Научная статья на тему '2004. 04. 042. Боголюбов С. А. , Никишин В. В. , Устюкова В. В. Земельное право: учебник для вузов. - М. : норма, 2003. - 418 с'

2004. 04. 042. Боголюбов С. А. , Никишин В. В. , Устюкова В. В. Земельное право: учебник для вузов. - М. : норма, 2003. - 418 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
529
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО - РФ - УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 04. 042. Боголюбов С. А. , Никишин В. В. , Устюкова В. В. Земельное право: учебник для вузов. - М. : норма, 2003. - 418 с»

орудием проведения политической воли большинства или меньшинства. Главное предназначение парламента - выражать интересы граждан России и профессионально осуществлять законодательную деятельность.

Некоторые аспекты деятельности Федерального собрания на международной арене регулируются международно-правовыми актами, разработанными и подписанными главным образом в межгосударственных организациях, в рамках которых осуществляется межпарламентское сотрудничество.

В учебнике подробно освещается участие российского пар-ла-мента в деятельности Межпарламентского союза, Парламентской ассамблеи Совета Европы, межпарламентских ассамблей СНГ и Евразийского экономического сообщества.

А.И.Моргунова

2004.04.042. БОГОЛЮБОВ С.А., НИКИШИН В.В., УСТЮКОВА В .В. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003. - 418 с.

В учебнике рассматриваются основные правовые институты и понятия земельного права России. Особое внимание уделено правам физических и юридических лиц (собственников, владельцев, пользователей, арендаторов) на земельные участки, порядку учета и регистрации земельных участков, вопросам обеспечения стабильности владения и пользования недвижимостью. Анализируются пределы вмешательства государства, обязанности физических и юридических лиц в области охраны и использования земель различных категорий. Учебник соответствует основным требованиям стандарта Министерства образования РФ по дисциплине «Земельное право» и состоит из предисловия и восемнадцати глав.

Земельное право, обладая необходимыми признаками, является самостоятельной отраслью системы права. Как и другие регулируемые правом общественные отношения, земельные отношения носят производственный, социальный характер. Это обусловлено, во-первых, тем, что для производства сельскохозяйственной продукции земля ничем не может быть восполнима и заменима, а, во-вторых, наибольшим загрязнителем земель и всей окружающей среды является производственная сфера деятельности человека, когда в процессе труда он становится главным участником антро-

погенного загрязнения среды и ее важнейшего компонента - земли.

Рассматривая соотношение земельного права с другими отраслями права, авторы отмечают, что в настоящее время наиболее актуальным представляется взаимодействие земельного и гражданского законодательства РФ. Концептуальными, связанными с земельными отношениями являются следующие положения Гражданского кодекса РФ:

- земельные и иные природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах;

- к недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;

- владение, пользование и распоряжение земельными и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником (в отношении недр - государством) свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Размежевание и взаимодействие земельного и иных отраслей права действующего российского законодательства, выбор соот-ветст-вующих норм при правоприменении имеют важное значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, а также решения экологических и других проблем современности. Центральным звеном в процессе организации и регулирования земельных отношений является государство, поскольку земля считается, прежде всего, публичным достоянием, обеспечивающим благополучие всего населения.

По целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий: сельскохозяйственного назначения; поселений; промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта и т.д.); особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда и земли запаса. Отнесение земель к категориям является прерогативой органов госу-

дарственной власти, органов местного самоуправления. Регулирование порядка перехода земель из одной категории в другую отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Анализируя особенности использования земель в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей, авторы выделяют ряд законодательных актов, имеющих первостепенное значение в защите прав и интересов этнических сообществ. В первую очередь, это Конвенция «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятая конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г. В Конвенции устанавливаются специальные меры, необходимые для смягчения трудностей, переживаемых народностями, а также провозглашаются их права на традиционно занимаемые ими земли, на пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, на получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый им в связи с использованием данных земель. Приводятся законодательные нормы США о жизнеобеспечении на Аляске.

Основные направления государственного вмешательства в регулирование и реализацию земельных отношений сводятся к осуществлению мониторинга, землеустройства и ведению государственного земельного кадастра. В соответствии с Положением об осу-ществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства от 28 ноября 2002 г. № 846, мониторинг земель имеет федеральную, региональную и локальную подсистемы, соответствующие категориям земель. Составной частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг мелиорированных земель.

Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения за состоянием земель, выявление изменений и оценка. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными. Показатели состояния земель выражаются в абсолютных и относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

Землеустройство тесно связано с ведением мониторинга и кадастра земель. К видам землеустроительной документации, согласно ФЗ «О землеустройстве» относятся:

- генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схемы землеустройства территорий ее субъектов, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схема использования и охраны земель;

- проекты территориального землеустройства;

- материалы межевания объектов землеустройства;

- карты (планы) объектов землеустройства;

- проекты внутрихозяйственного землеустройства;

- проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;

- материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель;

- тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Землеустройство как система мероприятий по рациональной организации территории имеет три взаимосвязанных аспекта - экономический (земля - средство производства), юридический (обеспечение прав собственности и иных прав на земельные участки) и технический (проведение проектно-изыскательских, съемочных и обследовательских работ).

Анализируя особенности земли как объекта отношений собственности, авторы раскрывают ее признаки. Земля является природным объектом естественного происхождения и не может быть воспринята как результат человеческого труда. Выполняя функции потребления, земля выступает в качестве неотъемлемой части природы, взаимосвязанной с другими ее элементами. Эти качества влияют на содержание отношений собственности на землю в экономическом и правовом значении.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения землей. Он по своему усмотрению совершает любые действия,

не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Гражданский кодекс РФ ограничивает правомочия собственника правилами оборотоспособности. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Однако сведение права собственности на землю лишь к абстрактной триаде правомочий владения, пользования и распоряжения не всегда точно характеризуют реальное содержание предостав-ляемых собственнику возможностей. Дело не в количестве или в названии правомочий, а в той мере реальной юридической власти над своим имуществом, которая предоставляется и гарантируется собст-веннику действующим правопорядком. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Рассматривая различные виды собственности на землю, авторы особое внимание уделяют общей долевой собственности. Характер-ным признаком таких отношений является отсутствие единственного субъекта права собственности на земельный участок. Таких субъектов может быть несколько, каждый из которых должен учитывать законные интересы и потребности остальных сособственников земли. Собственники обладают равноценными правомочиями в отношении земельного участка и несут бремя собственности. Общая собственность на землю имеет разновидности. Земля может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на землю является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности.

Далее подробно рассматриваются особенности правового регулирования земель различных категорий.

Н.В.Крысанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.