Научная статья на тему '2004. 02. 002. Влияние информационных технологий нa инновационные процессы. It and innovation. Science and Engineering indicators. - 2002. - Chapt. 8. - P. 29-31. Http:/www. NSF. Gov/sbe/srs/seind02/intro. Htm'

2004. 02. 002. Влияние информационных технологий нa инновационные процессы. It and innovation. Science and Engineering indicators. - 2002. - Chapt. 8. - P. 29-31. Http:/www. NSF. Gov/sbe/srs/seind02/intro. Htm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдулов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 002. Влияние информационных технологий нa инновационные процессы. It and innovation. Science and Engineering indicators. - 2002. - Chapt. 8. - P. 29-31. Http:/www. NSF. Gov/sbe/srs/seind02/intro. Htm»

2004.02.002. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

IT and innovation. Science and engineering indicators. - 2002. - Chapt.8. -P.29-31. http:/www.nsf.gov/sbe/srs/seind02/intro.htm.

Ключевые слова: информационные технологии, инновации.

Реферируемый материал - один из разделов доклада «Индикаторы науки и техники», который президент США раз в два года представляет конгрессу. В 2002 г. составители доклада особое внимание уделили воздействию информационных технологий на сферу науки и техники, в частности на инновационные процессы.

«Высокие темпы технического прогресса и уверенность в том, что они сохранятся в обозримом будущем, создали деловую среду, в которой компании большинства отраслей хозяйства сознают необходимость постоянного обновления продукции» (с.29). Острая конкуренция на потребительском рынке ведет к появлению новинок. Но как только в какой-либо отрасли появляется новое изделие (первичное нововведение), это вызывает своего рода «эффект домино» в других отраслях, связанных с ней поставкой сырья и комплектующих. Эти отрасли также вынуждены обновлять свои изделия, появляются «вторичные» нововведения, которые в свою очередь влияют на первичные и дают возможность дальнейшего его усовершенствования. Возникает цепочка с обратной связью, и процесс нововведений становится непрерывным. ИТ оказывают влияние как на конкуренцию, так и на инновации на всех стадиях их развития. К примеру, Интернет позволяет осуществлять заказы по электронной почте. Рынок становится шире, обретает глобальные размеры, на нем фигурируют больше игроков-конкурентов, и конкуренция обостряется за счет расширения сферы контактов производителей и потребителей. Телекоммуникации и ИТ намного ускоряют деловые операции. Темп адаптации и диффузии нововведений становится намного выше. Во многих отраслях внедрение «информационной экономики» вызывает к жизни так называемый сетевой эффект, благодаря которому основные выгоды от появления нового продукта получает та фирма, которая вышла с ним на рынок первой. Тем, кто оказался не первым, надо догонять очень быстро, иначе можно опоздать совсем, потерять свои вложения в новую технологию. Таким образом, новая бизнессреда диктует новые скорости, и корпоративные структуры ИР вынуждены менять традиционные, слишком

медленные темпы работы. Все это создает почву, благоприятную для инноваций. Однако стимуляцией конкурентной борьбы влияние ИТ на инновационные процессы не исчерпывается.

Современные ИТ позволяют каждому сотруднику расширить базу знаний. Он получает возможность быстрее ознакомиться с внешним «миром», относящимся к сфере его интересов, вести постоянный мониторинг этого «мира», быть в курсе самых последних релевантных технических, организационных и других достижений. ИТ смягчают тенденцию к узкой специализации работников, теснее связывают их с рынком, а это, в свою очередь, содействует инновационному климату. Коль скоро сказанное относится ко всем сотрудникам, ИТ способствуют росту так называемой «абсорбционной способности» организации в целом, ее восприимчивости к внешней информации, умению использовать и коммерциализировать эту информацию. Внедрение ИТ позволяет организации упорядочить, кодифицировать имеющуюся в ее распоряжении базу знаний, а это способствует более эффективному использованию последней. С помощью ИТ можно перестроить традиционный процесс разработки новых изделий, т. е. вместо последовательного прохождения каждого этапа вести только часть из них или вести все этапы параллельно, одновременно, обеспечивая таким образом с помощью электронных коммуникаций постоянное взаимодействие участвующих в разработке функционально различных групп. Наконец, применение ИТ ведет к существенной организационной перестройке, рационализации организационных форм и взаимосвязей, что, в свою очередь, позволяет быстрее и правильнее реагировать на изменения ситуации на рынке, глобализацию бизнеса, нестабильность экономики и демографические сдвиги в потребительском секторе и на рынке труда.

