ИСТОРИЯ РОССИИ И СССР
2003.02.005. РОГОЖИН Н.М. «У ГОСУДАРЕВЫХ ДЕЛ БЫТЬ УКАЗАНО...» - М.: РАГС, 2002. - 285 с.
Реферируемая книга д.и.н. Н.М.Рогожина посвящена деятельности Посольского приказа - одного из важнейших государственных учреждений России ХУ1-ХУП вв. Работа состоит из введения и семи глав («Боярская дума и ее внешнеполитические функции»; «Возникновение Посольского приказа. Его состав и деятельность»; «Посольства»; «Диалог вероисповеданий и взаимовлияние культур в работе Посольского приказа»; «Делопроизводство в Посольском приказе»; «Выдающиеся руководители Посольского приказа»; «Основные этапы внешней политики России в конце XV - начале XVIII в. и эволюция Посольского приказа»).
Пользуясь многочисленными архивными источниками, в основе которых коллекции посольских книг РГАДА, автор рассказывает о становлении и эволюции первого дипломатического института России.
В дипломатической документации, пишет он, со времени правления великого князя Ивана III Васильевича (1462-1505), ведущее место в «делах посольских» занимает Боярская дума. Она принимала участие в решении почти всех важнейших вопросов внешних сношений. В ее ведении находились прием иностранных дипломатов, ведение переговоров, составление документации.
В начале XVI в. в России складывались определенные посольские обычаи. Уже в правление великого князя Василия III (1505-1533) возник Частный совет государя, состоявший из наиболее близких и доверенных лиц, так называемая Ближняя дума. Наиболее сложные вопросы внутренней и внешней политики предварительно обсуждались членами Ближней думы, а затем уже подготовленное решение выносилось на утверждение Боярской думы. Состав и численность Ближней думы полностью зависели от царя. Дипломатические документы называют ее членов «ближние думцы», упоминаются они чаще всего как личные представители царя во время переговоров с иноземными дипломатами «о государьских тайных делах». Будучи за границей, российские послы объясняли, что «великие дела у великого государя нашего ведают большие думные люди Ближней думы». Характерно замечание Ивана IV Грозного английскому послу: «у нас издавна того не ведетца, что нам,
великим государем, самим с послы говорить». Обычай этот сохранялся и в ХУЛ в. (с. 9).
Из состава Боярской думы - бояр, казначеев и дьяков -назначалась «ответная комиссия». На нее возлагалось ведение переговоров с иноземными послами. Комиссия официально именовалась «советниками», «большими людьми», «которые у великого князя в избе живут», и являлась связующим звеном между Боярской думой во главе с великим князем и иностранными дипломатами.
Образование Посольского приказа происходило одновременно с формированием государственного аппарата Русского государства. Вторую половину XVII в., особенно период царствования Алексея Михайловича (1645-1676) и Федора Алексеевича (1676-1682) можно назвать временем расцвета Посольского приказа. На этом этапе его деятельности чётко прослеживается состав посольских приказных служащих: думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки), дьяки, подьячие, переводчики, толмачи, золото-писцы, станичники, приставы, сторожа, а также различные категории специалистов, прикомандированных на срок от нескольких дней до нескольких лет для решения конкретных задач - золотописцы, иконописцы, писцы, музыканты, артисты и др. При этом главным критерием принадлежности к приказу является получение жалованья в Посольском или управляемых им приказах.
Во главе Посольского приказа стояли думные чины: до 1667 г. -думные дьяки, а затем думные дворяне, окольничие, бояре. После Андрусовского мира (1667) общегосударственное значение Посольского приказа повысилось настолько, что он перестал быть зависимым от Думы и стал особым самостоятельным управлением. Начальники Посольского приказа в масштабах государства были по сути дела вторыми после государя персонами в администрации. И если раньше они часто были вынуждены угождать родовитым боярам, то теперь царь Алексей Михайлович решил повысить их статус, во-первых, дав им боярское достоинство, и, во-вторых, изменив титул и наименование их должности.
Решение по тем или иным делам принималось на основе прецедентов, а когда их не могли найти, то решение по данному делу становилось таковым. Однако если подобного не хотели допустить, на документе ставили пометку «а в пример не ставить».
