2004.01.024. АРТЕТА К.О. ДОЛЛАРИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ И ИЗДЕРЖКИ КРИЗИСОВ.
ARTETA C.O. Are financially dollarized countries more prone to costly crises? // International finance discussion papers/ Intern. finance corporation. -Wash., 2003. - N 763. - 1-51 p.
Сотрудник подразделения по международным финансам Федеральной резервной системы США с помощью регрессионного анализа исследует зависимость между долларизацией развивающихся стран (РС) и стран с переходной экономикой и финансовыми кризисами в них за последние два десятилетия ХХ в.
В 1980-1990-е годы банковские и валютные кризисы, которые возникали в РС и странах с переходной экономикой и нанесли им серьезный ущерб, вызвали дискуссии среди ученых и политиков, в частности по вопросу о роли долларизации в возникновении кризисов. По мнению автора, если рассматривать эту проблему в контексте баланса банка, то есть основания полагать, что чрезмерное количество долларовых кредитов и депозитов (так называемая финансовая или банковская долларизация) повышает вероятность кризисов и масштабы их последствий. Так, при высокой доле долларовых депозитов и низкой долларовой ликвидности банки могут не справиться с ситуацией массового изъятия этих депозитов вкладчиками (как это случилось в Аргентине в 2001 г.). В этих условиях центральный банк не может в полной мере оказать банкам помощь как кредитор в последней инстанции, поскольку не вправе эмитировать иностранную валюту. Кроме того, высокий уровень долларизации депозитов увеличивает заменяемость банковских инструментов, номинированных в долларах и в национальной валюте, а также чувствительность обменного курса к перемещению фондовых активов. Таким образом, высокая долларизация депозитов может повысить издержки кризисов: если долларовые ликвидные обязательства банков сильно превосходят их долларовые активы, то «валютный крах» - падение номинального обменного курса - может разрушить их балансовые счета.
В описанном сценарии долларизация кредитов плохо подходит для ограждения (страхования) существующих долларовых обязательств. После валютного краха доля дефолтов (невыполнения обязательств) по долларовым кредитам может резко подняться, так как заемщикам станет труднее выплачивать задолженность. Увеличение количества просроченных платежей по долларовым кредитам, в конечном счете, ведет к дальнейшему ухудшению качества банковских активов. Ухудшение состоя-
ния балансов банков, в свою очередь, повысит нестабильность банковского сектора, вызовет сокращение предложения кредитов, а соответственно и инвестиций в экономику и деловой активности в целом. Таким образом, валютный крах в высоко долларизированной экономике ослабляет обе части банковского баланса (и активы, и пассивы), а тот факт, что банковский и валютный кризисы переплетаются, делает долларизацию особенно рискованной.
Вместе с тем следует учитывать, что долларизация несет не только риски, но и определенные выгоды, которые часто игнорируются. Во-первых, наличие долларовых депозитов и кредитов в странах, которые многие годы находились в состоянии макроэкономической нестабильности, повышает их финансовую устойчивость и помогает избежать демонетизации. Если в странах, характеризующихся макроэкономической нестабильностью, долларовые счета не разрешены, то вкладчики не склонны помещать свои сбережения в банки - резиденты. Если банки в таких странах лишены права предоставления кредитов в долларах, то предложение кредитов здесь будет низким. В этом контексте финансовая долларизация может способствовать увеличению депозитов и предложения кредитов.
Во-вторых, финансовая долларизация может действовать в качестве буфера, который смягчает эффекты сжатия производства в условиях макроэкономической нестабильности. Так, валютный кризис в этом случае наиболее сильно затрагивает вкладчиков, если большинство их депозитов номинировано в национальной валюте. Напротив, когда значительная доля сбережений населения размещена на долларовых счетах (при условии отсутствия массовых требований о возвращении вкладов), то валютный кризис оказывает менее сильное негативное воздействие на благосостояние домашних хозяйств и уровень потребления в целом. Точно также долларизация кредитов ведет к перераспределению валютного риска, что стабилизирующе действует на экономику. Долларовые кредиты перемещают валютный риск с банков на фирмы, мотивируя таким путем последних уделять больше внимания совершенствованию управления рисками и страхованию своих операций. Если банки предоставляют большую часть своих долларовых кредитов платежеспособным фирмам, доходы которых номинированы главным образом в долларах, то риск неплатежей по долговым обязательствам снижается.
