НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Международные отношения
2004.01.017. СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИЯ В XVIII В. / Ин-т славяноведения; Отв. ред. Лещиловская И.И. - М.: Наука, 2003. -315 с.
В коллективной монографии Института славяноведения РАН, состоящей из введения, шести глав и заключения, предпринято комплексное освещение взаимоотношений славянских народов Юго-Восточной Европы и России в XVIII в. Исследование основано на большом массиве разнообразных отечественных и зарубежных материалов, в том числе источников и литературы, опубликованных в Болгарии, Боснии и Герцеговине, Сербии, Черногории и Хорватии.
Избранная авторами эпоха занимает особое место в истории отношений славянских народов Балкан и России. Она характеризует-ся оживлением политических, экономических, церковных и культур-ных связей между ними, появлением новых черт в их взаимоотноше-ниях. Угнетенные славянские народы нуждались в надежном и сильном союзнике для освобождения от гнета Османской империи, Австрийской монархии и Венецианской республики. В этот же период российское правительство начинает осознавать и постепенно проводить в жизнь интересы страны на Балканском полуострове.
Первая глава посвящена геополитическому положению балканских славян в XVIII в. и их борьбе с турецкими и европейскими захватчиками. В новое время народы Юго-Восточной Европы начали переходить к самостоятельной исторической жизни, выдвигать задачи по освобождению от иноземного гнета. Важную роль в противостоянии угнетению турок-османов у сербов играли сельская община, патриархальная семья-задруга и православная церковь (с. 8-9). Крестьяне Боснии и Герцеговины, вне зависимости от вероисповедания, организовывали антиосманские бунты, сопротивляясь «разнузданности мусульманской знати» (с. 20). В Черногории «угроза османской агрессии способствовала консолидации всех внутренних сил для организации отпора» (с. 32). Болгар-христиан, полностью лишившихся государственной и церковной самостоятельности, также объединяло «сопротивление натиску ислама» (с. 43). Из южнославянских земель только Далмация и Бока Которская были владениями Венецианской республики. Их крестьянское население, подвергавшееся большим поборам в пользу государства, принудительным сельскохозяйственным работам и давлению со стороны католической церкви, выражало свое недовольство открытыми
стороны католической церкви, выражало свое недовольство открытыми выступлениями против венецианских властей (с. 24-25).
Авторы выделяют три этапа в развитии отношений балканских славян и России в XVIII в.: петровское время, 30-50-е и 60-90-е годы. На каждом из этих этапов русско-южнославянские контакты отличались разной степенью интенсивности и имели свои особенности.
Ключевым событием петровской эпохи для рассматриваемых отношений был Прутский поход 1711 г. Несмотря на неудачу Прутской кампании Петра I, балканские славяне убедились в готовности России стать их союзником в противоборстве с Турцией. Поэтому, как отмечается во второй главе «Балканская политика России», «российско-южнославянские связи продолжали развиваться, приобретая новые формы» (с. 77).
Во второй трети XVIII в. внимание южных славян было обращено к войне России и Австрии с Турцией при участии Черногории на стороне России, выразившемся в «развитии четнической (партизанской) борьбы, которая началась еще накануне» (с. 227). В годы правления Екатерины II российское правительство не без инспирации западных держав вело наступательную политику в отношении Порты. Победы России над Османской империей возвысили ее в глазах балканских славян, усилили их тяготение к Петербургу. Кючук-Кайнарджийский договор 1774 г. между Россией и Турцией «впервые на международном уровне признавал право России на покровительство части балканских христиан» (с. 105).
Основой взаимодействия славянских народов Юго-Восточной Европы и России была балканская политика российского правительства. Поддержка Петербургом южнославянских народов в противоборстве с агрессивной Турцией сыграла важную роль для сохранения их этнического самосознания и развития национальной культуры. Особенностью балканской политики России была поддержка ее угнетенными народами региона. Российское правительство в свою очередь стремилось опереться на южных славян в борьбе с Турцией. В условиях внешнеполитической нестабильности в Европе балканские славяне были стратегическими союзниками Петербурга в черноморском и средиземноморском бассейнах.
