2004.02.024. БУШ Э. РОНАЛД РЕЙГАН И ПОЛИТИКА СВОБОДЫ. BUSH A. Ronald Reagan and the politics of freedom. - N.Y.: Ronman a. Littlefield, 2001. - XXVIII, 307 p.
В 2001 г. Р.Рейган отмечал свое 90-летие и 20-ю годовщину своей инаугурации в качестве президента Соединенных Штатов. Его официальный биограф Лу Кэннон утверждает, что ни один президент, за исключением Ф. Д.Рузвельта, не чувствовал себя так уверенно, как Рейган. В последние 20 лет не ощущалось недостатка в материалах о жизни и деятельности Рейгана. Вместе с тем, как пишет Эндрю Буш, на книжном рынке практически не было обстоятельных комплексных исследований как внутренней, так и внешней политики администрации Рейгана. Восполнить этот пробел и взялся автор реферируемой монографии. По его словам, эта книга - не биография Рейгана и не хронологическая история его президентства. Основной акцент книги в раскрытии того, что сделал Рейган для развития свободы в Америке, как его идеи претворялись в жизнь. Буш разделяет мнение политолога Дина Вэрнхэна, который назвал Рейгана «наиболее идеологическим президентом» и лидером «наиболее идеологической администрации в современной американской истории», хотя Рейган не слыл интеллектуалом, как, например, Вудро Вильсон, бывший до своего избрания президентом США главой Принстонского университета. Не был Рейган и теоретиком или социологом - он показал себя политиком-практиком.
Философия управления государством и его понимание свободы строились на различного рода концепциях. Но Рейган, прежде всего, основывался на философских постулатах «отцов-основателей американской республики» - Томаса Джефферсона и Александра Гамильтона. Рейган старался использовать их идеи применительно к современным условиям государства «всеобщего благоденствия». Большое влияние на Рейгана оказывали идеи консервативного движения в США. После провала на президентских выборах 1964 г. Б.Голдуотера это движение de facto возглавил Рейган, а его политика в сфере налогообложения и экономического роста, благоденствия и федерализма, образования и внешней политики во многом следовала концепции, изложенной в книге Голдуотера «Совесть консерватора».
Привлекательными для Рейгана оказались и идеи Алексиса де Токвиля, изложенные в труде «Демократия в Америке». Политолог М.Бэрон в своих работах часто подчеркивает, что корни американ-
ской политики 1980-1990-х годов следует искать именно в этом труде Токвиля. О том же говорил и У.Мюир, писавший речи для президента. Подсчитано, что с января 1981 г. по январь 1989 г. Рейган 58 раз так или иначе ссылался на знаменитого француза в своих выступлениях.
Буш считает, что слова Рейгана никогда не шли вразрез с его делами. Как и многие политики, знакомые с причинами и последствиями Второй мировой войны, Рейган был убежден в пагубности для США политики умиротворения и изоляционизма.
Рейган был горячим сторонником «сильного президентства», которое могло бы обеспечить максимум свободы в экономической, социальной и культурной жизни Америки. Прославляя конституционную систему США, Рейган полагал, что ее нормальное функционирование могут обеспечить хорошо информированные, активные люди, ставящие во главу угла своей жизни патриотизм и любовь к своему государству.
По мнению Рейгана, общество может считать себя полностью свободным, если в его основе лежат экономические свободы. Рейган, ссылаясь на отцов-основателей, подтверждал свою веру в то, что «частная собственность» - это важнейший компонент гражданских прав. Без экономической свободы политическая свобода - это всего-навсего ее тень.
Используя мысли Токвиля, Рейган настаивал, что свободное общество не может мыслиться без социальных институтов и ассоциаций граждан. Эти структуры во многом влияют на обычаи и манеру поведения людей. Такая «социальная инфраструктура демократии» играет в жизни американцев большую роль, нежели законы и полити-ческая структура, поскольку через нее американцы глубже познают свою жизнь и ощущают себя полезными гражданами свободного общества. При этом Рейган постоянно демонстрировал свою приверженность религиозным ценностям, а также крепкой семье.
