Научная статья на тему '2004. 02. 029. Чумакова М. Л. Колумбийская драма: разлом общества, эскалация террора, поиски мира. - М. : ила РАН, 2002. - 292 с'

2004. 02. 029. Чумакова М. Л. Колумбийская драма: разлом общества, эскалация террора, поиски мира. - М. : ила РАН, 2002. - 292 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
422
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 029. Чумакова М. Л. Колумбийская драма: разлом общества, эскалация террора, поиски мира. - М. : ила РАН, 2002. - 292 с»

2004.02.029. ЧУМАКОВА М.Л. КОЛУМБИЙСКАЯ ДРАМА: РАЗЛОМ ОБЩЕСТВА, ЭСКАЛАЦИЯ ТЕРРОРА, ПОИСКИ МИРА. - М.: ИЛА РАН, 2002. - 292 с.

Тема колумбийского конфликта и подходов к его разрешению все еще недостаточно разработана не только отечественной, но и зарубежной латиноамериканистикой и конфликтологией. Генезис внутригосударственного конфликта, его эволюция, структура, позиции сторон и изменения в политике колумбийского правительства, ход «мирного процесса» во всей его противоречивости, в особенности курс правительства А.Пастраны (1998-2002) на политическое урегулирование конфликта является предметом рассмотрения в книге д-ра полит. наук М.Л.Чумаковой, состоящей из введения, шести глав и заключения.

Автор перечисляет во введении факторы, которые делают данное исследование актуальным для России. Во-первых, анализ опыта Колумбии в борьбе с незаконным оборотом наркотиков наглядно иллюстрирует разветвленные связи незаконных вооруженных формирований и террористических организаций с транснациональным преступным миром. Во-вторых, рассмотрение этапов переговорного процесса, особенностей его интернационализации и причин провала представляет прикладной интерес в плане оценки эффективности контртеррористических операций, для определения пределов допустимых уступок незаконным вооруженным формированиям в процессе переговоров (с. 11).

На исходе ХХ в. Колумбия не только превратилась в «горячую точку» Латинской Америки, но и стала представлять угрозу международной безопасности. Никакие атрибуты политической демократии, десятилетиями обеспечивавшие стабильность власти, не смогли уберечь Колумбию от тяжелейшего системного кризиса (с. 9). «По численности людских потерь, по количеству вооруженных участников и степени их ожесточенности масштабы колумбийской войны вышли за рамки конфликтов малой интенсивности», - констатирует М.Чумакова (с. 278).

Автор во введении перечисляет причины сложившейся ситуации, при которой Колумбия вплотную приблизилась к хаосу, где не только существуют реальные угрозы внутренней безопасности, но и значительно возросли риски дестабилизации и дезинтеграции страны. Во-первых, это застарелый внутригосударственный конфликт между властью и вооруженной оппозицией, представленной леворадикальными повстанческими организациями, длящийся уже 38 лет. В книге рассматривается социаль-нополитическая среда, способствовавшая появлению вооруженного кон-

фликта, структурное насилие, исторически присущее колумбийскому обществу, и обстоятельства возникновения вооруженной оппозиции. М.Чумакова обращается к императивам внутренней безопасности и политике государства, появлению «эскадронов смерти», а также прослеживает поиски политических подходов к разрешению конфликта. Во-вторых, превращение Колумбии в крупнейшего производителя и поставщика кокаина на рынок США повлекло за собой как неослабное внимание Вашингтона к проблеме пресечения каналов наркотрафика, так и рост коррупции и насилия, эрозию социальной ткани общества и обесценивание человеческой жизни. С этим нераздельно связана третья причина - включение участников внутреннего конфликта в наркобизнес и получение ими стабильных источников финансирования своей деятельности. С середины 80-х годов именно наркобизнес стал фактором, воздействующим на характер и динамику внутригосударственного конфликта.

