2004.01.045. РОДЗИНСКИЙ Д.Л. ПРИРОДА СОЗНАНИЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. - М.: МАКС Пресс, 2002. - 175 с.
В монографии исследуется проблема происхождения сознания в античной философии и его становления к совершенству. Рассматривается связь сознания с гносеологическими, эстетическими и этическими ценностями. Проблема происхождения сознания в целом и совершенного сознания античного мудреца в частности является одной из основных тем античной философии. «Именно потому, на наш взгляд, необходимо расширить устоявшееся представление о добродетели до понятия «совершенного сознания», включающего в себя как этические, так гносеологические и эстетические характеристики мудреца, которые проявляются в неразрывном единстве его жизни с жизнью космоса в целом» (с. 3). Важнейшей особенностью феномена сознания является его принадлежность к той культуре, методу мышления, традициям, в рамках которых оно развивалось. В этом смысле античная философская мысль значительно отличается от христианской: если христианство - это «культура теологического иррационального промысла Абсолютной Божественной Личности, творящей мир "из ничто", т.е. креационирующей мир, то античная культура является культурой не креационизма, а эманации» (с. 4).
Цель данной работы заключается в том, чтобы обосновать эманацию как миросозидающий принцип, пронизывающий собой весь космический и психический универсум: «Проникая через чувства, рассудок и сам разум, эманация определяет моральное сознание со всеми его этическими, эстетическими и гносеологическими ценностями, окончательное становление которых приводит человека к совершенству» (с. 4). Проблеме эманации посвящено введение к монографии, в котором анализируются следующие вопросы: место и роль эманации как фундаментального принципа античной философии; эманационная природа мирового самосознания; индивидуальное сознание как эманация универсального мирового самосознания; свойства индивидуального сознания: магнитизм, логизм, эротизм и гипнотизм; механизм совершенного сознания. «Эманация - энергия Единого, благодаря которой Абсолют формирует мир, одновременно проявляя себя в нем» (с. 6). Именно эта сила обусловливает единство космическо-морального универсума, созидая как его внешнюю форму, так и внутреннее содержание. Важной характеристикой эманации является свойство, благодаря которому в каждом из порождаемых ею явлений, событий,
вещей сохраняется след ее организации. «Подобное положение демонстрирует органическое единство космической и психической жизней, благодаря которому общая для них сила эманации в космосе проявляет себя как онтологический промысел, в природе - как естественные законы, в психике - как ощущения, в сознании - как мышление, и, наконец, в добродетелях - как первозданный моральный порядок универсума» (с. 7-8).
Книга содержит четыре главы. Гл. 1 посвящена рассмотрению понятия магнетизма интуитивного сознания. Сила магнетизма напрямую зависит от степени приближенности к божественной эманации, которую можно сравнить с электрическим током, продуцирующим магнитное поле. Но прежде чем обратиться к рассмотрению «высочайшей божественной способности сознания» - магнетизма, необходимо определить причину, благодаря которой рождается это свойство. Подобным универсальным источником в античной философии выступает Благо, часто отождествляемое с Единым. «Пребывая в абсолютном покое, Благо есть источник и причина любого движения и любой деятельности, причем все направлено к благу не само собой, а благодаря его самодовлеющему пребыванию в себе» (с. 32). Вся динамичная жизнь космоса и покоящегося в своем постоянстве блага должны среди всех изменений и превращений иметь какую-то одну постоянную всех изменений - стихию, из которой все происходит и к которой все возвращается. Таким самотождественным началом выступает воздух. «Воздушная стихия космоса предстает как вечная подвижность и неуловимость жизни. Он - везде и нигде, все им живет и никогда его не видит. Будучи носителем космического света и мрака, он легок, быстр и могуч. Он - носитель жизни и смерти... Воздух - символ играющей с собой вечности» (с. 36). В результате процессов сгущения и разрежения воздуха возникает пневма - связующий активный элемент, цементирующий мироздание. Тоническое напряжение пневмы создает мировую гармонию, или космическую симпатию, которая обусловлена магнетизмом вселенского сознания - Софии. Магнетизм есть «результат эманационной энергии блага, пронизывающей собой весь мир и влекущей все к единству» (с. 39). Благодаря магнетизму Бог сводит подобное с подобным, формируя иерархию инобытия разума и созерцающей его души. «Утратив единство всех ощущений, частное сознание магнетически влечется через телесные чувства к удовольствиям, через инстинкты к красоте, через рассудок к истине, а
через интуицию к сверхбытийственному благу. Все это - благо, истина, красота и удовольствия - есть проявления непостижимого Единства на различных уровнях становления сознания» (с. 40).
