Научная статья на тему '2004. 04. 021. Гуревич П. Как обеспечить диалог конфессий // мир нравственности. - М. , 2004. - n 8. - С. 20-22'

2004. 04. 021. Гуревич П. Как обеспечить диалог конфессий // мир нравственности. - М. , 2004. - n 8. - С. 20-22 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЕИЗМ / ДИАЛОГ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ / КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ХРИСТИАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 04. 021. Гуревич П. Как обеспечить диалог конфессий // мир нравственности. - М. , 2004. - n 8. - С. 20-22»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

2004.04.021. ГУРЕВИЧ П. КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДИАЛОГ КОНФЕССИЙ // Мир нравственности. - М., 2004. - N 8. - С.20-22.

Автор (заведующий сектором Института философии РАН) рассматривает особенности взаимоотношения религии, атеизма, философии и общества в современной цивилизационно-культурной парадигме России. Изучаются условия возможности диалога конфессий.

Что происходит сегодня в нашей стране: «религиозный ренессанс» или «культовый шум», возрастает ли число верующих, возможен ли диалог между конфессиями? Оценки расходятся: одни авторы пишут о духовном возрождении, другие - о профанации веры, третьи отмечают, что ценностные установки многих людей в России подменяются духовными трафаретами, идеалы вытесняются идолами, христианские и другие универсалистские заповеди не становятся жизненными ориентирами широких слоев населения. Причины этого понятны: в России был проведен грандиозный социальный эксперимент, «мы прошли через десятилетия принудительной, насильственной атеизации общественного сознания» (с.20), в процессе которого подрывались основы религиозного сознания, из человеческой природы элиминировались ее базисные установки, уничтожались церкви, расстреливались священники, вытравлялась вера.

В мире есть люди, духовный опыт которых указывает на существование трансцендентной силы, Бога, который принял страдание за человечество, потому что Он нас любит. Иногда в душе человека рождается ощущение близости к Богу, возможности прямого общения с Ним. Верующий молится в надежде, что Бог слышит его. У такого человека накапливается религиозный опыт, который помогает ему жить. Такие люди убеждены, что тайна человеческой жизни сопряжена с божественным предназначением.

Сейчас в России в светских вузах ввели преподавание теологии, которая призвана заполнить духовный вакуум, образовавшийся в послед-

2004.04.021

78

ние десятилетия. Тем не менее религиоведение - это не проповедь религии, не культовое изложение религиозных догматов: как гуманитарная дисциплина оно призвано давать широкую мировоззренческую картину мира, в которой находят свое место и свободомыслие, и вера, обеспечивать диалог студента не только с теологией, но и с философией, психологией, культурологией и др. Однако в ряде учебников по религиоведению прослеживается тенденция противопоставления религиозной картины мира картине атеистической, которая нередко именуется научной.

История европейской религии может быть разделена на три этапа. «Филон Александрийский, скрытый источник всей религиозной мысли (еврейской, христианской и мусульманской) развил, а возможно, и начал первый этап, заложив основное положение религиозной философии -веру в то, что Бог открыл человеку истину двумя путями: через Тору и через человеческий разум» (с.21). Развитие этой парадигмы продолжалось до тех пор, пока Просвещение, на первый взгляд, окончательно не разрушило веру. Второй этап знаменуется развитием собственно философии религии (в отличие от религиозной философии). Мысль при этом углубляется не в содержание религии, а в сущность явления религиозности. Философы поняли, что религиозность есть более широкое явление, чем думали те мыслители, которые превратили ее лишь в научную картину мира. В ХХ в. наступил третий этап в развитии религиозной проблематики: хотя традиции не исчезли, теперь точку опоры ищут уже не в феномене религиозности, а в языке религии. Появилась философия языка религии, которая объединяет критическую феноменологию с логическим позитивизмом.

Религия - неотъемлемая часть культуры: миллионы людей испытывают потребность в религиозных чувствах, в религиозной жизни. При беглом взгляде можно подумать, что атеисты в России исчезли, а религиозная мода захлестнула все. Однако атеизм не исчез: кто не знал тайны причастия, не испытал потребности в исповеди, не погружался в чтение религиозных текстов, не способен стремительно войти в лоно церкви. Что же делать тем, кто не способен «поступаться принципами»? Нужно проявить уважение к убеждениям: пусть «свободомыслие вплетется в венок современных исканий. Пусть, коли это неизбежно, станет оно своеобразным ответвлением мысли, светским гуманистическим воззрением» (с.22). Для этого атеизм должен цивилизоваться, ему следует отказаться от определения «воинствующий». Цивилизованный атеизм мог бы

опереться на естественно-научную картину мира и светскую гуманистическую традицию.

Можно ли в нашей стране восстановить прерванную религиозную традицию? На все эти вопросы нельзя ответить без участия внецерков-ных, гуманистически ориентированных мыслителей. Сейчас важно создать диалог между конфессиями: ведь каждая религия представляет известное миросозерцание, определяющее отношения Бога к миру и человеку, объединяющее все элементы души в живом общении с Богом. Однако само это общение возможно на основании того понятия, которое мы имеем о Боге и его отношении к миру, а это понятие есть философская сторона религии, формирующаяся в человеке умственным развитием. Религии давно перестали быть герметически закрытыми: в мире существуют миграция населения, кросскультурные контакты, межнациональные браки, экуменические движения. Все это создает объективное основание для диалога между конфессиями.

Г.В. Хлебников

2004.04.022. АЛИЕВ A.A. КОРАН В РОССИИ: ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ ИЛИ ОБЪЕКТ МИФОТВОРЧЕСТВА? - М.: Дружба народов, 2004. - 384 с. - Библиогр: С.379-383.

В монографии анализируются работы об исламе и Коране ряда советских и российских востоковедов, опубликованные за последние 40 лет. Автор критикует созданные ими концепции как не отражающие подлинное содержание исламского вероучения. Особое внимание уделяется рассмотрению различных методов искажения смыслов, заключенных в тексте Корана.

В историческом экскурсе (с.13-74) Алиев излагает особенности возникновения ислама и события жизни его основателя, пророка Мухам-мада. В Медине Мухаммад разработал принципы шариата («прямой, правильный путь»), т.е. совокупности обязательных юридических норм, формирующих нравственные ценности и религиозные убеждения мусульман. Это - правосудие, которое заменило существовавшую до ислама в Аравии кровную месть; гуманизм: исламские принципы братства всех верующих и их равенства перед Аллахом, сострадательное отношение к слабым, сиротам и обездоленным; смягчение рабства; расширение прав женщин. Ислам декларировал и свободу вероисповеданий. В мединский период жизни Мухаммада были установлены пять канонических обязанностей (аркан) правоверного мусульманина: 1) формула вероис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.