детского труда, в частности, в создании соответствующей правовой базы, регистрация новорожденных и обеспечение базовых социальных служб. Отдельно анализируется роль социального партнерства и каждого из участников трехсторонних действий по поддержке ИПЕК и других программ МОТ. Они отмечают важность разъяснительной работы и социальной мобилизации, развития системы образования в качестве фактора ограничения использования детского труда, социальной защиты для предупреждения распространения детского труда. Отмечается необходимость демобилизации детей-солдат и прекращение использования несовершеннолетних в военных действиях.
Третья часть доклада посвящена разработке плана действий по эффективному упразднению детского труда. Этот план опирается на три рычага: укрепление ИПЕК, включение вопроса об упразднении детского труда в основополагающую часть Программы достойного труда и установление более тесных партнерских связей между многочисленными сторонами, функционирующими в этой области.
В.Г.Былов
2004.01.040. ГАЛГОШИ Б. ОПЛАТА ТРУДА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
GALGOCZI B. Tendances salariales en Europe centrale et orientale // La protection du salaire. - P., 2002/3. - N 128. - P.43-48.
Венгерский специалист по социальным вопросам сравнивает роль, которую играла заработная плата, в социалистической плановой экономике и ее роль в рыночной экономике. В социалистической экономике заработная плата не покрывала все издержки по воспроизводству рабочей силы и была одной из форм вознаграждения за труд. Государство и предприятия оплачивали некоторые необходимые издержки и расходы трудящихся. Здравоохранение, образование, жилье были практически бесплатны. Многочисленные субсидии предприятиям позволяли удерживать низкие цены и компенсировать небольшой размер заработной платы. Предприятия обеспечивали своим работникам социальные услуги, детские учреждения, льготный отдых и т.д.
Переход к рыночной экономике положил конец значительной части субсидий в неденежной форме, и роль государства значительно сократилась. Однако размер заработной платы не повысился в той мере, в какой это необходимо для компенсации потери этих субсидий. Наоборот, реальная величина заработной платы начала сокращаться в течение пер-
вого периода реформ и привела к резкому падению уровня жизни. Даже после постепенного повышения зарплаты во второй половине десятилетия реформ (в наиболее благополучных странах) она не достигла уровня, необходимого для выполнения всех своих функций.
Структура издержек на воспроизводство рабочей силы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) значительно отличается от структуры издержек в странах ЕС. Жилищные расходы в большинстве стран ЦВЕ ниже, так как большинство занятых не в состоянии оплачивать жилье на рыночных условиях, а заработная плата составляет меньшую часть общих доходов занятых, чем в странах ЕС. Кроме того, в некоторых странах-кандидатах на вступление в ЕС есть проблема задержек выплаты или невыплаты заработной платы. Люди страдают от банкротств предприятий и коммерческих махинаций, в частности, это серьезная проблема для Болгарии, Румынии и в меньшей мере для Латвии. В странах ЦВЕ отмечается такая распространенная аномалия, как бегство от налогов и сокрытие доходов.
Сравнивая динамику уровня заработной платы в 10 странах ЦВЕ и в странах ЕС, автор выявляет разницу в уровне жизни и оценивает миграционное давление в будущем. По состоянию на 1998 г. номинальная среднемесячная заработная плата в странах ЦВЕ колеблется от 123 евро в Болгарии и Румынии до 480 евро в Польше и 925 в Словении, т.е. в среднем составляет 345 евро (с.44). В отличие от этого среднемесячная заработная плата в 15 странах ЕС колеблется от 606 евро в Португалии до 2997 евро в Дании, т.е. в среднем составляет 1928 евро (с.44). Однако сравнение покупательной способности несколько выравнивает ситуацию между рассматриваемыми группами стран. Средняя заработная плата по покупательной способности 10 стран ЦВЕ составляет 634 евро, а стран -членов ЕС - 1928 евро (с.45). Это означает, что разница в уровне жизни не очень велика и риск социального взрыва в странах ЦВЕ маловероятен.
Доля заработной платы в ВВП 10 стран ЦВЕ составляет в среднем 40,5%, этот же показатель в странах ЕС - 59%. В Венгрии доля заработной платы в ВВП самая низкая - 31%, а в Польше самая высокая - 52%. В Болгарии она составляет 33%, в Словакии - 34%, в Чехии - 39%, в Латвии - 49% (с.45).
Уровень занятости (доля полностью занятых по отношению ко всему населению) в странах с переходной экономикой колеблется от 38% в Венгрии до 43% в Эстонии. Только в Латвии и Чехии он достигает 47%.
Эти данные показывают, что доля заработной платы в странах с переходной экономикой ниже, чем в ЕС.
Рассматривая динамику заработной платы, производительности труда и ВВП, автор указывает, что изменение реальной заработной платы за период с 1992 г. по 2000 г. в значительной степени связано с динамикой производительности труда и в большинстве стран в равной степени зависит от роста ВВП. Литва, Латвия и Эстония являются в какой-то степени исключением. В этих странах заработная плата росла почти так же, как и производительность труда, и быстрее, чем ВВП. Литва является единственной страной, где рост заработной платы опережал одновременно рост производительности труда и ВВП. В Чехии, Словении, Словакии и Польше рост заработной платы в некоторой степени следовал за ростом производительности труда и соответствовал и даже превосходил темпы роста ВВП. В Чехии рост производительности труда за 8 лет был на 10% выше роста заработной платы. За исключением стран Балтии, Чехия была единственной из стран ЦВЕ, где рост заработной платы превышал рост ВВП. В Словении и Польше заработная плата и экономические результаты более или менее сбалансированы. В Румынии, Болгарии и особенно в Венгрии заработная плата отставала от экономических показателей. В Румынии темпы роста производительности труда были в 2 раза выше заработной платы. Динамика заработной платы также отставала от динамика ВВП. В Венгрии рост заработной платы был наиболее низким по сравнению с экономическими показателями: рост производительности труда в 2,5 раза опережал рост заработной платы, которая, в свою очередь, по темпам роста на 20% отставала от роста ВВП.
Однако наиболее серьезная ситуация сложилась в Румынии и Болгарии, где отмечались не только низкие темпы роста, но и самый низкий абсолютный уровень заработной платы.
Автор считает, что уровень заработной платы в странах ЦВЕ понижается и ее динамика не соответствует экономическим результатам. По мнению автора, профсоюзные организации должны проявлять больше инициативы в использовании возможностей, которые им предоставляет экономический рост, с целью защиты интересов трудящихся.
С.Н.Куликова