Научная статья на тему '2004. 03. 009. Клиненберг Э. Одиноко в городе? Интеллектуальная история социальной изоляции. Klinenberg E. alone in the city? An intellectual history of social isolation // Institute for policy research working paper. - '

2004. 03. 009. Клиненберг Э. Одиноко в городе? Интеллектуальная история социальной изоляции. Klinenberg E. alone in the city? An intellectual history of social isolation // Institute for policy research working paper. - Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ / ОДИНОЧЕСТВО / СОЦИОЛОГИЯ АМЕРИКАНСКАЯ / СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА / СОЦИОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 009. Клиненберг Э. Одиноко в городе? Интеллектуальная история социальной изоляции. Klinenberg E. alone in the city? An intellectual history of social isolation // Institute for policy research working paper. - »

2004.03.009. КЛИНЕНБЕРГ Э. ОДИНОКО В ГОРОДЕ? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ. KLINENBERG E. Alone in the city? An intellectual history of social isolation // Institute for policy research working paper. - http://www. nortwest-em.edu/ipr/publications/papers/2002/WP-02-15.pdx

В течение последних 100 лет «социальная изоляция» была одним из ключевых понятий американской социологии, констатирует Эрик Клиненберг (факультет социологии, Северозападный университет, США). Современные социологи и исследователи придерживаются концепции социальной изоляции, предложенной В.Уилсоном. Эта концепция описывает распространение нищеты среди афроамериканцев. Различные аспекты социальной изоляции рассматривались Р.Парком и Л.Виртом. Интерес к изоляции присутствует во многих известных социологических исследованиях. Современная американская социология стремится объяснить различные формы социальнопространственного распределения, дифференциации и господства, структурирующие городскую жизнь. Автор статьи с помощью анализа социальной изоляции хочет внести свой вклад в эти исследования.

Наиболее важная особенность понятия социальной изоляции, употребляемого американскими социологами, состоит в том, что его редко применяют для описания персональной изоляции индивидов друг от друга. Обычно социологи используют это понятие для характеристики отношений между социальными группами. О социальной изоляции пишут тогда, когда хотят зафиксировать ограничение контактов индивида с определенными людьми, группами или социальными институтами. Социологические дискуссии о пространственной сегрегации и геттоизации, дискриминации, человеческом капитале, доступе на рынок труда и бедности велись в ходе обсуждения проблемы социальной изоляции.

Автор статьи обращает внимание на социальную изоляцию индивида в массовом обществе современного мегаполиса. Исследования ато-мизированного современного индивида имеются в классических работах Г.Зиммеля, Э.Дюркгейма Р.Парка, Л.Вирта. Многие социологи подчеркивают важность социальных связей между индивидами, без которых невозможно коллективное действие и само общество как единое целое.

Социальная изоляция и Чикагская школа. Чикаго сыграло особую роль в постановке проблемы социальной изоляции. Социологи Чикагского университета, особенно Р.Парк, внесли большой вклад в развитие социологии города, в исследование человеческого поведения в городской

среде. Чикагские социологи сформулировали концепцию большого города как физического, социального и психологического организма, состоящего из сложной совокупности пространств, природных и искусственных. Они создали новую городскую грамматику. С одной стороны, они описали существование индивида в городе. С другой стороны, представили его как совокупность взаимосвязей между социальными пространствами.

Парк первым из чикагских социологов заявил, что некоторые городские жители страдают от изоляции. Его особенно интересовали физическая и эмоциональная дистанция, разделяющая людей, патологические формы социального порядка в городе. Он понимал, что жители изолированных городских районов не являются социально изолированными. Изоляция иммигрантов и национальных меньшинств в гетто приводит к укреплению социальной солидарности среди их жителей. Члены сплоченных национальных и социальных групп оказываются защищенными от разрушающего воздействия большого города на изолированных, асоциальных индивидов.

Ученик Парка Х.Зорбо приходит к выводу, что социальные миры, живущие по соседству в центре большого города, были внутренне активны. Элиты, живущие в богатых районах, являются подлинно изолированными. Эта точка зрения на богатство, разделяющее людей, не получила дальнейшего развития у других исследователей. Более влиятельной теорией городской изоляции в 1920-1930-е годы стала концепция Л.Вирта. В своих известных книгах «Гетто» и «Урбанизм как образ жизни» он сформулировал общую теорию урбанизма. Главный тезис Вирта состоял в том, что структура и культура городов ослабляет социальные связи. Город создает обезличенные, случайные отношения, формирует профанный социальный мир, для которого характерны аномия и различные виды социальной дезорганизации. Городская жизнь разрушает традиционные социальные связи и системы ценностей. Она порождает конкуренцию, нестабильность, которые приводят к ослаблению коллективных связей. Вместо традиционной культуры в городе возникает светская, в которой семья, соседи и другие исторически сложившиеся основы социальной солидарности утрачивают смысл. Формальные институты и гражданские ассоциации становятся центрами социальной организации и контроля.

В теории Вирта есть одна особенность. Группы, которые исключены из общей городской жизни, во многом защищены от негативного влияния города и сохраняют традиционные формы социальной солидар-

ности. В своем исследовании гетто Вирт показал, как крайние формы изоляции способствуют выживанию социальных типов, культурных групп, ритуальных практик и межличностных отношений. Примером такого выживания являются евреи, сохранившие в гетто свою веру, национальность и культуру. По мнению Вирта, социальная изоляция не сводится к пространственной сегрегации и включает в себя отсутствие отношений между организованными группами и их членами. Гетто препятствует физической мобильности в социальном пространстве и создает закрытое сообщество с интенсивным социальным обменом внутри него. Вирт своей концепцией социальной изоляции сформулировал социологический смысл этой категории на десятилетия вперед.

