научными сотрудниками и предоставляют им соответствующие этому званию права и обязанности.
Поскольку звание юниор-профессора было введено совсем недавно, пишет далее Х.Папп, существует еще много недоработанных моментов. Так, совершенно не ясно, как должна выглядеть процедура оценки знаний после трех и шести лет обучения. Здесь необходима совместно разработанная разными факультетами стратегия, дающая возможность будущим юниор-профессорам провести научно-исследовательскую работу, которая позволила бы им успешно закончить юниор-профессуру. Есть еще один момент: будет ли востребован молодой юниор-профессор через шесть лет упорного труда и успешного окончания юниор-профессуры, сможет ли он потом найти свое место, чтобы стать настоящим ученым и получить звание профессора? Допустят ли его в свой «клан» старые профессора? Кроме того, до сих пор остается ограниченной возможность проведения независимой научно-исследовательской работы, поскольку юниор-профессора «привязаны» к своему факультету, а создавать рабочие группы проблемно, так как у них нет своего собственного персонала.
В заключение Х.Папп пишет, что, несмотря на существующие недоработки, юниор-профессура - весьма перспективное направление. Поэтому в вузах, и, в частности, в Лейпцигском университете, нужно в ближайшее время утвердить единый метод работы в этом направлении и критерии его оценки.
Е.Н.Рачкова
2004.04.030. ВЕЛЬП К. БОЛЬШЕ ТЕМПА.
WELP C. Mehr Tempo // Wirtschaftswoche. - Duss., 2004. - N 8. - S. 74-76.
Ключевые слова: частные университеты, студенты, международная ориентация, качество образования.
В Германии продолжают открываться новые частные университеты как альтернатива государственным вузам. Они стоят того, чтобы в них учиться, считает автор статьи К.Вельп.
В последние годы число новых частных университетов в Германии неуклонно растет. В настоящее время их насчитывается уже свыше 50. Так, например, в Берлине осенью 2003 г. в здании Typo-колледжа (Touro College) открыла свои двери еврейско-американская Школа менеджмента, а осенью 2004 г. в г. Ростоке начнет работу Hanseatic University. В его планах - обучить свыше 5 тыс. студентов в ближайшие 10 лет.
Вплоть до начала 90-х годов прошлого века частные вузы в Германии можно было пересчитать по пальцам, пишет автор. С тех пор многое переменилось. В сравнении с государственными массовыми университетами частные обещают намного больше практических занятий, международную ориентацию обучения, ускоренные курсы обучения, активные контакты с предпринимателями и, самое главное, - больше шансов найти хорошую работу. Правда, оговаривается К.Вельп, пока все эти обещания лучше всего выполняют «старые», хорошо зарекомендовавшие себя частные вузы. К таким можно отнести, например, Научную школу предпринимательства (WHU) в г. Кобленц или Европейскую школу бизнеса (European business school) в г. Эстрих - Винкель (Oestrich/Winkel). У многих «новичков» возникают серьезные проблемы, одна из которых - как сделать себе имя на рынке высшего образования и оправдать потраченные вложения. Однако в общем и целом можно сказать, что практически у всех частных школ есть большие преимущества перед государственными: так как число студентов ограничено, каждому из них уделяется много внимания; практические занятия занимают большее количество часов и проходят более интенсивно; особое внимание уделяется изучению иностранных языков. Кроме того, студентов обучают умению подать себя и правильному общению с коллегами по работе. Благодаря полученным навыкам и качественному образованию молодым специалистам легче найти хорошую работу.
Далее автор пишет, что многие государственные вузы также решили не отставать от своих более удачливых частных конкурентов. В последнее время государственные вузы расширяют свои международные связи и составляют международные программы обучения, они стали теснее сотрудничать с различными фирмами и предприятиями, как отечественными, так и зарубежными. Такая деятельность, несомненно, благотворно сказывается на качестве обучения.