Многие колумбийские и зарубежные исследователи относят дату начала вооруженного конфликта к 1964 г., когда на фоне множества конфликтных ситуаций разной этиологии четко проявилась основная линия противостояния государства с антисистемной вооруженной оппозицией. Образование леворадикальных повстанческих организаций в Колумбии восходит к традициям крестьянского сопротивления в восточных регионах в конце 40-х - начале 50-х годов. Компартия ориентировала крестьян на сохранение отрядов самообороны и после того, как большая часть участников сопротивления сложила оружие. Другие повстанческие организации возникли после победы кубинской революции как следствие радикализации студенчества и городских низов, поддерживавших идеи антиимпериалистической революции. Это в первую очередь Армия национального освобождения (ЭЛН) (основана в 1964 г.), Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК) (1966). В 60-70-х годах оформилась трехсторонняя структура конфликта, участниками которого выступали ФАРК, ЭЛН и правительственные войска, причем конфликт имел характер периферийного и не затрагивал жизненно важные центры страны (с. 34).

Возникновение герильи второго поколения было связано с размежеванием в рядах ФАРК, ЭЛН и расколом компартии, в результате чего в 1967 г. появилась Народная армия освобождения (ЭПЛ), в 1970 г. - Движение М-19. М.Чумакова считает важным подчеркнуть, что «идейно-политическое обрамление деятельности герильи представляет собой лишь пропагандистский заслон, призванный скрыть ее антинациональ-

ный характер и террористическую сущность» (с. 279). Революционный террор, как считает М. Чумакова, порождал государственный терроризм, а последний вел к воспроизводству насилия, чинимого левыми экстремистами.

Новую фазу конфликта ознаменовал захват боевиками М-19 в феврале 1980 г. посольства Доминиканской Республики, повлекший за собой новые массовые аресты и ужесточение режима осадного положения, сопровождающегося ограничением гражданских свобод. В 1982 г. вновь избранный президент Белисаро Бетанкур взял курс на демократизацию и установление диалога с вооруженной оппозицией. Этот курс был отвергнут ЭЛН и ЭПЛ, но положительно встречен М-19 и ФАРК. Тем не менее вскоре террор со стороны повстанческих сил возобновился, и лишь 28 марта 1984 г. было договорено о временном прекращении огня с ФАРК на шесть месяцев, а в августе того же года были подписаны аналогичные соглашения с М-19 и ЭПЛ. Но захват Дворца правосудия 6 ноября боевиками из М-19 и кровопролитный штурм, при котором погибли и члены Верховного суда, и боевики, поставили точку на мирной политике Б.Бетанкура.

В условиях вооруженного конфликта армия лидировала в поиске средств для поддержания приемлемого уровня социально-политической устойчивости. 70-е годы стали временем приобщения вооруженных сил к доктрине национальной безопасности с увеличением полицейских функций. Автор прослеживает перемены в законодательстве, нацеленные на ликвидацию общественных беспорядков, в частности применение Статута безопасности 1978 г., которое сопровождалось грубейшими нарушениями прав человека в ходе контрповстанческих акций по поддержанию общественного порядка и усилило репрессивные функции государства. На рубеже 70-80-х годов в конфликтных зонах военные структуры брали на себя административные полномочия, что вело к милитаризации власти на местах. Курс на силовое разрешение конфликта стал определяющим, тогда как гражданские действия вооруженных сил уступили место контрповстанческим операциям. «Таким образом, - подытоживает М.Чумакова, - армии удавалось сдерживать распространение герильи и не допускать перерастания множества локальных конфликтов в масштабы национального. Ни первое, ни второе поколение герильи так и не приблизилось в 80-е годы к заветной цели - захвату власти... Латентная фаза конфликта сменялась манифестируемой, увеличивая риски дальнейшей эскалации» (с. 54-55).

