Научная статья на тему '2004. 03. 035. Хашемауим. Политическое представительство в Алжире: между клиентелизмом и коррупцией. Xachemaoui М. Presentation politique en Algerie: entre mediation clientelaire et predation (1977-2002) // rev. francaise de Science polit. -P. , 2003. - Vol. 53, n 1. - P. 35-72'

2004. 03. 035. Хашемауим. Политическое представительство в Алжире: между клиентелизмом и коррупцией. Xachemaoui М. Presentation politique en Algerie: entre mediation clientelaire et predation (1977-2002) // rev. francaise de Science polit. -P. , 2003. - Vol. 53, n 1. - P. 35-72 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ -АЛЖИР СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ {{-}}И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ АЛЖИР / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АЛЖИР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 035. Хашемауим. Политическое представительство в Алжире: между клиентелизмом и коррупцией. Xachemaoui М. Presentation politique en Algerie: entre mediation clientelaire et predation (1977-2002) // rev. francaise de Science polit. -P. , 2003. - Vol. 53, n 1. - P. 35-72»

99

2004.03.035

лютам. Очевидно, что в 2001 - начале 2002 г. номинальный курс доллара ко всем валютам оставался относительно стабильным, в то время как номинальный курс ранда падал не только по отношению к доллару, но и ко всем остальным валютам. Следовательно, все дело в ЮАР. Возможным объяснением было бы смягчение денежной политики Южноафриканского резервного банка по сравнению с Федеральной резервной системой (ФРС) США. Однако в 2001 г. ФРС снизила ставки на 450 базовых пунктов, Южноафриканский резервный банк - только на 100 пунктов. Таким образом, денежная политика в ЮАР по сравнению с американской не смягчилась, а ужесточилась.

Очевидно, дело в событиях на мировом валютном рынке: из-за кризиса в Аргентине спрос на ранд снизился, точно так же, как снизилось предложение долларов. «Непонятно только, почему тогда падение ранда произошло так поздно - кризис в Аргентине продолжался весь 2001 г. В общем, "дымящийся ствол" еще нужно искать. Успокаивает только то, что, как показывает наш анализ, влияние денежных событий на номинальный курс всегда очень краткосрочно и Центральному банку не требуется принимать экстренных мер - курс после падения вырастет сам собой» (с. 12).

С.В.Минаев

ВЛАСТЬ

2004.03.035. ХАШЕМАУИМ. ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АЛЖИРЕ: МЕЖДУ

КЛИЕНТЕЛИЗМОМ И КОРРУПЦИЕЙ.

XACHEMAOUI М. Presentation politique en Algérie: Entre mediation clientelaire et prédation (1977-2002) // Rev. française de science polit. -P., 2003. - Vol.53, N 1. - P. 35-72.

Автор (Парижский институт политических исследований), основываясь на беседах с 50 депутатами законодательного органа АНДР, избранными в июне 1999 г., утверждает, что отдельные личности и социальные группы, связанные с избирательным процессом, действуют в атмосфере политического клиентелизма.

Усилия правительства, направленные на разрешение гражданского конфликта, благодаря финансовой поддержке МВФ и доходам от нефтегазовой промышленности не позволили «разрушить государство» и развязать джихад в Алжире. Успех же президентских выбо-

2004.03.035 100

ров 1995 г. весьма существенно изменил ситуацию: глава государства Л.Зеруаль получил 61,1% голосов избирателей, в то время как представители исламских партий М.Нахнах и С.Сади набрали соответственно 25,4% и 9,3% (с. 37).

Изменения, внесенные в Конституцию АНДР, всю законодательную власть передавали Национальной народной ассамблее (ННА) (нижняя палата) и Совету Нации (СН) (верхняя палата). Кроме того, если ННА избиралась путем всеобщего голосования, то часть депутатов СН (1/3) назначались непосредственно президентом страны «из числа наиболее компетентных лиц, представителей научной, социальной, культурной и экономической среды» (ст. 101 Конституции), а 2/3 избирались депутатами местных и региональных органов власти (советов коммун и вилай). Автор определяет такую «двухпа-латность» власти как инструмент регулирования «политической игры», чтобы не допустить повторения событий 1991 г., когда на выборах победили исламисты.

Некоторые из алжирских политических деятелей охарактеризовали ННА как «инструмент на службе у власти», она так же «антидемократична, как и власть» (с. 39).

Созданная накануне выборов 1997г., президентская партия -Национальное демократическое объединение (НДО) - получила в ННА 156 мест. Ее парламентская группа состоит из представителей местной и центральной администрации, участников национально-освободительной войны, бывших партийных деятелей ФНО, технократов, представителей «рабочей аристократии» и среднего класса (профсоюзных деятелей, врачей, преподавателей). НДО - это «политическая машина, объединяющая разношерстные и изменчивые кли-ентелистские сети, пересекаемые клановыми, этническими, региональными и политическими связями, ориентированными на захват государственных ресурсов и услуг» (с. 41 ).