Важно подчеркнуть характерную особенность интуиции, благодаря которой ум, мобилизуя все низшие чувственные переживания, приводит субъекта к самозабвенному состоянию, в котором он перестает ощущать себя в отрыве от объекта. «Интуиция окончательно очищает разум от телесно-чувственных переживаний, приводя его к безраздельному сосредоточению. Поэтому она выступает единственной причиной «катарсиса» ума от вторжения случайно привходящих телесно-чувственных ощущений» (с. 46). Еще одним важным признаком разумной интуиции является ее самоотождественное движение, независимое от желания субъекта. Являясь вначале эмана-ционной энергией Единого, она трансформируется в космические стихии Мироуправительной Судьбы, окончательно оформляется в самопроизвольную интуицию совершенного разума мудреца, чем и объясняется природа его врожденных, а не приобретенных знаний. «Тождество интуиции мудреца с эманационной энергией Вселенской Души обеспечивает единство индивидуального сознания с мировым» (с. 46). Придерживаясь интуиции, душа человека имеет возможность узреть истину как в загробном мире, так и пребывая в теле: «Она сохраняет добродетель врожденного знания, как самотождественное движение ума. Зримое обладание интуицией подлинного Бытия становится доступным и практическому разуму - рассудку. Их связь, собственно, и образует природу ума» (с. 47-48). Интересно проследить механизм трансформации человеческого сознания в божественный дух, благодаря которому индивидуальное сознание возвращает себе природу универсального, «переходя, таким образом, из стадии временного становления в состояние вечного бытия» (с. 50). И потому счастье заключается в растворении духа в высших умопостигаемых бессознательных интуициях, в слиянии с единой все-охватывающей умной гармонией, в которой исчезают различия, порождаемые соединением высшего и низшего. «В античной философии добродетель мудрости отражает состояние органического единства, бесконфликтного отношения частей к Целому, а Целого к своим частям, где едва ли не самое важное место уделено интуитивному восприятию умопостигаемой действительности, обеспечивающей надлежащее согласие» (с. 52).
В гл. 2 исследуется логизм рассудочного сознания. Для исследова-ния его происхождения и сущности необходимо обратиться к структуре умопостигаемого космоса пифагоро-платоно-плотиновской традиции, чья архитектоника имеет совершенные как форму, так и содержание. Сферический космос сохраняет свое божественное постоянство благодаря онтологическим принципам, которые оформляют его божественное бытие. «Эти начала играют фундаментальную роль не только в макрокосмосе идеальных сущностей, но... являются источником способностей индивидуальных душ, каждая из которых принимает участие в жизни Целого. Здесь сохраняется главный закон - макромир тождествен микромиру» (с. 60). Такое тождество позволяет на каждый онтологический принцип найти соответствующий психический принцип. Первый космический принцип эманации убывающей энергии Блага от центра космоса к его периферии обусловливает магнетизм интуитивного сознания, который был рассмотрен выше. Еще один принцип, поддержи-вающий божественное постоянство космоса, - это «принцип последовательного рассеивания Единой мировой энергии Блага во множественное становление своих частей» (с. 60). Поэтому космос есть упорядоченное, согласно своему числу, Бытие всех атрибутов, ценность которых определяется уровнем их универсальности. А поскольку самое универсальное число - единица, то она «с необходимостью присутствует во всем в виде животворной смыслосодержащей мировой энергии Блага, логически осмыслить которую призвано рассудочное сознание» (с. 63). Благодаря логизму рассудочного сознания можно постичь истину, которая есть «числовое отношение между атрибутами мира» (с.63). Логизм рассудочного сознания восстанавливает в мировоззрении субъекта подлинную числовую связь всех атрибутов космоса. Бытие непременно должно быть выражено в числе. Число - это энергийная часть бытия, которая через идею обретает смысловую оформленность. Пронизывая собой