В многосторонней структуре колумбийского конфликта непременным участником стали правоэкстремистские полувоенные организации - парамилитарес, созданные в 70-е годы при непосредственном участии армейских бригад, на которые возлагались функции разведки и социального контроля над населением, но со временем они перешли к исполнению репрессивных функций и к действиям по вытеснению партизан из контролируемых ими регионов. С середины 80-х годов в развитии парамилитаризма прослеживается все более активное участие наркомафии. В 1987 г. в стране насчитывалось 128 организаций парамилитарес, численность персонала охранных предприятий достигла 50 тыс. человек. «Будучи на протяжении десятилетий участниками конфликта, парамили-тарес никогда не представляли вооруженную оппозицию существующей власти, но были одним из важных рычагов поддержания консервативной стабильности в интересах могущественных региональных групп экономической и политической элиты» (с. 66).

Правительство Вирхилио Барко (1986-1990) не оставляло попыток возобновления переговоров с повстанческими организациями и в 1988 г. выдвинуло «Инициативу для мира» - план, содержащий поэтапный перечень мер, которые обеспечат демобилизацию повстанцев. Инициатива была с пониманием встречена М-19, ЭПЛ и ПРТ, но самые мощные повстанческие армии оставались вне поля переговорного процесса, что «обрекало на неудачу как попытки правительства добиться стабилизации ситуации в условиях боевых действий и террористических акций, так и стремление ФАРК и ЭЛН принудить власти к проведению структурных реформ» (с. 75).

Причины эскалации конфликта в 90-е годы, которые рассматриваются в третьей главе, исследователь видит в наркобизнесе, ослаблении позиций государства, выразившихся в кризисе управления и росте коррупции, терроре и насилии, рассматривает причины срыва мирных переговоров. В период 1975-1995 гг. в Колумбии было убито свыше 337 тыс. человек. В первой половине 90-х годов число убийств в год уже превысило 25 тыс. человек (с. 98). К концу правления президента Э.Сампера (1994-1998) ситуация окончательно вышла из-под контроля -каждые сутки в стране убивали 87 человек.

Беспрецедентный виток эскалации конфликта пришелся на период президентства А.Пастраны (1998-2002). Его усилия по поиску выхода из критической ситуации и достижения мира посредством переговоров с вооруженной оппозицией, реализуемой в рамках правительственной про-

граммы «План Колумбия», масштабную программу обновления и умиротворения страны, детально рассматриваются М. Чумаковой в четвертой главе. Это - принятие курса на политическое урегулирование, десять стратегий президента, раскрытых в «Плане Колумбия», отличие этого плана от инициатив предшественников А. Пастраны, социальная составляющая плана, реакция участников конфликта на новую стратегию правительства, военная реформа и изменение позиции армии. План был рассчитан на 2000-2002 гг., на его реализацию предусматривалось 7,5 млрд. долл. с привлечением 3,5 млрд. долл. внешней помощи. План включал пять основных глав: мирный процесс, подходы к колумбийской экономике, антинаркотическая стратегия, реформа системы юстиции и защита прав человека, а также демократизация и социальное развитие страны (с. 131). Сам план характеризовался комплексным подходом к решению острейших проблем страны, которые накапливались в течение десятилетий. Однако, по мнению исследователя, его разработчики явно переоценили степень национального консенсуса по ключевой проблеме урегулирования конфликта и не учли различий в интересах его вооруженных участников, что не замедлило сказаться в ходе реализации плана, вызвавшего бурную полемику в колумбийском обществе, в США, Европе и Латинской Америке (с. 135-136).