Вновь на политической арене заявила о себе бывшая правящая партия ФНО, которая занимает третье место в законодательных органах (после НДО и ХМС1). Среди оппозиционных партий исламского направления весьма представительной является «Ан-Нахда», руково-

1 Harakat al-Moujtamaa al-Silm (НМС) (Движение за мирное общество); Harakat al-Moijtamaa al-Islami (Hamas) (Движение за исламское общество). - Прим. реф.

101

2004.03.035

димая шейхом А.Джабаллахом. Алжирская власть старается удерживать ситуацию «между контролируемым плюрализмом по типу Египта и управляемым плюрализмом» по-мароккански (с. 43), но в отличие от первого, где исламистам закрыт доступ к власти, алжирское руководство, запретив Исламский фронт спасения (ИФС), допускает существование «толерантных» исламистов и хотело бы склонить оппозицию к поддержке государства. Оппозиция, в свою очередь, использует парламентское представительство как трибуну и способ вербовки своих сторонников, избирателей, клиентов. Взаимодействие с режимом и участие в правительстве, кроме того, даст возможность войти в политическую верхушку и улучшить свое социально-экономическое положение.

Употребляя понятие «социальная игра» на политической сцене Алжира, автор подчеркивает, что отбор кандидатов от различных политических партий, в первую очередь, определяется степенью их влияния на различных уровнях (центральном и местном). Списки кандидатов формально представляются от руководства вилай, а на деле национальная комиссия утверждает тех, кто ей нужен. При выдвижении кандидатур от различных партий большое значение имеет их происхождение, положение в обществе, социальное представительство. Отбор кандидатов происходит на основе социального и политического клиентелизма.

В Мзабе, населенном берберами, автор анализирует ситуацию в вилайе, центром которой является г. Шардайя - одно из мест, жители которого активно занимаются торговлей не только в Алжире, но и в Западной Европе и заинтересованы в налаживании связи во властных структурах. Это сообщество раздираемо конфессиональными (ибади-ты и сунниты), этническими (берберы и арабы) и социальными (горожане и кочевники) разногласиями, что мешает им создать единый список кандидатов. В семи берберских регионах избирательные списки составляет племенная аристократия. Один из кандидатов сказал: «У нас нет выбора быть или не быть депутатом. Мне это предложили, а когда предлагают, это значит, что за вами стоит много народа. Я согласился». Другой кандидат заявил: «Основная демократия — это ибадизм... В Алжире нет политических партий, но существуют избирательные машины, различные интересы, ответвления международного исламизма и т.д....» (с. 59).

2004.03.036

102

Среди менее многочисленного арабского населения этого региона активную политическую агитацию вели радикальные исламисты. На первых выборах в 1991 г. ИФС получил 26,8% голосов в этом регионе (с. 58).

В целом М.Хашемауи определяет алжирского депутата как «агента с клиентелистским мышлением и посредническими функциями, которые навязываются ему определенной социальной группой» (с. 62). Для участия в выборах такой кандидат использует все возможные связи (местные, племенные, региональные, религиозные, этнические, языковые), может примкнуть к любому политическому движению, использовать любые способы и связи.

На основе проведенных опросов автор делает вывод о том, что депутат может принадлежать к любой партии, но его деятельность определяет клиентелистский подход. Депутат Н.А.Хаммуда, от ви-лайи Гизи-Узу, сказал, что при разрешении возникающих проблем он использует свои собственные возможности и связи, так как «парламентские методы контроля совершенно неэффективны. Если ты обращаешься письменно или устно к министру или какому-либо ответственному лицу, запрос остается без ответа. Я сам знаю, будучи административным лицом, что личные отношения лучше, чем правовые» (с. 68).

В заключение М.Хашемауи еще раз подчеркивает, что анализ выборов 1997 г. и проведенного опроса позволяет сделать вывод о том, что «государственный и общественный клиентелизм являются двумя сторонами одного феномена.. , они дополняют друг друга, являясь продолжением один другого» (с. 70).

В. И. Комар

2004.03.036. КУПЕР М. НАСЛЕДИЕ АТАТЮРКА: ТУРЕЦКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ И ВЫРАБОТКА ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА.

COOPER M. The legacy of Ataturk: turkish political structures and policy-making // Intern.affairs. - L., 2002. - Vol.78, N 1. - P. 115128.

По мнению М.Купера, Турцию, созданную Ататюрком в период между двумя мировыми войнами, нельзя рассматривать как некую замену рухнувшей Османской империи. Возникло государство, в основу которого легло новое понимание национальной идентичности - принадлежность к «турецкой общности» («turkishness»). Пол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.