В отличие от Австрии, которая преследовала цель присоединения к монархии земель балканских славян, Россия подобной целью не задавалась. Екатерина II предлагала так называемый Греческий проект решения балканского вопроса и связанных с ним проблем международных отношений. Его суть заключалась в вытеснении из Европы «врага имени христианского» Турции, возведении на престол в Константинополе внука императрицы Константина и образовании на юге и в центре Балкан государств под «покровительственной дланью самодержавия» (с. 111-113).
В системе взаимоотношений православных славян Юго-Восточной Европы и России важное место занимали церковные связи, которые в некоторых случаях носили и политический характер. Такой особенностью отличались церковные контакты России с Сербией и Черногорией. Покровительство православной церкви было одним из путей распространения политического влияния России на Балканах.
Культурное развитие православных славян также протекало под серьезным воздействием русского фактора. В первой половине XVIII в. культурные связи южных славян и России развивались с преобладанием церковных форм. С 60-х годов они начали приобретать светский характер, соответствующий культурным нормам нового времени. Так, некоторые черногорцы из-за отсутствия в стране светского образования с 50-х годов XVIII в. обучались в России (с. 182).
Все виды российско-южнославянских контактов имели значимые предпосылки и находились в тесной взаимосвязи друг с другом. Культурные контакты России с сербами основывались на «этническом и религиозном родстве народов, общих византийских духовных истоках и церковнославянском языке» (с. 134). Церковные и идейные связи православных славян и России создавали атмосферу взаимного доверия. Духовная жизнь славян с присутствием в ней российского фактора была важна для получения последними реальной поддержки России в военные годы.
В последние десятилетия XVIII в. в интеллектуальной среде южных славян зародились национальные идеи освободительного характера, в которых получила одобрение помощь России братским славянским народам в нормализации их жизни. Сербы воспринимали Россию как хранительницу православия, высказывали свое удовлетворение «победами русского оружия над Турцией, поддержкой в разных формах угнетенных христианских народов» (с. 173). Русофильские настроения стали одним из традиционных компонентов духовной культуры болгарского народа (с. 208).
Во второй половине XVIII в. значительно расширилась поддержка славянскими народами Балкан России и ее союзников в ходе русско-турецких войн. Так, например, специфика русско-турецкой войны 1787-1791 гг. заключалась в участии «христиан-добровольцев не только в составе русской армии, но и в армии ее союзницы в этой войне Австрии» (с. 244). Антиосманские действия славян способствовали углублению структурного кризиса Османской империи и формировали опыт организованного сопротивления захватчикам.
Отдельная глава реферируемой работы посвящена взаимоотношениям Дубров-ницкой республики и России. Ее авторы отмечают гибкость внешнеполитического курса Дубровника, который, находясь под негласным покровительством Габсбургов, сохранял «устоявшиеся отношения с Турцией» (с. 248). Установление дубровницко-российских отношений объясняется «актуализацией южного направления внешней
политики России» и соответствием «широкому международному курсу республики» (с. 249).
Идеализированное восприятие России стало одной из причин эмиграции в нее балканских славян христианского вероисповедания. Переселенческое движение началось в петровское время. С середины XVIII в. миграции славян приобрели массовый характер, что было «одной из форм протеста против иноземного господства» (с. 298). Переселившиеся в Россию славяне пополнили людские резервы страны, возвели новые укрепленные линии на ее южных рубежах, ускорили освоение необработанных степных земель. Оказавшиеся в эмиграции выдающиеся деятели Сербии «внесли значительный вклад в разные сферы российской жизни, показав высокие образцы военного искусства, дипломатии, культурной деятельности» (с. 296).
В конце XVIII в. международные противоречия на Балканах обострились. Под их воздействием Россия стремилась установить дружественные отношения с Османской империей. 3 января 1799 г. Россия и Турция подписали союзный договор, содержавший гарантии территориальной целостности Османской империи. Достижения русско-южнославянского сотрудничества в период сближения России с Турцией были временно забыты. Однако уже в начале XIX в. жизнь Балкан ознаменовалась стремительным подъемом национально-освободительного движения в регионе и проведением Россией новой балканской политики.
О.В.Бабенко