Научная статья на тему '2004. 03. 037. Магдабело Дж. О. Религиозная политика в Нигерии. Magdabelo J. O. The politics of religion in Nigeria // world Affairs. -new Delhi, 2003. - Vol. 7, n 2. - P. 70-94'

2004. 03. 037. Магдабело Дж. О. Религиозная политика в Нигерии. Magdabelo J. O. The politics of religion in Nigeria // world Affairs. -new Delhi, 2003. - Vol. 7, n 2. - P. 70-94 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ {{-}}И ПОЛИТИКА -НИГЕРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА -ТУРЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 037. Магдабело Дж. О. Религиозная политика в Нигерии. Magdabelo J. O. The politics of religion in Nigeria // world Affairs. -new Delhi, 2003. - Vol. 7, n 2. - P. 70-94»

2004.03.037

106

ки, которые являются зеркальным отражением друг друга. Во времена «холодной войны» угроза, исходящая от СССР, связывалась с опасностью распространения коммунистической идеологии внутри страны. В настоящее время в качестве новой пары врагов режима выступают воинствующий ислам, распространенный в соседних с Турцией государствах, и растущее влияние исламистов в Турции. Охраняя основы власти, турецкие военные демонстрируют известную гибкость, и их позиция может кардинальным образом меняться в зависимости от изменения характера угрозы. Именно военные после переворота 1980 г. активно продвигали идею обязательного изучения ислама в школах, видя в этом способ противодействовать идеологическим влияниям извне. Выступление армии в конце 90-х годов показало, что в данном случае она считала своей главной задачей сдерживать мусульманское влияние, защищая светское государство.

На Западе, пишет в заключение М.Купер, часто недооценивают тот факт, что во внешнеполитической и внутренней жизни Турции сохраняется влияние наследия Ататюрка. Только состояние турецкой экономики, этой ахиллесовой пяты государства, где кемалистское наследие является источником беспорядка, неразберихи и неэффективности, может дать необходимый толчок к началу перемен. «Если концепцию турецкой политики можно изменить, то лучше всего это сделать, так как страна больше не в состоянии выносить несбалансированность экономики» (с. 128).

Н.Б.Шувалова

2004.03.037. МАГДАБЕЛО Дж.О. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В НИГЕРИИ.

MAGDABELO J.O. The politics of religion in Nigeria // World affairs. -New Delhi, 2003. - Vol. 7, N 2. - P. 70-94.

Этническая пестрота — лишь один из факторов разобщенности нигерийского общества. Другой фактор — соперничество двух религий — христианства и ислама, часто переходящее в вооруженное противостояние. За последние 20 лет нигерийское правительство, вопреки заявленному в Конституции секуляризму, стало «в высшей степени религиозно ориентированным» (с. 71).

Автор полагает, что новый мощнейший всплеск религиозных раздоров возник во время правления генерала Бабангиды, «благоволившего исламу, внедрявшего его нормы и продвигавшего мусульман

107

2004.03.037

во власть» (с. 83). В январе 1986 г. администрация Бабангиды приняла решение об участии Нигериии в конференции Организации Исламская конференция (ОИК), проходившей в Марокко, высшие государственные чиновники-христиане не были поставлены в известность. На этой встрече было официально принято решение о членстве Нигерии в ОИК. В том же 1986 г. в университете Ибадана «возник конфликт между студентами-мусульманами и студентами-христианами, по числу жертв и ожесточенности значительно превзошедший более ранние конфликты» (с. 84). Подобные же конфликты между студентами возникали и в ряде других нигерийских вузов. В начале 90-х годов после расследования религиозных конфликтов в Кано и Баучи «администрация Бабангиды вынесла многочисленные смертные приговоры участникам-христианами, в то время как мусульмане понесли более мягкие наказания» (с. 85).

Столкновения еще более усилились в период правления Абачи: к противостоянию христиан и мусульман добавилось противостояние суннитов и шиитов. Так, в 1990г. шииты протестовали против исключения пятерых единоверцев из университета Кадуны, а в 1996 г. в Кадуне началось крупное восстание, повлекшее гибель людей. После ареста лидера шиитов беспорядки вспыхнули с новой силой.

«Избрание президента-христианина Олусегуна Обасанджо произошло при значительной поддержке избирателей-мусульман из северных штатов» (с. 88). С самого начала правления Обасанджо заявил, что «Нигерия должна управляться по Конституции, а не по Библии или Корану» (там же). При этом президент следил за тем, чтобы госаппарат отражал этнический и религиозный состав нигерийского населения, «что было воспринято мусульманами с недовольством, так как ранее уроженцы Кано и Баучи (мусульманских штатов) занимали до 60% высших постов (с. 89). В то же время, именно при Обасанджо в 13 из 19 северных штатов был введен шариат, «введение шариата было ответом на рост христианской паствы в результате активной миссионерской деятельности» (с. 92). В результате произошел массовый отток христианского населения на юг.

В 2003 г. в ходе выборов мусульмане-оппозиционеры подчеркивали, что «Обасанджо - христианин, а его соперник генерал Му-хаммаду Бухари - радикальный мусульманин, сторонник шариата, стремящийся передать власть Северу» (там же). «Мусульманин не должен голосовать за немусульманина» -таков был лозунг против-

2004.03.038-041

108

ников Обасанджо. Очевидно, «в будущем любой нигерийский президент должен будет учитывать религиозный фактор, как один из важнейших, при решении внутриполитических вопросов» (с. 94).

В.С.Олишевко

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2004.03.038-041. ВОЙНА В ИРАКЕ: БОРЬБА ЗА ДЕМОКРАТИЮ И ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА ИЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ ГЕГЕМОНИИ США.

2004.01.038. BUHLER P. La guerre d'Irak: paysage après la bataille // Critique intern. - P., 2003. - N 19. - P. 6-16.

2004.01.039. ARNAUD de FOÏARD P. Irak: urgences d'après-guerre //Défense nat. - P., 2003. - N 7. - P. 21-28.

2004.01.040. AWWAD E. «Remodelage» difficile du Proche-Orient // Ibid.-P. 51-61.

2004.01.041. LUIZARD P.-J. Irak: du premier au second mandat // Débat. - P., 2003. - N 126. - P. 61-88.

П.Бюлер (038) (Институт политических исследований, Париж) отмечает, что о скрытых мотивах войны в Ираке сказано и написано все или почти все: Буш хотел довести до конца незаконченную операцию своего отца; месть за террористическую акцию 11 сентября 2001 г.; стремление отвлечь внимание общественности от провала операции по поимке бин Ладина; стремление США обеспечить контроль над нефтяными источниками в Ираке; согласно арабской прессе, дело идет о сионистском заговоре небольшой группы неоконсервативных идеологов; чтобы перекроить политическую карту Ближнего Востока в пользу Израиля; о христианском крестовом походе против ислама; о неоколониальной, имперской операции.

Автор считает, что генеалогия войны в Ираке неразрывно связана с двумя событиями в новейшей политической истории США: избранием в 2000г. неоконсервативного республиканца Дж.Буша-младшего президентом США и терактом 11 сентября 2001 г. Последний был воспринят как объявление войны США. Эти события дали перевес той группе из руководства Пентагона, которая предлагала еще президенту Клинтону осуществить вооруженную интервенцию в Ирак. Эту группу возглавляют нынешний министр обороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.