Служащие Посольского приказа изначально были поставлены в особое положение: достаточно регулярно общались с иностранцами,
ездили за границу, вели дипломатическую документацию. Они обязаны были обладать специфическими служебными навыками, например, достаточно отработанным аккуратным почерком, а также особым стилем деловой речи. Другой особенностью была определенная замкнутость данного учреждения - в отличие от иных московских приказов его служащие после успешного экзамена «на профпригодность» редко переводились в иные учреждения.
«Особое место в деятельности Посольского приказа занимала организация посольств за рубеж» (с. 36). До начала XVIII в. Россия не имела за границей постоянных дипломатических представительств, хотя отдельные попытки создания и были (Швеция - 1666 г.; Дания - 1672 г.; Польша - 1673 г.; Голландия - 1678 г.). Посольства посылались по мере надобности (заключение мира, избрание на престол, торговые связи и т. д.). Послами избирались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской думы. В вв. среди послов чаще встречались
представители среднего московского и выборного городового (провинциального) дворянства, а не столичного.
Дипломатический статус главы посольства зависел от важности и характера миссии. В Х'У1-Х'У11 вв. существовали «послы великие», «легкие послы», «посланники», «гонцы», «посланцы» и «посланные». Каждому дипломатическому рангу соответствовали определенные денежные выдачи и поместные пожалования. Послы назначались, как правило, из бояр. Они имели право вести переговоры, подписывать соглашения, вырабатывать проект договора, окончательное утверждение которых зависело, однако, от верховной власти. Посланники назначались из числа дворян, дьяков, реже - подьячих и посылались по менее важным делам. Гонцы обязаны были доставить отданную им грамоту или передать поручение устно, не вступая в дипломатические переговоры. Их назначали из подьячих, толмачей, стольников.
Все дипломатические представители должны были добиваться приема у монарха или главы правительства и категорически отказываться вступать в переговоры с советниками. Иногда посылались люди с тайными поручениями. Они могли принадлежать к самым разным сословиям.
В зависимости от страны назначения и важности посольства формировался его состав. Оно могло состоять из двух, трех, четырех человек, а иногда это число возрастало до нескольких сотен.
Среди ближайших помощников послов и посланников могли быть приказные дьяки и подьячие различных государственных учреждений (Поместного, Разрядного, Челобитного приказов, Казенного двора, Владимирской и Галицкой четверти). Будучи «товарищами» послов или посланников, приказные дьяки являлись главами посольских походных канцелярий («шатров»).
На них, в основном, ложилась подготовительная работа при составлении текстов международных договоров во время посольских съездов. Непосредственными исполнителями были подьячие, которые вели все посольское делопроизводство, переписку, оформление статейных списков и т. д. Из них назначался особый «подьячий для письма», что свидетельствовало о внимании, которое уделялось ведению посольской документации. Переводчики и толмачи выполняли свою работу во время переговоров. Особую роль осведомителей при послах играли подьячие приказа Тайных дел, которые «над послы и над воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают».
Чтобы привлечь дворян к столь непопулярной и нелюбимой ими дипломатической службе, правительство предлагало значительные льготы и привилегии. В награду за участие в посольстве выборных городовых дворян из отдаленных мест переводили в чин московских, назначали на более высокие должности, например, воеводами, освобождали от налогов, увеличивали оклады.
Все служащие Посольского приказа в соответствии со служебным положением приносили присягу на кресте, т. е. брали на себя различные обязательства - хранить государственные тайны, не красть государевой казны, «переводить вправду» и т.д.
В процессе оформления государственного аппарата в целом, и Посольского приказа в частности, сказывалось освоение правовых и религиозных традиций не только древнерусских княжеств и наследия Византийской империи, но и дипломатических норм Польско-Литовского государства, татарских ханств, общение с различными государствами Запада и Востока. Среди служащих Посольского приказа были представители разных этнических культур, вероисповеданий и всех конфессий, но характерной чертой взаимоотношений была веротерпимость и взаимопонимание ради процветания Российского государства (с. 56).
Автор подробно рассказывает о выдающихся руководителях Посольского приказа: И.М.Висковатом, братьях Щелкаловых,
А.И.Власьеве, П.А.Третьякове, И.Т.Грамотине, Ф.Ф.Лихачеве, А.Иванове, А.Л.Ордин-Нащокине, А.С.Матвееве, В.В.Голицыне, Е.И.Украинцеве. Они определяли внешнеполитический курс Российского государства, разрабатывали и утверждали формуляры деловых бумаг, их содержание, закладывали основы систематизации, хранения и использования дипломатической информации. Благодаря их стараниям дипломатическая документация в целом и посольские книги в частности стали уникальным комплектом документов для изучения внешней политики России. Жизненный путь и судьба выдающихся начальников Посольского приказа в определенной степени отражали особенности своего времени.