Сегодня многие выпускники вузов, даже окончившие частные учебные заведения и заплатившие большие деньги за получение образования, далеко не сразу могут найти подходящую, хорошо оплачиваемую работу по своей специальности. Частный специализированный институт (PFH) г. Гёттинген пользуется большой популярностью благодаря поддержке своих выпускников: он выступает как бы их финансовым гарантом. Те молодые специалисты, которые в течение полугода после получения диплома не смогли найти подходящее место работы, получают назад свои деньги, которые они заплатили за последний год учебы. Автор
замечает, что такого прецедента в институте еще не было. Даже студенты-первокурсники могут ощутить на себе поддержку института - если им что-то не нравится и они захотят уйти, они получат деньги, заплаченные за первые четыре месяца обучения. PFH отличается еще и усиленной программой практического обучения: за четыре года студенты проходят практику в течение 60 недель. Партнерами института, предоставляющими в дальнейшем рабочие места для его выпускников, являются известные немецкие предприятия SAP, «Telekom», «Conti» и «Bahlsen».
Не меньшей популярностью, чем PFH, пользуется и Международная школа менеджмента (ISM) в Дортмунде. Здесь обязательным является прохождение практики в три этапа, причем один из этапов - за границей. Кроме того, учащиеся в течение двух семестров получают теоретические знания в одном из заграничных вузов. Школа известна своей специализацией факультетов - один из них предлагает получить профессию менеджера по туризму. Партнерами ISM выступают «Peek & Cloppenburg» и «Douglas». Все же, замечает автор, несмотря на популярность школы, ее выпускники имеют не слишком высокие шансы найти хорошее место работы: так, в 2003 г. лишь семеро из 40 молодых специалистов смогли заключить трудовой договор.
Кёльнская школа бизнеса (Cologne business school) предлагает широкую специализацию по разным направлениям. Здесь студенты могут стать специалистами по азиатским странам. Основными преимуществами обучения в этой школе являются тесная связь теории с практикой, интернациональность и, главное, - обучение работе с современными моделями компьютеров.
В Германии частные высшие учебные заведения по уже сложившейся традиции предлагают прежде всего обучение экономическим наукам, однако есть и другие предложения. Так, например, Международный университет (IU) г. Бремена, открытый в 1999 г., выпускает молодых специалистов с дипломами инженеров, ученых в области естественных и гуманитарных наук. Примечательно, что собственно немецких студентов здесь обучается лишь около 20%, остальные же прибывают на учебу из других стран, что полностью оправдывает название университета. Учеба в IU стоит очень дорого - 15 тыс. евро за учебный год, что является абсолютным рекордом для Германии.
В конце статьи автор приводит таблицу, в которой сравнивает некоторые данные по частным вузам Германии за 2003/2004 уч. г.
Таблица (с. 76)
Данные о новых частных вузах Германии
Название вуза Специальность Число Число профес- Стоимость
учащихся соров обучения
1. Zeppelin Univer- Организация производства, 100 12 600 евро
sity, менеджмент в области куль- в месяц
г. Фридрихсхафен туры и СМИ
2. IU, г. Бремен Инженерные, естественные, гуманитарные и социальные науки 572 75 15 тыс. евро в год
3. IU, г. Брухзаль Инженерные и экономические науки 180 16 10 тыс. евро в год
4. ISM, г. Дортмунд Мировая экономика, туристический и финансовый менеджмент 650 18 3,5 тыс. евро за семестр
5. Cologne Business Экономические науки, четы- 350 только профес- 700 евро
School, ре специализации сора-поча- в месяц
г. Кёльн совики
6. Bucerius Law Право 375 13 3 тыс. евро
School, за
г. Гамбург триместр
7. PFH, Экономические науки, эко- 240 7 600 евро
г. Гёттинген номическая информатика в месяц
8. Munich Business Международная организация 200 6 4350 евро
School, г. Мюнхен производства за семестр
Е.Н.Рачкова
2004.04.031. ХАЙ ХО. СТРАТЕГИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
HAI HO. Wanted: Strategies for improving education // Vietnam econ. news. -Ha Noi, 2003. - N 46. - P. 23.
Ключевые слова: качество образования, студенты, университеты.
В статье рассматриваются пути и средства улучшения качества образования во Вьетнамском национальном университете г. Хошимин.
В 2003 г. ЮНЕСКО провела сравнительный анализ качества высшего образования в разных странах. На основании этого исследования был сделан следующий вывод: вузы Вьетнама значительно отстают от вузов других стран Азиатского региона.