Научная статья на тему '2004. 01. 030. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики: эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного // новое лит. Обозрение. - М. , 2003. - n 60. - С. 17-29'

2004. 01. 030. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики: эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного // новое лит. Обозрение. - М. , 2003. - n 60. - С. 17-29 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА АВАНГАРДА / ЭСТЕТИКА И ИСТОРИЯ / ЦЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 01. 030. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики: эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного // новое лит. Обозрение. - М. , 2003. - n 60. - С. 17-29»

ЭСТЕТИКА

2004.01.030. БУРДЬЕ П. ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ЧИСТОЙ ЭСТЕТИКИ: ЭССЕНЦИАЛИСТСКИЙ АНАЛИЗ И ИЛЛЮЗИЯ

АБСОЛЮТНОГО // Новое лит. обозрение. - М., 2003. - N 60. - С. 17-29.

П.Бурдье выясняет возможность абсолютно внеисторической ценности произведения искусства. Потребность этого очевидна особенно сейчас, в пору буйного произрастания различных ветвей авангардизма. В самом деле, благодаря чему рукотворный предмет является произведением искусства? Благодаря чему выставленные в музее писсуар или сушилка для бутылок становятся художественными объектами? Ценность произведения искусства определяется историческим состоянием универсума, т.е. художественного поля, в лоне которого производятся и воспроизводятся вера в ценность искусства и способность художника создавать эту ценность. Только исторический анализ социальных условий существования художественного поля может помочь искателю истины. А истина в этом случае должна возникать в спорах о вкусах, которые характеризуется, как правило, непониманием оппонентов друг друга, что происходит из-за различия смыслов, которые они вкладывают в используемую ими терминологию. Терминология очень неопределенна в эстетике. И если истина здесь существует, то она является ставкой борьбы. Единственное, что может сделать эстетика как наука, - это «попытаться определить истину борьбы за истину», т.е. выявить смысл противостояния оппонентов, определить ставки и стратегию состязания и присудить победу. Главное правило этого состязания - историзация позиций участников, которых столкнула претензия на универсальность своих взглядов. Именно историзация дает единственный шанс вырваться из истории (ограниченности, локализованной местом и временем существования оппонентов), насколько это вообще возможно.

А.А.Денискин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.