Пятая глава посвящена ходу переговоров по мирному процессу между правительством и основными повстанческими группировками. Подчеркивается по преимуществу имитационный характер процесса, его редкие выходы на уровень реальных договоренностей, частые срывы и стагнация, что, по мнению М. Чумаковой, было обусловлено чрезмерной уступчивостью правительственных переговорщиков, с одной стороны, и явным стремлением герильи не идти ни на какие компромиссы, «дожимая» правительство путем силовых и террористических акций», - с другой (с. 179). «Сама схема двухканальных переговоров, асинхронных по времени и различных по повестке, оставляла вне поля переговорного процесса третьего вооруженного участника - парамилитарес, т.е. не учитывала многополярный характер и динамику внутренней войны» (с. 186). По мере того как вялотекущие переговоры с ФАРК и ЭЛН не приносили результата, а военнополитическая ситуация ухудшалась, политический капитал президента таял.

В течение 1999 г. и первой половине 2000 г. войска явно теряли инициативу, уступая контроль над обширными территориями повстанцам. К лету 2001 г. не только военным, но и правительству стала очевид-

ной непродуктивность тактики односторонних уступок незаконным вооруженным формированиям. Военные склонялись в пользу силового варианта разрешения конфликта, и президент пошел им навстречу. 13 августа 2001 г. президент подписал закон № 684 о системе безопасности и национальной обороны. «Таким образом, была восстановлена и упрочена автономия военного командования, а у армии развязаны руки для проведения комплексной стратегии безопасности», - подчеркивает автор (с. 158). Все это происходило на фоне растущей дестабилизации страны, где население в конфликтных зонах было лишено минимальных гарантий физической безопасности. Для восстановления контроля над конфликтными зонами у армии, да и у государства в целом не хватало ни средств, ни возможностей. Без изменения военного баланса в пользу правительственных войск, считает М.Чумакова, шансы на продвижение мирного процесса были невелики.

С осени 2001 г. парамилитарес, чье командование демонстрировало неприятие курса Пастраны, заметно активизировали свою боевую активность и именно они «стали фактором сдерживания территориальной экспансии герильи» (с. 198). И автор не исключает вероятность того, что «в недалеком будущем это движение, которое поддерживается 15% населения (поддержка ФАРК и ЭЛН составляет 3% по опросам службы Гэло-па), трансформируется в общенациональное» (с. 199). АУК более адекватно, чем правительство и европейские «друзья мирного процесса», оценивала истинные намерения, характер и потенциал герильи.

Подводя итоги этому периоду, автор отмечает, что «наиболее длительная и последовательная попытка урегулирования конфликта, предпринятая правительством А.Пастраны, закончилась провалом переговоров с ФАРК... За три с лишним года мирного процесса правительству так и не удалось приблизиться к заветной цели прекращения войны. Несомненно, предоставление громадной территории ФАРК явилось главной ошибкой правительства, начинавшего переговоры с заведомо слабых позиций государства... Не оправдались расчеты правительства на то, что уничтожение плантаций наркосодержащих культур приведет к сокращению финансовой базы герильи и сделает ее более уязвимой, а следовательно, более склонной к уступкам...» (с. 282). Позитивная реакция ведущих сил страны на решение Пастраны прекратить переговоры и поддержка усилий правительства по обеспечению избирательного процесса показали, что произошел сдвиг общественных настроений в пользу усиления государства и против уступок террористам.

Победа А.У.Урибе на президентских выборах 2002 г. была обусловлена его критикой мирного процесса, рациональным подходом к обузданию терроризма. По мнению автора, преемник А.Пастраны будет стремиться сохранить преемственность в социальной направленности государственной политики и линии на укрепление армии, но будет избегать импровизаций в вопросах урегулирования конфликта. Колумбию ожидают трудные времена. «Затяжной внутригосударственный конфликт не имеет кратко-срочных решений. На искоренение его глубинных причин, как и на борьбу с наркобизнесом, потребуются годы», - заключает М.Чумакова (с. 286-287).

Роль дипломатии мира в поддержке мирных инициатив и укреплении международных позиций Колумбии, рассмотрение международной ситуации вокруг Колумбии, выяснение позиций ее зарубежных партнеров и союзников рассматриваются автором в последней, шестой главе.

М.Н.Смелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.