Научная статья на тему '2004. 03. 006. Франк А. Г. Дефис, объединяющий и разъединяющий меня и Иммануила Валлерстайна. Frank A. G. Immanuel and me with-out hyphen // J. of world systems research. - N. Y. , 2000. - Vol. VI, N2. - P. 216-231'

2004. 03. 006. Франк А. Г. Дефис, объединяющий и разъединяющий меня и Иммануила Валлерстайна. Frank A. G. Immanuel and me with-out hyphen // J. of world systems research. - N. Y. , 2000. - Vol. VI, N2. - P. 216-231 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
109
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЛЕРСТАЙН И / КАПИТАЛИЗМ ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ / МИР-СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 006. Франк А. Г. Дефис, объединяющий и разъединяющий меня и Иммануила Валлерстайна. Frank A. G. Immanuel and me with-out hyphen // J. of world systems research. - N. Y. , 2000. - Vol. VI, N2. - P. 216-231»

2004.03.006. ФРАНК А.Г. ДЕФИС, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ И

РАЗЪЕДИНЯЮЩИЙ МЕНЯ И ИММАНУИЛА ВАЛЛЕРСТАЙНА. FRANK A.G. Immanuel and me with-out hyphen // J. of world systems research. - N.Y., 2000. - Vol. VI, N2. - P.216-231.

В своей статье известный ученый, один из видных представителей теории зависимого развития Андре Гундер Франк (Международный университет Флориды в Майами) рассматривает взаимоотношения мир-системного подхода и теорий зависимости в 1960-1990-х годах. Как полагает Франк, координацию мирсистемного подхода и теории зависимости графически можно представить с помощью кривой: в 1960 они развивались параллельно, в 1970-80 пересеклись, а в 1990 между ними возникло расхождение.

В 1960-е сторонники мирсистемного анализа исследовали страны третьего мира и даже работали на их территории, что и обусловило параллелизм их поисков с деятельностью авторов теории зависимости. Так, Валлерстайн, Т.Гопкинс, Дж. Арриги, О.Крейе, С. Амин работали в Африке или исследовали ее проблемы, а представители теории зависимости - сам Франк и Теотониу душ Сантуш - занимались изучением стран Латинской Америки. Валлерстайн и Франк работали независимо, но параллельно, исследуя развитие мировой капиталистической системы со времени ее возникновения между 1450 и 1500 гг. и ее экспансию во всем мире. Их взгляды на отношения центра и периферии, взаимовлияние стран Западной и Восточной Европы, которое обусловило введение «второго крепостничества» восточнее Эльбы, были схожими. Различие заключалось в том, что Валлерстайн со своей огромной эрудицией более подробно и глубоко исследовал эпоху до 1640, а Франк рассмотрел период до 1789, хотя и сделал это более поверхностно и кратко. Другое важное отличие заключалось в том, что Валлерстайн сфокусировал свое внимание на структуре системы центр - полупериферия - периферия, в то время как Франк стремился выявить циклическую динамику системы, прежде всего то, как долгие экономические кризисы капиталистического накопления модифицировали географическую экспансию и экономическую структуру мировой капиталистической системы.

В 1970 и 1980-е годы происходит пересечение исследований представителей обоих течений. Они сотрудничают на научных конференциях, выступают соавторами книг и журналов. В центре внимания представителей мирсистемной перспективы и теории зависимости в это время оказались вопросы исследования длинных волн Кондратьева и их значения

для развития мировой капиталистической системы. Важной для обоих течений была проблема включения в мировую систему социалистических стран. Валлерстайн, Кристофер Чейз-Данн отвергали мысль о существовании отдельной мировой системы социализма и считали социалистические страны частью современной мир-системы, включая их в полупери-ферию мир-системы. Это вытекает из того, что социалистические страны, как полагали они, участвуют в капиталистическом разделении труда. Самыми известными трудами рассматриваемых авторов были: в 1978 вышли «Мировое накопление 1492-1789» и «Зависимое накопление и сла-боразвитость» Франка и первый том монументального труда Валлерстай-на «Современная мир-система» (1973).

В 1990 между представителями мир-системной теории и концепции зависимости, в частности между Валлерстайном и Франком, возникают серьезные разногласия, спровоцировавшие интересные дискуссии между ними и их последователями. Самым явным было терминологическое различие между ними: Франк говорил о «мировой системе» (world system), а Валлерстайн - о «мир-системах» (world-systems). Расхождение между учеными было в использовании или неиспользовании дефиса и единственном или множественном числе термина. Это не было случайным: для Валлерстайна мир-система - это не система, которая находится в мире, а также не система мира, а система, которая представляет собой мир. Отсюда и вытекает использование дефиса. Валлерстайн полагал, что существовало множество мир-систем, а Франк считал, что начиная с древности на планете существовала и существует только одна, всеобъемлющая мировая система.