Выживание свободного общества в ХХ в., считал Рейган, возможно лишь в том случае, если граждане Америки с достоинством ответят на вызов различного рода «антидемократических и антили-бе-ральных сил». К этой категории Рейган, в первую очередь, относил государства, ведомые СССР и исповедующие марксизм-ленинизм. По мнению президента США, победа СССР в сфере эко-
номики, политики и культуры означала бы крах либеральной демократии в Америке и во всем мире.
Рассматривая перспективы развития американской экономики, Рейган полагал, что концентрация экономической мощи в руках государства несет в себе опасность ее перерождения во всеобъемлющую политическую мощь, что может сковывать инициативы, исходящие из общественных структур. Тем самым под угрозой окажутся влиятельные связи различного рода объединений и ассоциаций, без которых не мыслится демократическое управление государством, а граждане такого государства будут лишены свободного и независимого волеизъявления. Рейган, таким образом, был сторонником правительства с «ограниченными функциями», которое не посягало бы на существующие свободы.
С Токвилем Рейган перекликался и по поводу возникновения «демократического деспотизма». Рейган утверждал, что Америка находится на перепутье. Если пойти по одному предлагаемому пути, то можно, отступая от государства всеобщего благоденствия, прийти к статичному государству, в котором правительственные институты будут довлеть над индивидуальными свободами, что в итоге может привести к тоталитаризму. Второй путь мог бы привести к максимализации индивидуальных свобод, вполне совместимых с хорошо организованным государством с «упорядоченными свободами», т.е. «свободами в рамках закона». Автор отмечает при этом, что для многих американцев второй путь менее предпочтителен, чем первый.
Рейгановская концепция свободы практически совпадает с концепцией свободы, выдвинутой политологом Х.Хеллоу, который утверждал, что свобода индивида является краеугольным камнем хорошего правительства, а свободное предпринимательство - ключ экономического прогресса и свободы личности. Такое правительство должно строго придерживаться принципа равных возможностей для всех американцев.
Уже в 1950-е годы, вспоминает автор, Рейган с тревогой отзывался о растущей угрозе «коллективизма» и тенденции сконцентрировать «мощь» всех инициатив и начинаний в руках федерального правительства. Он говорил о том, что в послевоенные годы отмечался беспрецедентный рост федеральной бюрократии, которая вела Америку по пути к «замалчиваемой форме социализма». Правительство не говорило о национализации железных дорог или банков, но
оно, по существу, конфисковало большую долю национальных богатств путем неоправданного повышения налогов, повседневного контроля за управлением бизнесом, а также разработкой таких правил его регулирования, которые, в общем, давали вашингтонским бюрократам власть казнить или миловать.
Когда в 1980 г. Рейгана избрали президентом, Америка столкнулась с кризисом, который затрагивал область политики, экономики и социальной политики в глобальном масштабе. Став хозяином Белого дома, Рейган обнаружил, что экономика Соединенных Штатов достигла точки кипения. Причину этого он видел в расширении и укреплении федеральных структур. Многие эксперты в те годы стали задаваться вопросом выживания экономической системы США в условиях рыночной экономики. И причину видели в высшей степени централизации, а федеральные власти неуклонно продолжали укреплять свои мускулы за счет местных структур.
Традиционная ориентация на расширение свободы была нарушена и в известной мере заменена технократическими идеями. Обращая на это внимание, некоторые политологи считали, что у Америки больше нет «общественной философии». Другие утверждали, что институт американского президентства работает не так, как ему положено по Конституции, да и вся американская система пробуксовывает. Американская пресса начиная с 1960-х годов была переполнена сообщениями о высоком проценте преступлений, о распаде семейной жизни, о появлении целой «армии наркоманов», об отходе от традиционных религиозных ценностей и т.п. А в 1980 г. заговорили о кризисе в сфере внешней политики. Здесь правящие круги США больше всего беспокоило отсутствие «должного ответа» на «расширение советской экспансии».