Автор статьи подчеркивает важность для Вирта того, что в изолированных социальных группах существует полноценная социальная жизнь. Жители гетто часто отказывались покидать его даже тогда, когда их там никто не удерживал насильно. Можно сказать, что изоляция приводила к социальному насыщению в конкретной общности. Ситуация меняется тогда, когда ментальные структуры жителей гетто изменяются и изолированная группа воспринимает ассимиляцию как благо для себя. Эта часть анализа Вирта оказала влияние на других представителей Чикагской школы в 40-50-е годы.

В 1970-е годы К.Фишер критиковал теорию урбанизма Вирта. На эмпирическом материале он стремился показать, что социальная солидарность существует и в большом городе, а не только в гетто. Город может разрушать некоторые традиционные формы солидарности, но в конечном итоге он создает и укрепляет социальные группы. В городах скапливается критическая масса жителей, необходимая для существования субкультурных групп. По мнению Фишера, субкультурные группы возникают на основе общих интересов, а не вследствие географической близости или общности традиций. Социальная изоляция, в трактовке Парка и Вирта, не вписывается в эту схему. В социальной изоляции, считает Фишер, находятся люди, которые имеют относительно небольшое число социальных контактов с окружающими. Такой подход сужает и уточняет смысл изоляции, но отрицает метатеоретический уровень анализа городской жизни, характерный для Чикагской школы.

В 1940-е годы К.Дрэйк и Х.Кэйтон провели большое социологическое исследование черной общины Чикаго. Авторы исследования подробно описали социальную и пространственную сегрегацию. Они выявили механизмы неформального социального контроля, препятствовавшие

общению белых и черных. Их подход к социальной изоляции во многом совпадает с теорией Райта, уточняя и дополняя ее. Совместив анализ городской жизни с анализом рынка труда и местной политической структуры, Дрэйк и Кэйтон поместили проблему социальной изоляции в более широкий контекст.

Экономические аспекты социальной изоляции привлекли внимание таких исследователей следующего поколения, как К.Кларк. А. Спенсер, Г.Ософский и др. Они показали, что гетто не являются абсолютно изолированными от большого города. У.Ханнерц подчеркивает, что жители гетто каждый день покидают его для того, чтобы заработать себе на жизнь. При этом на гетто оказывается извне не только экономическое и политическое, но и культурное влияние. Кларк обращает внимание на то, что американская расовая проблема - это проблема белых, которые игнорируют страдания черных жителей гетто. Сами жители гетто хорошо знают внешний мир. В изоляции находятся белые, которые стремятся игнорировать существование черных. Кларк формулирует отношение исследователей своего поколения к социальной изоляции. Для них она является не главной проблемой городской жизни, а проявлением более фундаментальных разделений. Однако эти исследователи, воспитанные в Чикагском университете, продолжали выделять социальные группы из большого города.

Вилсон и концепция «новой нищеты». В.Вилсон в книге «Истинно ущербные» определяет социальную изоляцию как отсутствие контакта с индивидами и институтами, представля-ющими общество как целое. Изоляция ограничивает социальную мобильность индивида, препятствует его карьере. Для объяснения городской нищеты и механизмов ее воспроизводства понятие социальной изоляции играет у Вилсона ключевую роль. Причины бедности черных горожан в 1980-е годы он видел в сочетании дискриминации, миграции, молодости черного населения и деиндустриализации. Он отвергал расовую и классовую дискриминацию как единственное объяснение нищеты черного населения. Главной причиной нищеты является социальная изоляция, состоящая в том, что жители гетто общаются с «неправильными людьми», у которых отсутствует информация и связи, необходимые для получения нужной работы. Вилсон не дает четкого объяснения, как социальная изоляция проявляется в повседневной жизни. Анализ теоретической истории понятия социальной изоляции позволяет автора материала сделать следующие выводы. Концептуальное отождествление социальной и пространственной сегрегации

заставило поколения социологов утверждать, что жителям бедных городских районов не хватает социальных связей с людьми и социальными институтами в других частях города. Однако связь между местом проживания и числом социальных связей зависит от многих факторов: отношений между классами и этническими группами, рынка труда, транспорта и системы образования, возраста и пола жителей. Предположение о каузальной зависимости социальной изоляции от пространственной сегрегации нужно доказывать в каждом конкретном случае. Представляется неверным из факта социальной изоляции тех или иных групп населения делать вывод, что они (например, афроамериканцы) живут в другой Америке, особом мире, противопоставленном остальному обществу. Степень участия таких групп в жизни больших городов необходимо проанализировать в конкретных исследованиях. Если не сделать этого, то утверждение о том, что социальная изоляция порождает враждебную обществу культуру, может остаться одним из распространенных мифов американской социологии.

Исследования социальной изоляции делают актуальной проблему взаимосвязи между методом и теорией в социологическом исследовании. Исследователи города конструируют изолированные городские группы как доступные наблюдению объекты анализа, а потом «открывают» социальную изоляцию этих же групп. Поступая так, социологи вырывают исследуемые группы из сложных социальных взаимосвязей, искажают социальную реальность. Поэтому понятие «социальная изоляция», несмотря на все попытки уточнить его смысл и значение, остается скорее эмоциональным, публицистическим, чем научным. Исходя из вышесказанного, Клиненберг считает необходимым отказаться от термина «социальная изоляция» и разработать аналитические средства, с помощью которых можно получить более глубокое, комплексное и достоверное знание о жизни больших городов.

П.Н. Фомичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.