Научная статья на тему '2004. 04. 029. Папп X. юниор-профессор. Что дальше? Papp H. Juniorprofessor - und dann? // Universitat Leipzig. - Leipzig, 2003. - n 5. - S. 6-7'

2004. 04. 029. Папп X. юниор-профессор. Что дальше? Papp H. Juniorprofessor - und dann? // Universitat Leipzig. - Leipzig, 2003. - n 5. - S. 6-7 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНИОР-ПРОФЕССОР / ВУЗЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 04. 029. Папп X. юниор-профессор. Что дальше? Papp H. Juniorprofessor - und dann? // Universitat Leipzig. - Leipzig, 2003. - n 5. - S. 6-7»

2004.04.029

138

2004.04.029. ПАПП X. ЮНИОР-ПРОФЕССОР. ЧТО ДАЛЬШЕ?

PAPP H. Juniorprofessor - und dann? // Universität Leipzig. - Leipzig, 2003. - N 5. - S. 6-7.

Ключевые слова: юниор-профессор, вузы.

Статья написана доктором наук, профессором Х.Паппом, который работает в Лейпцигском университете и занимается исследованиями, посвященными молодой научной смене.

В июле 2003 г. Министерство образования Германии подвело обнадеживающие итоги относительно нового, недавно введенного звания -юниор-профессор. По всей стране 54 вуза охотно предоставили 800 мест для представителей нового поколения ученых. В рамках новой программы Министерство образования до 2006 г. намерено выделить в общей сложности 180 млн. евро, которые пойдут на поддержку примерно 3 тыс. юниор-профессоров.

Лейпцигский университет также принимает участие в этой программе. В декабре 2002 г. руководство университета выделило восемь мест для зачисления будущих юниор-профессоров, еще шесть мест было выделено в 2003 г. На 2004 г. было запланировано два места, и в дальнейшем университет планирует ежегодно прибавлять по несколько мест на разных факультетах. Новые рабочие места для этой цели не создаются, а используются уже имеющиеся: например, если какой-либо преподаватель переходит на другое место работы или если есть места в каких-либо внеуниверситетских научно-исследовательских учреждениях, с которыми у вузов существуют совместные договоренности (например, Институт исследований тропосферы, Институт географии, Центр исследований окружающей среды Лейпциг - Галле GmbH, Общество исследования материалов и Испытательный центр строительных материалов Лейпциг mbH).

Автор замечает, что первоначально Лейпцигским университетом было запланировано большее количество мест для юниор-профессоров. Однако в то время как в некоторых дисциплинах, особенно в математике и информатике, кандидатов было достаточное количество, в других дисциплинах их не хватало. Следует отметить, что само название юниор-профессуры пока еще не является окончательным. Например, земли Саксония, Тюрингия и Бавария подали протест против введения в закон о высшем образовании этого звания. Как следствие, потенциальные юниор-профессора в этих землях не могут так себя называть. Их называют здесь

научными сотрудниками и предоставляют им соответствующие этому званию права и обязанности.

Поскольку звание юниор-профессора было введено совсем недавно, пишет далее Х.Папп, существует еще много недоработанных моментов. Так, совершенно не ясно, как должна выглядеть процедура оценки знаний после трех и шести лет обучения. Здесь необходима совместно разработанная разными факультетами стратегия, дающая возможность будущим юниор-профессорам провести научно-исследовательскую работу, которая позволила бы им успешно закончить юниор-профессуру. Есть еще один момент: будет ли востребован молодой юниор-профессор через шесть лет упорного труда и успешного окончания юниор-профессуры, сможет ли он потом найти свое место, чтобы стать настоящим ученым и получить звание профессора? Допустят ли его в свой «клан» старые профессора? Кроме того, до сих пор остается ограниченной возможность проведения независимой научно-исследовательской работы, поскольку юниор-профессора «привязаны» к своему факультету, а создавать рабочие группы проблемно, так как у них нет своего собственного персонала.

В заключение Х.Папп пишет, что, несмотря на существующие недоработки, юниор-профессура - весьма перспективное направление. Поэтому в вузах, и, в частности, в Лейпцигском университете, нужно в ближайшее время утвердить единый метод работы в этом направлении и критерии его оценки.

Е.Н.Рачкова

2004.04.030. ВЕЛЬП К. БОЛЬШЕ ТЕМПА.

WELP C. Mehr Tempo // Wirtschaftswoche. - Düss., 2004. - N 8. - S. 74-76.

Ключевые слова: частные университеты, студенты, международная ориентация, качество образования.

В Германии продолжают открываться новые частные университеты как альтернатива государственным вузам. Они стоят того, чтобы в них учиться, считает автор статьи К.Вельп.

В последние годы число новых частных университетов в Германии неуклонно растет. В настоящее время их насчитывается уже свыше 50. Так, например, в Берлине осенью 2003 г. в здании Typo-колледжа (Touro College) открыла свои двери еврейско-американская Школа менеджмента, а осенью 2004 г. в г. Ростоке начнет работу Hanseatic University. В его планах - обучить свыше 5 тыс. студентов в ближайшие 10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.