Валлерстайна и Франка разделил также вопрос о перспективах мировой капиталистической системы. Валлерстайн считал, что в близком будущем капиталистическая, или современная, мир-система будет вытеснена другой мир-системой. Франк полагал, что такая перспектива маловероятна. Из разного видения будущего, как полагает Франк, возникло и разное видение прошлого. Расхождения коснулись проблемы датировки возникновения мир-системы. Валлерстайн связывал ее начало с 1450 г. или с «длинным XVI в.», охватившим 1450-1650 гг., а Франк поначалу с 1492 г., когда был открыта Америка. В 1990 годы Франк изменил свою позицию. Он пришел к мнению, что мировой системе насчитывается уже 5000 лет. Позиция Франка была изложена в его статье «Теоретическое введение в 5 тыс. лет истории мировой системы» (1990) и в книге «Мировая система: пять веков или пять тысяч?» (1993). Франк полагал, что

Валлерстайн недооценивает значение накопления капитала посредством торговли и рыночных отношений в древности и акцентирует внимание только на последней фазе мировой системы. Франк считал, что высокий уровень разделения труда и интеграции существовал уже в античном мире, что и позволяет говорить о столь длительной истории мировой системы. На его взгляд, неверно говорить, что мировая система возникла в Европе в XV в. Характеристики европейской мир-системы этого времени можно применить и к другим регионам, и к другим эпохам. В свою очередь, с позицией Франка Валлерстайн дискутировал в своей статье «Мировая система против мир-систем: критика» (1993).

Стороны по-разному смотрели и на проблему исходной единицы анализа. Франк и его последователи (Джиллс и др.) таковой считали всю мировую систему в целом, а Валлерстайн и его сторонники исходили только из европейской мир-экономики, почти не упоминая о неевропейских мир-системах.

Впоследствии диспуты между Валлерстайном и Франком распространились на проблему уровня интеграции мировой системы в период 1400-1800 гг. Они по-разному смотрели и на методологические проблемы социального знания. В работе «Пересматривая современную мировую систему: перечитывание Броделя и Валлерстайна» (1995) Франк доказывал, что Бродель и Валлерстайн европоцентричны и эта ограниченность противоречит обстоя-тельствам времени и требованиям науки.

В книге «Переориентироваться: глобальная экономика в эпоху Азии» (1998) Франк попытался ответить на поставленные им самим перед собой три вопроса: 1) какие последствия для концепции мир-экономики Броделя и теории капиталистической мир-системы Валлер-стайна вытекают из того факта, что наша - и единственная - мировая система просуществовала не пять веков, а пять тысячелетий? 2) какие последствия для них обнаруживаются, если принять, что мировая система существовала с 1400 г.? и 3) что следует сделать в историческом/эмпирическом и теоретическом/ аналити-ческом отношениях, если модели европейской мир-экономики и капиталистической мир-системы Броделя и Валлерстайна неудовлетворительны? Франк отвечал на поставленные им самим вопросы тем, что мировая экономическая система не может быть сведена к европейской мир-экономике, глобальную экономику не следует укладывать в прокрустово ложе европейской капиталистической мир-системы. В теории Валлерстайна до 1750 вся Азия, а также Оттоманская империя и Россия находились вовне европейской

мир-системы. Таким образом, 80% человечества оказывались за пределами внимания мир-системной теории, что, на взгляд Франка, говорило о ее неудовлетворительности в силу европоцентрической ограниченности.

Недостаточным шагом на пути к преодолению упомянутых недостатков Франк считал книгу представителя мир-системного анализа Дж. Арриги «Долгий двенадцатый век» (1994), в которой было открыто важное значение Восточной Азии для ранней европейской мир-экономики. Но Арриги пытался свести мировую экономику к финансовым инновациям и финансовым инструментам броделевских городов-государств в Южной и Северной Европе, что Франк считал заблуждением.

Модельски и Томпсон стремились ограничить развитие мировой экономики процессами заимствования технологических инноваций, которые распространялись в соответствии с 19 циклами Кондратьева, начиная с 930 г. К сожалению, они связали первые четыре из этих циклов с Китаем, а с XIV в. сконцентрировали свое внимание на исследовании процессов, происходивших только в Западной Европе. В связи со всем этим необходима разработка новой теории, которая смогла бы отразить реальную мировую экономику и систему во всей их длительности.

Труд Франка «Переориентироваться: глобальная экономика в эпоху Азии» впервые, по мнению ее автора, эмпирически и теоретически показал, что реальная мировая экономика или историческая мировая система не может быть сведена к европейской мир-экономике Броделя или современной капиталистической мир-системе Валлерстайна. Оба ученых игнорируют тот факт, что и до 1800 г. уже существовала система мирового разделения труда и всемирной конкуренции. В этой системе Азия занимала центральное положение, а Европа - пограничное, маргинальное. В Азии в 1750 г. жило 2/3 человечества, которые производили 4/5 всей мировой продукции.

В заключение своей статьи Франк указывает, что главным вопросом теории и практики должно быть не то, что надлежит делать с миром, который не относится к Европе, как то ошибочно полагали Маркс, Вебер, Бродель и Валлерстайн. В центре внимания ученых должен находиться вопрос, как обратить к Востоку нашу историографию и нашу социальную теорию, учитывая не только период до 1800 г., но, возможно, и эпоху после 2000 г.

А.Б.Рахманов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.