все сферы космического бытия, число порождает мировой логос. «Логос - это универсальный закон, сценарий, согласно которому разыгрывается Мировой спектакль, чей замысел в силах оценить лишь логизм рассудочного сознания, видящий за пустыми декорациями истину - числовое отношение вещей и явлений» (с. 66). Таким образом, число - сфера бытия и становления, выступает и душой человека, и «смыслом, бытийственной ценностью всякой вещи». Число оформляет природу всего через тот ритм, меру, силу энергии, которые предопределяют естественное состояние всякой вещи, как внутри себя, так и в отношении к другим. «Бессмертная индивидуальная душа в философии идеалистов есть отношение совокупности способностей сознания
к бессмертной индивидуальной памяти, в которой хранятся переживания» (с. 76). Но душа - не просто число, она «квадратура» сознания, пытающаяся обрести единство со своей бессмертной памятью, где «квадратная пропорциональность ее способностей обеспечивает ей совершенство» (с. 77). В монографии подробно рассматривается понятие «квадратуры сознания», о которой упоминают Платон и Аристотель. Речь идет о четырех способностях сознания: разум, рассудок, вера и уподобление. Их высшее развитие приводит к соответствующим добродетелям: мудрости, справедливости, умеренности и мужеству. Пропорциональность связей между ними можно представить в виде отношений сторон внутри квадрата. «В этом состоянии осуществляется числовая пропорция между ними, которая приводит к совершенству души, живущей единой жизнью с мирозданием и его Вселенским созна-нием» (с. 78). Так, «квадратура» космоса превращается в «квадратуру» способностей сознания, «чьи пропорционально-числовые отношения друг с другом порождают гармонию макро- и микромиров, в основе которых лежит онтологическая ценность бытия числовых отношений» (с. 78). Следовательно, истина есть соответствие числа познающего с числом познаваемым, в результате которого рождается гармония между сферами космического бытия и становлением индивидуального сознания. «Поэтому духовная гармония есть пропорциональные отношения между энергией эманации и магнетизмом интуиции. Интеллектуальная гармония - это связь умной идеи с логизмом рассудка. Физическая гармония - это соответствие стихий Мировой Души с инстинктами сознания, в которых хранятся доопытные ощущения. И, наконец, моральная гармония есть равновесие природных ритмов с чувственными переживаниями» (с. 79). Попытка сохранить тождественные отношения с космосом приводит логизм расудочного сознания к совершенству, т. е. добродетели справедливости, благодаря которой «умопостигаемый мир, сознание субъекта и государственное обустройство выступают зеркальным отражением друг друга в разных плоскостях Бытия и его становления: духовном, интеллектуальном, политическом, моральном» (с. 98).
В гл. 3 исследуется проблема эротизма инстинктивного сознания. В своем исследовании автор основывается на онтологии инстинктивного сознания, рассматривая связь инстинктов, сознания и разума. Инстинкты первичны по отношению к интуиции, ибо они являются родовой основой, благодаря которой созидается психическая жизнь человека. «Для отдельно взятого сознания интуитивно-инстинктивная энергия выступает продолжением общей для мироздания и психики силы, оформляющей тождественные законы макро- и
микромиров» (с. 99). Анализ взаимосвязи инстинктов и интуиции необходим для выявления взаимоотношений между внутренним и внешним мирами. В том случае, если сознание не осмыслило внутренний мир своих ощущений, оно с необходимостью вместо знания разума порождает обыденное мнение как источник заблуждений. Причиной тому выступает зависимость сознания от низших форм познания, т.е. телесных чувств, которые, в свою очередь, гипнотически зависят от восприятия внешнего мира. «Драматизм внешней жизни человека заключается в том, что она не способна привести сознание к главной цели - его совершенству и, следовательно, счастью. Ибо, сколько бы человек ни имел вне себя, во внешнем мире, это не способствует обретению полноты внутреннего бытия» (с. 101).