Придя к власти, Рейган, отмечает автор, вместе со своей командой решил дать бой всем «негативным явлениям как внутри страны, так и за ее пределами. Уже в самом начале своего президентства Рейган на первый план выдвинул «борьбу с советским тоталитаризмом». Кроме того, своей первоочередной задачей Рейган считал не только прекращение «эрозии внешней политики США», но и возвращение к укреплению военной мощи страны, что сможет положить конец «советскому экспансионизму». Основа такой политики включала три компонента: усиление военной мощи, сдерживание,
укрепление связей с союзниками. Структура этих компонентов подробно рассматривается в реферируемой книге.
В марте 1983 г. на конвенции евангелистов Рейган заклеймил Советский Союз «империей зла», а также «пиком зла в современном мире». Идеологическое контрнаступление было предписано вести Информационному агентству США (ЮСИА), сети радиостанций «Голос Америка» и радио «Свободная Европа, а также специально рассчитанным на индокринацию кубинцев радио и телевидение Марти. Был также запущен спутник, для которого пропагандистские программы готовило ЮСИА. Сам же Рейган в своем «Обращении к народу» в 1982 г. заявил: «Мы обещали миру наступление сезона правды, правды наших великих цивилизованных идей: личной свободы, представительного правительства, царствования закона под Богом».
В то же время, отмечает Буш, пресса Запада, а также интеллигенция с опаской относилась к чересчур воинственной риторике президента США. Видный американский историк Г. С. Коммажер назвал речь Рейгана, в которой тот объявил СССР империей зла, «наихудшей президентской речью в американской истории». Видный обозреватель Э.Люис наградил речь такими эпитетами, как «политически неправильная, ужасная, примитивная, упрощенная и чрезвычайно опасная» (с. 197). Автор книги, не приемля такого рода критику, разъясняет, что эта речь бросала Советскому Союзу вызов принять участие в критике и опровергнуть «обвинения» Рейгана.
Далее Буш развивает мысль о том, что американское «стратегическое наступление против «советской мощи» разрабатывалось с учетом экономической слабости противника. Было принято решение максимально использовать американское преимущество. В 1982 г. был составлен секретный документ об экономической войне против Советского Союза. Некоторые «секреты» этой войны выдал в 1994 г. главный разработчик документа П.Швейцер в своей книге под названием «Победа». Существенным элементом этой войны был жесткий контроль за ценами на продукцию источников энергии. Тесные взаимоотношения США с Саудовской Аравией позволили Соединенным Штатам убедить арабов значительно повысить добычу и продажу и понизить цены на рынке нефти. Такая политика нанесла удар по экономике Советского Союза, поскольку продажа нефти производилась за «твердую валюту». Ее запасы у Советов катастрофически
таяли. ЦРУ докладывало администрации Рейгана, что советское руководство было «психологически потрясено». А у Соединенных Штатов выросла уверенность в своей победе.
В марте 1983 г. Рейган выступил с новой программой. Президент США заявил, что страна использует весь технологический арсенал для создания системы надежной обороны от баллистических ракет и покончит с состоянием существующей доктрины «взаимно обеспеченного уничтожения». Эта программа впоследствии получила название Стратегической оборонной инициативы (СОИ), а также «звездных войн». И хотя эта программа не была реализована, она сыграла свою роль в деле устрашения. По мнению автора, она привела в отчаяние советское руководство, которое в своем большинстве не сомневалось, что СОИ будет реализована. Автор при этом рассказывает о контактах и переговорах, которые вели представители США и СССР относительно установления баланса сил.
Убедившись в растерянности советского руководства, которое вызвала СОИ, Рейган пошел дальше. Не довольствуясь политикой сдерживания, Рейган заговорил о необходимости ее замены на политику отбрасывания. В 1985 г., когда такая замена стала очевидной, журналист Чарлз Кротхаммер окрестил новую политику «доктриной Рейгана». Суть этой политики сводилась к отбрасыванию «периферии советской империи» при помощи антикоммунистических сил, сосредоточенных в странах, желавших избавиться от «коммунистического ярма».
