Научная статья на тему '2004. 01. 038. Готье А. К конвергенция семейной политики в промышленно развитых странах. Gauthier A. vers une convergence des politiques familiales dans les pays industrialises? // problemes Econ. - P. , 2002. - n 2789. - P. 24-29'

2004. 01. 038. Готье А. К конвергенция семейной политики в промышленно развитых странах. Gauthier A. vers une convergence des politiques familiales dans les pays industrialises? // problemes Econ. - P. , 2002. - n 2789. - P. 24-29 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 01. 038. Готье А. К конвергенция семейной политики в промышленно развитых странах. Gauthier A. vers une convergence des politiques familiales dans les pays industrialises? // problemes Econ. - P. , 2002. - n 2789. - P. 24-29»

торговля и общественное питание, наиболее приспособлены к использованию работников с таким отношением к труду, которое в японском обществе считается маргинальным.

Занятость «фритерс» носит нестабильный характер, имеет различную продолжительность, обеспечивает средства к существованию в период ожидания более подходящего места работы. По данным на 1997 г. в Японии насчитывалось 1,51 млн. человек, относящихся к категории «фритерс», в возрасте 15-34 лет, что в три раза больше, чем в 1982 г. Из них 610 тыс. составляли мужчины и 900 тыс. - женщины. Половина лиц этой категории имели дипломы о высшем и специальном образовании, треть из них зарабатывала от 100 тыс. до 140 тыс. иен в месяц, 80% жили вместе с родителями. Среди «фритерс» преобладает возрастная группа 20-24-летних. Относительное омоложение «фритерс» отражает тот факт, что молодым дипломированным специалистам становится все труднее найти подходящую работу.

В заключении автор приходит к следующим выводам. В условиях расширения сферы услуг в экономике в конце 1980-х годов рост занятости молодежи в Японии был связан в значительной мере с ростом нестабильности занятости. До сих пор «социально приемлемая» нестабильность занятости характеризуется исключительно неблагоприятными условиями для молодежи. На молодых экономически активных японцев оказывается все возрастающее давление, в частности, обусловленное ростом расходов на обучение и недостаточным размером оплаты труда, что не позволяет иметь финансовую независимость. Рост безработицы также оказывает влияние на поведение и отношение к работе не имеющей образования молодежи.

С.Н.Куликова

2004.01.038. ГОТЬЕ А. К КОНВЕРГЕНЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.

GAUTHIER A. Vers une convergence des politiques familiales dans les pays industrialises? // Problemes econ. - P., 2002. - N 2789. - P.24-29.

Исследователь из университета в г.Калгари (Канада) отмечает, что за последнее тридцатилетие ХХ в. семейная политика в промышленно развитых странах (ПРС) сильно изменилась. Так, возросли масштабы оказания помощи семейным парам, а политика в области семьи была реформирована с учетом демографических и экономических сдвигов. Однако несмотря на глобальные факторы, оказывающие влияние на поло-

жение семей во всех странах, сохраняются национальные особенности в семейной политике. Они обусловлены структурой семьи и экономической активностью женщин, экономическим положением семей, состоянием государственных бюджетов и т.д.

С начала 1970-х годов в ПРС отмечаются снижение рождаемости, увеличение числа разводов и неполных семей, имеющих одного официального родителя, рост числа гражданских браков и детей, рожденных вне официально зарегистрированного брака, а также расширение экономической активности женщин. Все эти тенденции, влияющие на семью и политику, проводимую государствами в области семьи, проявились в ПРС в разной степени. Исследователи считают, что они являются частью второго демографического перехода и ведут к разрушению традиционной семейной модели, в которой мужчина является добытчиком средств для семьи.

Помимо демографических сдвигов необходимость реформирования обусловлена экономической динамикой и состоянием государственных бюджетов. Экономические спады, высокий уровень безработицы и изменения в структуре занятости усилили экономическую нестабильность семей во всех ПРС и вынудили власти принять меры по защите семей от бедности, в частности с помощью пособий. Так, во Франции в 1977 г. и в Великобритании в 1999 г. были введены специальные семейные пособия. Однако сокращение доходов в государственных бюджетах и снижение расходов на социальные нужды значительно ограничили проведение этих программ. После 1995 г. многие страны сократили размеры пособий.

Следующий фактор, обусловливающий изменения в семейной политике, - это расширение ЕС и увеличение значения социальных параметров внутри этой группировки. Принятие Социальной (общественной) хартии в 1989 г. по согласованию социальной политики, безусловно, повлияло на ее проведение в отдельных странах ЕС. Например, директива 1996 г. о предоставлении отпуска родителям заставила принять соответствующие меры в странах ЕС, где раньше такого отпуска не было. Резолюция о сбалансированном участии женщин и мужчин в семейной и профессиональной жизни, директива о материнстве и предоставлении оплачиваемых отпусков родителям, рекомендации относительно ухода за детьми являются примером роли, которую играет ЕС в области семейной политики. Однако ЕС не имеет права оказывать прямое влияние на семейную политику стран-участниц.