В главе подробно рассматриваются следующие сюжеты: истоки вселенских инстинктов; истоки родовых инстинктов; эманационная природа бессознательной части психики; эманационная природа сознания.
В гл. 4 анализируется гипнотизм телесно-чувственного подражания. Чтобы понять сущность сознания в античной философии, необходимо обратиться к рассмотрению источника его возникновения, т.е. к космосу, архитектоника которого понималась иерархически, ступенчато. «Организация космоса обусловливала строение индивидуальной души, чей микромир был тождествен макромиру» (с. 133). Именно эта зависимость ставила перед частным сознанием цель - уподобиться сознанию Вселенскому, в котором можно было обрести совершенство. Одной из форм подобного становления части к совершенной жизни целого выступал принцип подражания - мимесис, благодаря которому космос во всех своих частях сохранял онтологическое единство. Таким образом, для всякого сознания принцип подражания имел фундаментальное значение, ибо «благодаря ему каждая часть обретала свои сущностные характеристики» (с. 134). Следовательно, космическая иерархия обязана своим существованием не только исходящей эманации блага, где высшее изливается в низшее, но и обратному принципу, благодаря которому низшее, подражая, уподобляется высшему. «Подражание является оборотной стороной эманации Блага и потому, выступая одной из форм ее познания, способствует достижению единения с Целым» (с. 134). Античная культура - это мир «вечного и всеобщего оборотничества», где все течет и изменяется на свою противоположность: жизнь на смерть, огонь на
воду, вещь на идею, порядок на хаос. Но именно благодаря этому «мировая душа» осуществляет свое божественное попечение над миром.
Таким образом, без эманации не может быть подражания, но «если эманация обладает магнетическим свойством превращать хаос в упорядоченный мир идей и вещей, то подражание обладает гипнотическим свойством воспроизводить природно-сущностные характеристики, которые изначально были обусловлены эманационной энергией» (с. 135). Это значит, что без гипнотизма подражания не может осуществляться становление частного сознания к своему совершенству.
Какова роль гипноза в универсальном вселенском подражательном процессе? Внушаемость свойственна всем, однако она по-разному реализуется на различных уровнях психики. Самый примитивный уровень вселенского гипноза соответствует уровню телесно-чувственного восприятия окружающего мира, под давлением которого рождается мнение. По мере становления психические способности переходят на новый, более высокий уровень внушаемости -инстинктивный. Здесь благодаря внутренним ощущениям накапливается опыт предыдущих поколений, который проявляет себя в мифах, традициях, обычаях. Более высокий уровень гипноза Вселенское сознание осуществляет в рассудочной сфере психики, где «практическая часть разума подражает как ниспадающей эманации, так и восходящему к Мировому Разуму подражанию» (с. 137). Этот процесс в рассудке именуется диалектикой, поскольку осуществляет познавательные движения от общего к частному и наоборот. Высшая форма вселенского гипноза осуществляется на духовно-интуитивном уровне, где «энергия Вселенского Блага превращает подражателя в подражаемое, а частная форма сознания растворяется в универсальной, обретя свою духовную свободу и бессмертие» (с. 138).
Таким образом, магнетизм интуиции, логизм рассудка, эротизм инстинктов и гипнотизм телесных чувств являются путями становления всякой части к божественной жизни целого. «Из совокупности добродетелей отдельных форм сознания рождается новое качественное состояние - совершенство» (с. 160).
И.И.Ремезова