировоззрение просвещенных португальцев складывалось под сильным влиянием общественно-политических идей Ф.Бэкона, Г.Гроция, Дж.Локка, И.Ньютона, П.Бейля и др., однако, как подчеркивает автор, зарубежное влияние не следует абсолютизировать. «Португальское Просвещение не было механическим воспроизведением взглядов европейских мыслителей. Даже в тех случаях, когда "эштранжейрадуш" (дословно: "иностранец" - так называли просвещенных людей в Португалии. - Реф.) заимствовали идеи европейского Просвещения, эти заимствования имели избирательный характер; португальские просветители брали на вооружение только те доктри- ны, которые соответствовали реалиям португальского общества и его потребностям» (с. 279).

Социально-политические идеи немецкого Просвещения охарактеризованы А.И.Патрушевым. Германия ХУШ столетия, насчитывавшая более трехсот самостоятельных государств, полусотни свободных имперских городов и полутора тысяч карликовых владений, пребывала в со-

стоянии средневековой отсталости. В этих условиях, пишет автор, «можно признать относительным успехом формирование сравнительно единого просветительского движения» (с.292), продолжавшегося до начала Х1Х в.

Немецкое Просвещение стало первым движением, которое выдвинуло программу широких реформ всех сфер общественной жизни, хотя реализовано было лишь немногое из того, чего они желали и к чему стремились. Своеобразие немецкого Просвещения проявилось в приглушенности идеи общественного договора и народовластия (в сравнении с Просвещением Англии и Франции, США). Вместо них на первый план выдвинулись идеи внутреннего развития индивидуума и немецкой нации как уникального культурного феномена. Непреходящей заслугой немецкого Просвещения, подчеркивает автор, осталось его стремление к духовной свободе.

Идеи Просвещения в Австрии и Венгрии рассмотрены А.С.Медяковым. Несмотря на существенные различия, идеям Просвещения в Австрии и Венгрии был присущ целый ряд общих черт, главными из которых стали предельный прагматизм (характерный в первую очередь для австрийского варианта «просвещенного абсолютизма») и стремление пропагандировать прежде всего идеи, которые могли быть использованы в конкретных политических и идеологических целях (с. 326). Характерной чертой была также большая зависимость от иностранных идейных и теоретических источников. Эта зависимость в сочетании с прагматизмом по мнению автора, делают понятным отсутствие мировоззренческой и философской глубины у австрийских и венгерских сторонников Просвещения. Чуждо было им и в целом типичное для Просвещения критическое отношение к средневековому прошлому. Напротив, многие из своих идей они пытались аргументировать с помощью ссылок на традиции и историю. Наконец, еще одной специфической особенностью было вполне понятное с точки зрения исторических реалий повышенное внимание к национальной проблеме.

Общественно-политические взгляды просветителей России второй половины XVIII в.» представлены В.И.Моряковым. Автор выделяет два этапа в развитии русского Просвещения: 60-70-е годы (борьба против крепостничества) и 80-90-е годы (разложение феодально-крепостнической системы в России и радикализация взглядов российских просветителей). В отдельном разделе рассмотрены взгляды М.В.Ломоносова. Русское Просвещение, заключает автор, было составной частью общеевропейского просветительского лагеря. Просвещение в России было проникнуто прогрессивными рационалистическими идеями, верой в человеческий разум, способный раздвигать границы знаний, обогащать человека новыми идеями и открытиями, двигать его по пути прогресса.

И.Е. Эман

Страны Северной Америки

2005.01.024. ИВАНОВ Р.Ф. КОНФЕДЕРАТИВНЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ (1861-1865 гг.): В 2 ч. - М.: Ин-т воен. истории РАН, 2002. - Ч. 1. - 275 с.; Ч. 2. - 254 с.

Ключевые слова: конфедерация южных штатов Америки, 18611865 гг.

Последняя книга в жизни известного историка-американиста Р.Ф.Иванова посвящена Конфедерации 11 южных штатов, восставших и вышедших из Федерального Союза летом 1861 г. Работа, освещающая малоизученную историю «мятежного Юга», состоит из двух частей (по периодам войны). В ней освещаются предпосылки сецессии (отделения) рабовладельческих штатов, причины войны, боевые действия, внутриполитические проблемы Юга и Севера. Значительное место уделено экономике и социальным проблемам, освещен ранее слабоизученный вопрос о блокаде и контрабанде. Рассказывая о внешней политике и дипломатии Конфедерации, автор особо выделяет прогрессивную роль политики России, поддержавшей борьбу с рабовладением, в то время как Англия и Франция оказались на стороне рабовладельцев.

По-новому исследователь подошел к так называемой негритянской проблеме, отмечая, что свободные негры, особенно состоятельные, активно помогали рабовладельцам. Более того, подчеркивая, что Север и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.