2003.01.046. ОДЕРЗО Ж.-К. ПРАВО НА ЖИЛЬЕ ПО КОНСТИТУЦИЯМ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ODERZO J.-C. Le droit au logement dans les constitutions des états membres // Rev. intern. de droit comparé. - Р.; 2000. - № 4. - Р. 913-926.
Право на жилье является одним из основополагающих конституционных постулатов государств — членов Европейского союза. Его га-рантированность и обеспеченность являются основными обязанностями любого демократического государства. Но на практике возникают проблемы с применением данной конституционной нормы и ее правовым содержанием. Поэтому автор статьи ставит перед собой задачу - рассмотреть содержание права на жилье и его применение на примере отдельных государств Европейского союза.
Под фундаментальными правами, принятыми в Европейском союзе, понимаются такие права граждан, которые законодательно закреплены либо в международных конвенциях, либо в основных законах государств. Право на жилье чаще всего регулируют конституционные нормы.
Право на жилье относится к группе прав, порождающих обязанности. Так, например, граждане, имеющие собственные дома, должны выполнять определенные обязанности по отношению к государству - платить налоги; в своих интересах - заключать договоры на эксплуатационное и коммунальное обслуживание; те, кто не имеет постоянного места проживания, обязывают государственные органы и органы местного самоуправления заниматься их судьбой, помогать им.
В соответствии с формой законодательного закрепления права на жилье все страны Европейского союза можно поделить на три группы:
1. Те, в которых это право не закреплено в конституциях, - Франция, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Австрия, Нидерланды.
2. Те, в конституциях которых нет точного определения этого права, - Германия, Италия.
3. Те, в которых это право закреплено в конституции, - Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Бельгия.
Существуют государства, в которых право на жилье по каким-либо причинам конституционно не закреплено, гарантируется оно опосредованно, через другие права граждан. Например, в Конституции Франции нет раздела, посвященного правам граждан, они закреплены в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Однако и в этом документе право на жилье не провозглашено. Конституционный
2003.01.046
178
совет Франции разрешил эту ситуацию следующим образом: в своем решении от 29 июля 1998 г. он постановил: право на жилье входит в состав права собственности.
В Великобритании право на жилье закреплено в судебных решениях, имеющих силу закона, как один из институтов прецедентного английского права.
Вторая группа государств Европейского сообщества - это государства, в конституциях которых нет термина «право на жилье», хотя оно и конституционно гарантируется. Так, в Основном законе Германии записаны социальные права, призванные гарантировать социальное равенство и единство, а именно права граждан на фактическое равенство в правах и социальных условиях. Немецкие юристы понимают этот постулат как одно из конституционных оснований признания права на жилье. В Италии право на проживание толкуется через обязанность органов местного самоуправления гарантировать всем без исключения гражданам возможность жить в нормальных социальных условиях.
Страны третьей группы - это те, в конституциях которых закреплено право на жилье непосредственно. В конституциях Испании и Португалии говорится о том, что право на жилье является основным правом граждан, а гарантии его соблюдения - основной обязанностью государства. Основной закон Финляндии дает более расширенную трактовку этого принципа - не только провозглашает право гражданина на жилье, но и обязывает государство его обеспечить, в том числе и право активного поиска жилья и приобретения гражданами. Конституция Швеции относит право на жилье к одному из обязательных элементов (институтов) государственного устройства страны.
Таким образом, признание права на жилье в качестве одного из основополагающих принципов общественного устройства, имеющего конституционную силу, существует практически во всех государствах Европейского союза.
Применение права на жилье складывается, по мнению автора, из двух составляющих: во-первых, государственные гарантии соблюдения этого права и, во-вторых, применение права на практике.
Если говорить о государственных гарантиях, то следует объединить их в две большие группы: объективные и субъективные. Под объективными гарантиями государства понимается точное указание в законе на необходимость соблюдения и исполнения права на жилье определенными государственными органами и структурами (например, Конститу-
ции Бельгии). Субъективные гарантии выражаются в том, что государство предоставляет гражданам право обращаться в суд для защиты их нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Таким образом, государство обеспечивает равный доступ граждан к системе правосудия, предоставляя судам в каждом конкретном случае решать: признать за истцом или ответчиком право на проживание или лишить его такового (например, Основной закон Финляндии).
Но в некоторых государствах Европейского союза, например в Португалии и Испании, право на жилье не имеет системы гарантий. Его защита осуществляется опосредованно через законодательное признание государством основных прав человека и гражданина: права на жизнь, на нормальные социальные условия и др.
Следующим моментом, на который обращает внимание автор, является непосредственная реализация права на жилье. Она может быть осуществлена двумя путями. Во-первых, путем создания определенных законодательных институтов, определяющих правомочия государства и органов местного самоуправления в этой области: программы развития жилищной политики в будущем, разработка правовых концепций управления жилищным фондом, установление специального порядка перехода права собственности на объекты жилой недвижимости - государственная регистрация. Во-вторых, экономическим путем: социальное строительство, распределение муниципального и государственного жилья между нуждающимися; льготы по оплате коммунальных услуг, социальная охрана и поддержка нищих и бездомных. В идеале эти подходы к осуществлению права на жилье должны дополнять друг друга, и выполняться параллельно, но на практике чаще всего возникает ситуация доминирования одного из подходов. Если доминирует законодательное регулирование, то возникает ситуация, при которой государство только декларирует право на жилье, но фактически его не реализует. При приоритете экономического подхода - упускаются правовые механизмы реализации настоящего права.
В заключение автор подчеркивает особенный характер права на жилье - оно рассматривается и как права граждан, и как основа государственного устройства. Поэтому право на жилье должно не только исходить от государства, но и реализовываться с его помощью.
А. Н.Лужина