Наконец, финансовая долларизация позволяет достичь большей интеграции с международными рынками капиталов и предложить потре-
бителям (населению) более разнообразный набор финансовых инструментов. Интеграция с международными рынками капиталов также способствует улучшению управления банками, что очень важно для обеспечения успешного функционирования в условиях финансовой дестабилизации.
Несмотря на существенные доводы за и против финансовой долларизации и ее широкое распространение в развивающемся мире, удивительно, считает автор, что практически нет система-тизированных эмпирических исследований, касающихся эффектов долларизации, ее взаимосвязи с финансовыми кризисами. Автор попытался восполнить этот пробел и проанализировать факты с использованием эконометрических методов. Первая часть исследования посвящена исследованию связи между долларизацией и вероятностью возникновения банковских кризисов и валютных крахов, вторая - между долларизацией и уровнем издержек, связанных с банковскими кризисами и валютными крахами.
Автор начинает с графического анализа данных для оценки структуры депозитов и кредитов до и после банковских кризисов и валютных крахов (далее - кризисов), а затем производит расчеты с помощью уравнения парной регрессии. При изучении влияния долларизации на «эффект сжатия» от кризисов, автор подразделяет страны на две группы: с низким и высоким уровнем долларизации, а затем проводит графический анализ динамики основных макроэкономических и финансовых показателей (таких как рост ВВП, инфляция, рост потребления и инвестиций и др.) до и после кризисов. Таким способом автор пытается выяснить, существуют ли различия в характере изменений этих показателей в послекризисный период в странах с низкой и высокой долларизацией. Предполагается, что если после кризиса в стране с высокой долларизацией наблюдается резкое сжатие экономической активности, а в странах с низкой долларизацией этого не происходит, то это свидетельствует о том, что долларизация повышает издержки кризиса. Затем с помощью регрессионного анализа автор оценивает влияние кризисов и долларизации на динамику производства.
Эмпирические материалы по банковским кризисам автор взял в работе Дж.Каприо и Д.Клинжебила, которая посвящена анализу отдельных эпизодов расстройства банковской системы в РС и странах с переходной экономикой и проблеме идентификации банковских кризисов. При этом основным критерием классификации эпизодов расстройства банковских систем является критерий системности кризисных процессов:
банковский кризис подразумевает, что процесс дестабилизации охватывает большую часть или всю банковскую систему. Из классификации Каприо - Клинжбила автор взял лишь те РС и страны с переходной экономикой, по которым имеются данные о долларизации. Данные по долларизации депозитов имелись по 47 случаям банковского кризиса и 734 ситуациям, которые не были идентифицированы как кризис, а по долларизации кредитов - соответственно по 22 и 238 случаям (с.7).
К валютному краху автор, вслед за другими экспертами, относит ситуацию, когда годовое номинальное обесценение валюты составляет не менее 25% и по крайней мере на 10% превышает уровень предшествующего года (с.6). Автор использует данные о валютных крахах только для стран, по которым имеются данные о долларизации: данные по долларизации депозитов - 59 случаев валютных крахов и 823 ситуации, не признанные валютными крахами, а по долларизации кредитов - соответственно 28 и 270 ситуаций (с.7).
Эконометрический анализ не дал подтверждений о существовании каких-либо зависимостей между высокой долларизацией банковского сектора и вероятностью возникновения банковских кризисов и валютных крахов. В частности, предположение, что высокая долларизация усиливает вероятность расстройства банковской деятельности и валютной сферы не подтверждается анализом эмпирических данных. Более того, хотя эмпирические данные показывают, что банковские кризисы и валютные крахи ведут к сокращению производства («эффекту сжатия»), нет доказательств того, что их издержки в сильно долларизированной экономике выше, чем в экономике с низким уровнем долларизации. Напротив, результаты анализа показывают, что долларизация депозитов служит фактором, сдерживающим негативные последствия кризисов. Кроме того, автор обнаружил, что резкая девальвация национальной валюты вызывает более серьезный «эффект сжатия», чем ее резкое обесценение: масштабное снижение номинального обменного курса в условиях режима регулируемой валюты сильнее тормозит производство, чем обесценение национальной валюты в условиях режима плавающего курса. Это свидетельствует о том, что макроэкономическая политика и политика регулирования обменного курса национальной валюты как факторы, определяющие риски возникновения кризисов и их издержки, играют более существенную роль, чем долларизация банков.
Г.В.Семеко