Рассматривая основные этапы внешней политики России в конце XV - начале XVIII в. и эволюцию Посольского приказа, автор констатирует, что перед внешней политикой России в этот период стояли три первоочередные задачи. Надо было, во-первых, сломать барьер на пути к Балтийскому морю, воздвигнутый Ливонским орденом и Швецией; во-вторых, остановить польскую феодальную агрессию на восток: отвоевать русские земли, захваченные польско-литовскими феодалами, воссоединиться с Украиной и Белоруссией; в-третьих, пресечь агрессию турок и татар, ликвидировав осколки Золотой Орды.
Решение каждой из этих задач требовало огромного напряжения сил страны и искусной дипломатии, так как все они были тесно переплетены между собой и задевали интересы не только ближайших соседей России, но и большинства стран Западной Европы. К тому же развернувшееся со второй половины XVI в. соперничество на Европейском континенте между Францией и Империей Габсбургов оказывало серьезное влияние на ситуацию в Восточной Европе и осложняло для России проблему потенциальных союзников.
Круг внешних сношений России, которую вовлекали в различные политические и экономические союзы, складывавшиеся в Европе, значительно расширился в период правления первых Романовых, русская дипломатия вышла на международную арену в новом качестве. Международный престиж России поднялся на новую высоту, несмотря на то, что государство сильно ослабло в период Смуты. Приезд иностранных посольств становился обычным явлением в Москве, как и пребывание московских послов в различных европейских столицах.
Во второй половине XVII в. в Посольском приказе происходил постепенный переход к новейшей форме организации справочно-
информативных материалов, какими и являются дипломатические досье нового времени. Это, по словам автора, яркая иллюстрация того, как эволюция эпохи в политическом плане отражалась на эволюции источников информации. Возникнув в начале XVI в., постепенно расширяясь и укрепляясь, к концу XVII столетия Посольский приказ стал неотъемлемой частью центрального государственного аппарата России (с. 249).
Груз задач, которые обрушил Петр I на Россию и Посольский приказ, в частности, сломал веками отлаженный механизм. Первые шаги Петровской дипломатии были традиционны и сенсационны одновременно. Великое посольство было подготовлено согласно посольскому обычаю, но в нём принимал участие царь, который лично вёл переговоры с иностранными государями и их министрами, сам писал письма иностранным монархам и собственноручно подписывал указы. Начало Северной войны (1700) окончательно предопределило развал Посольского приказа. Во время продолжительных походов государя при нём постоянно находилась «Посольская походная канцелярия» вместе с руководителями приказа, штатом служащих и всеми важнейшими делами. Если и останавливался царь, то всё чаще в своём любимом Санкт-Петербурге, и там у него под рукой были дипломатический аппарат и документация. Постепенно происходило «раздваивание» дипломатического ведомства, и некогда могущественный Посольский приказ становился бесправным, вспомогательным московским филиалом. Подобный процесс коснулся многих московских приказов.
Коллежская реформа (1718) изменила саму сущность системы государственного управления России и самым серьёзным образом затронула основы управления её внешней политикой.
Основой устройства государственных учреждений стали коллегиальность, четкая регламентация обязанностей чиновников, специализация канцелярского труда, строгое штатное расписание и фиксированные размеры денежного жалования. В «Определении Коллегии иностранных дел» от 13 февраля 1720 г. были выделены только две важнейшие функции: ведание внешнеполитическими делами и сношениями с подвластными России народами. Все остальные дела передавались в другие учреждения. После реформы центрального управления финансами большая часть государственных учреждений, включая Коллегию иностранных дел, получала средства из коллегии расходов - Штатс-контор-коллегии. Посольский приказ, существовавший
благодаря тому, что «добывал» деньги для Посольской канцелярии, окончательно потерял своё предназначение и его закрыли.
Подводя итоги, автор пишет, что главной задачей русской дипломатии ХУ-ХУП вв. был контроль, наблюдение за сношениями с иностранными государствами, присоединение новых территорий и собирание Российской державы. Фактически служащие приказа «заложили основы и принципы российской дипломатии, и оставалось лишь их совершенствовать и дополнять» (с. 251).
В.М. Шевырин