Изменения семейной политики ПРС связаны также с глобализацией мировой экономики, поскольку она ослабляет конкурентоспособность отдельных стран, имеющих высокие затраты на социальную защиту. Стремясь сохранить конкурентоспособность и боясь социального демпинга, страны вынуждены пересматривать социальную политику. Однако специалисты утверждают, что наличие высококвалифицированной рабочей силы, хорошо защищенной в социальном плане, представляет собой основное конкурентное преимущество, и социальная политика является источником производительности.

Автор считает, что значительные изменения, которые претерпела семейная политика в ПРС с 70-х годов ХХ в., не повлекут за собой неизбежно конвергенцию политики отдельных стран. Как следует из предполагаемых сценариев развития, возможны как конвергенция политики отдельных стран, так и сохранение и даже усиление различий между ними в семейной политике.

В соответствии с первым из двух сценариев, предусматривающих конвергенцию, государство будет развиваться в сторону государства благосостояния шведского типа, в котором существует система предоставления общих и универсальных пособий. В соответствии со вторым сценарием предполагается движение к государству американского типа с предоставлением минимума пособий. По этой схеме всеобщая интеграция стран трансформирует модель государства благосостояния и вынудит страны снизить свои социальные расходы. По мнению автора, оба сценария маловероятны, так как шведская модель слишком дорого обойдется государствам в современных экономических условиях, а американская модель несет угрозу социальным, экономическим и политическим основам государства благосостояния, характерного для стран Западной Европы.

По мнению ряда экспертов, в будущем возможно сохранение и даже усиление различий в политике отдельных стран в области семьи.

В соответствии с третьим сценарием, так называемым «замороженным государством благосостояния», национальные институты и исторические традиции будут противостоять вышеперечисленным факторам, действующим в направлении изменения семейной политики. Государство постепенно приспособится к различным демографическим, политическим и экономическим вызовам, но в каждой стране сохранятся свои особенности семейной политики.

В четвертом сценарии предусматривается значительное расхождение в политике, проводимой различными государствами, с учетом их национальных особенностей.

По мнению автора, в настоящее время очень трудно прогнозировать тенденции семейной политики различных стран. Существуют четыре основных типа (модели) семейной политики.

Социал-демократическая модель отличается предоставлением государством универсальных семейных пособий, повышенным уровнем помощи работающим родителям и высокими обязательствами по обеспечению равенства полов. Этот режим характерен для Скандинавских стран.

Консервативная модель отличается средним уровнем помощи семьям, который зависит от статуса занятости родителей и обусловлен традиционным видением разделения труда по половому признаку. Этот режим существует в Германии, Франции, Нидерландах.

Средиземноморско-европейской модели свойственны зависимость социальной помощи от статуса экономической активности, смешение услуг и пособий государственного и частного типа, отсутствие гарантированного минимума доходов на национальном уровне. Она существует в Греции, Италии, Испании и Португалии.

Либеральная модель характеризуется низким уровнем помощи родителям. Пособия предоставляются только самым нуждающимся. Эта система существует в Великобритании, Швейцарии, США и Австралии.

Автор указывает, что существуют две основные группы концепций, объясняющих развитие семейной политики и государства благосостояния - теория индустриализации и теории, в центре которых находится «социальный агент».

В соответствии с теорией индустриализации переход к постиндустриальной экономике повлек за собой значительный рост несоответствия между профессиональными и семейными обязанностями, нестабильной занятости, а также появление новой бедности, которые требуют от государства усиления защиты семей. Теория индустриализации предполагает, что общие вызовы получат идентичные политические ответы. Логика индустриализации предполагает, кроме того, конвергенцию социальной политики в индустриальном мире, поскольку руководящие развитием этой политики силы будут действовать одинаковым образом во всех странах.

Вторая группа теорий делает акцент на ключевой роли, которую играют различные «социальные агенты» в развитии государства благосостояния, особенно политические партии, группы давления, правительства и другие институты. В отличие от теории индустриализации, эти теории придают основное значение историческим традициям и институциональным особенностям страны. В прошлом они служили для объяснения исключительности американской модели государства благосостояния. В современных условиях эти теории подтверждают, что ответные действия государства на глобальные вызовы, влияющие на демографические и экономические процессы, отражают исторические, политические и институциональные особенности каждой страны.

В то время как теория индустриализации предполагает общее решение общих проблем, теории «социальных актеров» предусматривают различные «ответы». Подтверждением этих теорий является то, что пособия и другие семейные льготы имеют позитивную корреляцию с католицизмом и показателем доли мест, имеющихся у конфессиональных групп в правительстве, с общим числом мест левых партий и числом голосов, поданных за левые партии, а также со степенью корпоратизма и централизации. Однако нет позитивной корреляции между этими переменными и налоговыми льготами на детей, находящихся на иждивении. Кроме того, имеются подтверждения значительного влияния христианских демократов на развитие государства благосостояния и скромного влияния социал-демократии.

В заключение отмечается, что изменения, происходящие в семейной политике с 1970-х годов, характеризуются увеличением помощи, оказываемой работающим родителям, и небольшим увеличением пособий в денежном выражении. Однако проявление этих тенденций варьируется в зависимости от страны. Особенно это касается помощи, предоставляемой работающим родителям. Группа стран с либеральной моделью государства, где этот вид помощи остается невысоким, становится все более маргинальной. Все страны - члены ЕС предлагают все более существенную государственную помощь семьям, но явной конвергенции их политики в области семьи не наблюдается.

С.Н.Куликова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.