Научная статья на тему '2004. 03. 058. Килгрен А. Малый бизнес в России: анализ факторов, замедляющих его развитие. Kihlgren A. small business in Russia - factors that slowed its development: an analysis // Communist and post-communist studies. - Los Angeles, 2003. - Vol. 36, N2. - P. 193-207'

2004. 03. 058. Килгрен А. Малый бизнес в России: анализ факторов, замедляющих его развитие. Kihlgren A. small business in Russia - factors that slowed its development: an analysis // Communist and post-communist studies. - Los Angeles, 2003. - Vol. 36, N2. - P. 193-207 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 058. Килгрен А. Малый бизнес в России: анализ факторов, замедляющих его развитие. Kihlgren A. small business in Russia - factors that slowed its development: an analysis // Communist and post-communist studies. - Los Angeles, 2003. - Vol. 36, N2. - P. 193-207»

зисный уровень, реальные доходы населения увеличиваются. Для сохранения этих тенденций необходимо преодолеть зависимость экономики от экспорта нефти и газа, повысить эффективность выполнения банками их перераспределительной функции, а также стимулировать мобилизацию сбережений населения.

О.Н.Пряжникова

2004.03.058. КИЛГРЕН А. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ЗАМЕДЛЯЮЩИХ ЕГО РАЗВИТИЕ. KIHLGREN A. Small business in Russia - factors that slowed its development: an analysis // Communist and post-communist studies. - Los Angeles, 2003. - Vol.36, N2. - P.193-207.

В статье английского экономиста рассматривается развитие малого бизнеса в России и причины его слабости по сравнению с другими странами с переходной экономикой.

Автор обращает внимание на то, что в России рост малого бизнеса происходил гораздо медленнее, чем в Польше, Чехии и Венгрии, и не оказывал существенного влияния на экономику. По его данным, в 1997 г. в Польше насчитывалось 2 млн. малых предприятий, тогда как в России всего 900 тыс. Этот разрыв представляется еще более внушительным, если учесть, что в России население в 3,5 раза превышает польское. Вновь созданный сектор экономики малого бизнеса в Польше был основной силой экономического развития: в конце 1990-х годов малые и средние предприятия производили две трети ВВП. В Чехии и Венгрии также отмечался стабильный рост малых предприятий, которые значительно увеличили свою долю в общем выпуске промышленной продукции. В 1996 г. на малые и средние предприятия в Венгрии приходилось 64% занятого населения. В отличие от этого в России доля малого бизнеса в общей занятости составляла в 1999 г. всего 12,8%, а в ВВП не превышала 10-12% в течение всего периода 1990-х годов.

Развитие малого бизнеса в Польше, Чехии и Венгрии представляется органичным процессом с момента начала рыночных реформ, хотя ему уделялось мало внимания. Автор утверждает, что малый бизнес не нуждается в специальной политике, направленной на его развитие. В некоторых странах с переходной экономикой он процветает, несмотря на определенные сдерживающие моменты. Как только предоставляется экономическая свобода, предприниматели находят новые возможности для производственной деятельности, и это создает условия для появления

нового класса частных предпринимателей, которые заинтересованы в экономическом росте. Во всех отмеченных странах малый бизнес был «мотором экономического восстановления» (с. 193). В России этого не произошло. Причина этого, считает автор, состоит в отсутствии эффективной системы государственной поддержки малого бизнеса. Ситуация в этом плане мало чем отличалась от других трансформирующихся экономик. Ни в одной из перечисленных выше стран Восточной Европы не было специально разработанной политики развития малого и среднего бизнеса до середины 1990-х годов, но малый бизнес там развивался довольно успешно.

Макроэкономическая нестабильность, особенно высокий уровень инфляции и бюджетный дефицит, в значительной степени объясняют экономическую депрессию и слабого развития предпринимательства в России. Политическая нестабильность также оказывала негативное воздействие. Однако основными причинами слабого развития малого бизнеса в России автор считает: а) отсутствие предпринимательской культуры; б) существование сильных заинтересованных групп, которые придерживаются теории об избирательном вознаграждении экономической деятельности (с. 195).

Отсутствие предпринимательской культуры в России, указывает автор, имеет исторические корни. Довольно продолжительный период коммунистического прошлого сильно повлиял на менталитет предпринимателей. Русские предприниматели возможно и имеют высокую квалификацию, но сами чувствуют потребность в специальных знаниях в области менеджмента и делового администрирования. Частное предпринимательство в России имеет слабые традиции. Даже до революции основным предпринимателем было государство. Во время коммунистического режима любая предпринимательская деятельность была запрещена. В отличие от России в Польше, Чехии и Венгрии предпринимательство было развито до прихода к власти коммунистов и допускалось в известных пределах в плановой экономике. Поэтому в этих странах предпринимательские традиции не были полностью разрушены.

Наличие заинтересованных групп, которые придерживаются теории об избирательном вознаграждении экономической деятельности, ограничивает возможности освоения новых технологий и перераспределения ресурсов в рыночных условиях. Сильная власть групп по интересам привела к тому, что им были предоставлены исключительные возможности. Они стали оказывать существенное влияние на экономическую по-

литику государства, ограничивая развитие малого бизнеса, так как они представляют интересы крупных компаний.

Теория об избирательном вознаграждении исходит из того, что избирательное вознаграждение влияет на поведение предпринимателя и в итоге на экономический рост. Правила поведения со временем подвергаются значительным изменениям. Предприниматель всегда играет существенную роль в обществе, но эта роль не всегда конструктивна, иногда она бывает разрушительной. К разрушительной деятельности автор относит нечестный бизнес, связанный с протекционизмом и вымогательством, что приводит к сращиванию предпринимательства с преступными группировками и наносит ущерб национальной экономике. В России широкому развитию деструктивной деятельности способствуют: высокий уровень коррупции; диспропорции в доходах; отсутствие необходимого для бизнеса законодательства; недостаток финансирования малого бизнеса; высокий уровень преступности и т. д. В итоге в переходный период государственные структуры были ослаблены и раздроблены и отчасти служили орудием в руках преуспевающего крупного бизнеса.

Как только русские предприниматели адаптировались к рыночным условиям и начался процесс промышленной реструктуризации, то мелкие и средние фирмы с хорошим управленческим персоналом стали активно развиваться, в частности, в промышленности, производстве строительных материалов, фармацевтике. Определенные улучшения заметны в процедуре регистрации предприятий, в их доступе к кредитам. Однако в целом ситуация мало изменилась по сравнению со второй половиной 1990-х годов. Автор подчеркивает, что не менее важным вопросом является создание условий для развития малого бизнеса не только в центральных районах, но и в регионах России. В развитии малого бизнеса автор видит решение проблемы преодоления кризиса экономики на региональном и местном уровнях.

Н.П.Кононкова

2004.03.059. ГНЕЗДИЦКАЯ А. СТРАТЕГИЯ РУССКИХ БАНКОВ. GNEZDITSKAIA A. Russian banks profit strategies: the evidence from various types of banks // Communist and post-communist studies. - Los Angeles, 2003. - Vol. 36, N 2. - P.163-191.

В статье венгерского экономиста анализируется стратегия российских банков, трудности, с которыми они сталкиваются, и влияние государственного регулирования на их развиртие. Особое внимание уделяет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.