Однако ИТ могут не только стимулировать и ускорять инновации, но при определенных обстоятельствах и тормозить их. В этом направлении «работают» спад неформальных, личных коммуникаций, а иногда и информационная перегрузка, затрудняющая выбор оптимальных решений. Некоторые исследователи полагают также, что ИТ создают определенный дисбаланс базы знаний и ее использования, поскольку с их (ИТ) помощью удобно манипулировать так называемым эксплицитным знанием (которое легко выразить символами, перевести в цифровую форму и передать по сети) и гораздо труднее - тацитным (которое основывается на опыте и практике, а передается в процессе тренинга, действия). В то же время многие специалисты утверждают, что именно тацитное, оттес-

няемое ИТ на задний план знание играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности организации и ее открытости к инновациям.

ИТ оказывают влияние на инновационный процесс не только в рамках отдельно взятых организаций, но и за их пределами. Как отмечается в докладе, подготовленном группой экономических советников президента в 2001 г., «традиционно инновации возникали внутри крупных фирм. Сегодня они все чаще создаются как крупными, так и небольшими компаниями, которые сотрудничают друг с другом, с академическими институтами и с правительственными учреждениями» (с. 30). По мере роста численности ученых, технологов, высококвалифицированных рабочих в мире и расширения научно-технической информации доступ к внешним источникам знания становится важнейшим условием участия той или иной организации в инновационном процессе, который все больше обретает распределенный, дисперсионный характер. В этой связи координирующая, организующая роль ИТ непрерывно возрастает. Одним из показателей дисперсионной тенденции инновационного процесса является, к примеру, тот факт, что фармацевтические компании давно уже «передоверили» фундаментальные ИР в своей области университетам, исследовательским институтам и государственным лабораториям. Многие крупные фармацевтические концерны полагаются на инновационный потенциал малых высокотехнологичных фирм, покупая и присоединяя те из них, которые сумели разработать перспективные новинки. В автомобильной и в компьютерной промышленности комплектующие детали и узлы традиционно производятся мелкими фирмами, крупные компании осуществляют лишь сборку и отделку комплектного изделия. Многие инновации в этих отраслях исходят от поставщиков комплектующих, возникают «на стыке между изготовителем и поставщиком» (с.30).

Любопытным примером организации инноваций является так называемая «открытая разработка программного обеспечения» (open source software development). В этих случаях код организации - источника программы в Интернете открыт. Любой желающий может модифицировать программу, и все модификации поступают к источнику, координирующему разработку. Сегодня некоторые построенные таким образом программы используются очень широко. В их числе программа Linux (операционная система персональных компьютеров), Apache (программное обеспечение серверов www), Sendmail (трансляция электронной почты по сети Интернет). Участие в разработке добровольное. «Хотя все это похоже на альтруизм, на самом деле участники разработки окупают затраты

своего времени и усилий. Программисты-добровольцы получают признание, а компания, поддерживающая разработку, - улучшенные программы и возможность мониторинга интересующей ее сферы ИР. Ряд компаний получают доходы не от продажи программ как таковых, а от продажи сопроводительной документации, от установки программ и т.п.» (с.30). Консультативный комитет по ИТ при президенте США рекомендовал федеральному правительству содействовать расширению практики открытой разработки программного обеспечения.

Одним из наиболее активных в плане инновации производственных секторов в США и других странах являются сами ИТ. В классификаторах он выделяется как сектор ICT (information and communication technology). Наукоемкость его выше, чем других секторов промышленности в целом. Если сравнивать отношение расходов на ИР к добавленной стоимости в секторе ICT и в целом по бизнесу, то первое превышает второе примерно в 5 раз. По странам ОЭСР такой показатель различен. Наибольших значений он достигает в Швеции, Финляндии, Японии, США и Южной Корее.

Анализ патентной информации свидетельствует о том, что инновации в области ИТ несколько отличаются от инноваций в других областях науки и техники. В патентах, относящихся к ИТ, ссылок на патенты больше, чем на научную литературу, а средний возраст патентов, на которые есть ссылки, меньше, чем средний возраст цитируемых статей. Жизненный цикл информационных технологий (6-6,5 лет) короче, чем соответствующие показатели в других областях техники. Разницу в количестве ссылок на патенты и на статьи аналитики объясняют тем, что научная литература не успевает за развитием ИТ. Быстро нарастает и патентная активность в области ИТ. В 1980 г. ИТ патенты составляли лишь 9% всех американских патентов, а в 1999 г. - 25%. В период с 1990 по 2000 г. число патентов, приходящихся на 1 млн. долл. расходов на ИР в секторе ICT, удвоилось. В других секторах подобного роста не наблюдалось. Таким образом, ИТ не только способствуют инновациям во всех областях хозяйства, но и сами являются лидерами по всем показателям инновационной активности.

А.Н.Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.