Рейган, унаследовав от Дж.Картера программу тайной военной помощи афганским моджахедам, значительно увеличил ее, заручившись поддержкой конгресса. На помощь моджахедам уходило 500 млн. долл. ежегодно. В конце 1981 г. администрация также тайно разработала программу военной помощи противникам сандинист-ского режима в Никарагуа. В результате число вооруженных противников режима возросло к 1983 г. с 500 до 12 тыс. человек. Конгресс же открыто одобрил сумму помощи в размере 24 млн. долл. ЦРУ, в свою очередь, затратило в 1985 г. 27 млн. долл. на установление мин в водах прибрежных городов Никарагуа.
В целом, отмечает автор, США скрыто или открыто поддерживали силы, выступавшие против режимов, которые поддерживал Советский Союз. К «прокоммунистическим режимам» были причислены Афганистан, Камбоджа, Эфиопия, Ангола и Никарагуа.
Госсекретарь США Джордж Шульц заявлял при этом, что у Америки «моральный долг» всячески помогать антикоммунистическим повстанцам.
«Доктрина Рейгана», однако, вызвала противоречивые чувства как в самих Соединенных Штатах, так и за рубежом. Ряд аналитиков утверждал, что при реализации этой доктрины будет нарушен суверенитет соответствующих стран и попраны нормы международного права. Однако «доктрина» в итоге стала руководством к действию, и американское контрнаступление принесло свои плоды. Советы были вынуждены уйти из Афганистана, в Польше победу одержала оппозиционная «Солидарность». Все это вдохновляло на борьбу с коммунизмом другие страны, входящие в орбиту «советской империи».
Рассматривая другие аспекты внешней политики Рейгана, автор выделяет «кампанию за демократию». Идейное оформление этой кампании было позаимствовано из книги «Диктатуры и двойные стандарты», написанной представительницей США в ООН Джин Киркпатрик. Автор, в частности, утверждала, что президент Дж.Картер в своей внешней политике не делал различия между «тоталитарными» и «авторитарными» странами, что наносило ущерб как политике прав человека, так и стратегическим интересам Соединенных Штатов. Киркпатрик настаивала, что марксизмленинизм -это вводящий всех в заблуждение враг свободы во всем мире. Он идет на тактические союзы с прозападными, но авторитарными режимами. Те, в свою очередь, мешают одержать победу над «величайшим злом коммунизма». Поэтому Соединенные Штаты должны всячески «просвещать» авторитарные режимы.
Проработав книгу Киркпатрик, Рейган выступил с инициативой стимулировать развитие свободы в некоммунистических странах. «Международное наступление на Советский Союз, предпринятое в 1980-е годы, сопровождалось еще более мощным насаждением демократии по всему миру. В 1982 г. Рейган объявил о начале «кампании за демократию». А в 1983 г. был учрежден Национальный фонд за демократию, который действовал вместе с ЮСИА и тредю-нионами. В этой кампании были также задействованы торговая палата, международные подразделения Республиканской и Демократической партий, частные организации. Фонд, считает автор, являлся важным компонентом всеобъемлющей политики администрации США, политики за «глобальное продвижение демократии» (с. 208).
Автор отмечает, что политика расширения демократии Рейгана и его экономический либерализм были основаны как на философии, так и на убеждении, что изоляция «империи зла» приведет в итоге к ее падению, а идейное контрнаступление на Советы ускорит и завершит их крах. В идеологической борьбе всячески обыгрывались «слабость советской империи», «экономическая и социальная стагнация», «технологический разрыв», «слабый политический потенциал», «нерешенные национальные проблемы», «врожденная слабость коммунистической идеологии» и т.д. и т.п.
А.В.Валюженич