Научная статья на тему '2003. 01. 002003. Феноменология государства: сб. Ст. М. : Ин-т гос-ва и права РАН, 2001. Вып. 1: теория и реалии государственности / отв. Ред. Четвернин В. А. 212 с. (сводный реферат)'

2003. 01. 002003. Феноменология государства: сб. Ст. М. : Ин-т гос-ва и права РАН, 2001. Вып. 1: теория и реалии государственности / отв. Ред. Четвернин В. А. 212 с. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
256
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 002003. Феноменология государства: сб. Ст. М. : Ин-т гос-ва и права РАН, 2001. Вып. 1: теория и реалии государственности / отв. Ред. Четвернин В. А. 212 с. (сводный реферат)»

2003.01.002-003. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: Сб. ст. - М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 2001. — Вып. 1: Теория и реалии государственности / Отв. ред. Четвернин В. А. - 212 с. (Сводный реферат).

Сборник открывает серию публикаций сектора теории государства Института государства и права РАН, посвященных вопросам феноменологии государства. В реферате отражены лишь две из публикуемых статей, авторы которых дискутируют между собой по вопросу понимания этноса в контексте теории государства.

2003.01.002. ЧЕТВЕРНИН В.А. СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕ-МЕНТ ГОСУДАРСТВА. - С. 7-18.

Государство, рассматриваемое в гуманитарном измерении, представляет собой совокупность людей, объединенных на некой территории публичной политической властью правового типа. Возникает вопрос: что есть общность людей, предшествующих государственному сообществу, образующих государство, естественная или социокультурная общность?

С точки зрения автора, этническая общность людей являет самостоятельную разновидность системной связи между людьми наряду с обществом, государством и другими разновидностями. Различные социокультурные формы человеческого общения возникают и развиваются у определенных этносов, взаимодействующих в процессе социокультурного развития. Точно так же и право и государство как элементы культуры возникают у конкретных этносов, образующих локально-цивилизационные общности. Этническая связь между людьми как естественная разновидность системной связи существует независимо от создаваемой этносом культуры и определяет особенности культуры конкретных этносов. Это положение не отрицает возможности трансформации этносов и, в частности, этнического развития под воздействием соответствующей политической и правовой культуры.

Этнос - это естественный субстрат, в котором формируются общество и государство. Конкретное государство возникает в процессе этногенеза и является политико-правовой формой обособления существования этноса. При этом происходит внешнее (по отношению к другим этнополитическим образованиям) политическое самоопределение этноса. Политически самоопределяющийся этнос - это субстанция государства. В процессе политического самоопределения этносов возникают нации, или «государствообразующие народы». «Именно нация представляет собой субстанциональный элемент государства» (с. 9).

Причиной возникновения права и государственности у определенного этноса является не непосредственно этногенез, а социальный контекст, в котором он происходит.

По мнению автора, определение этноса как социального явления, как исторически возникающего на определенной территории сообщества людей, обладающего общностью языка, культуры, религии и другими социально обусловленными признаками, ничего не дает для понимания субстанционального элемента государства. Сам он отдает предпочтение теории этногенеза, рассматривающей этнос как естественную общность. Этнос - это «общность людей, объединенных чувством общей этнической принадлежности, возникающая на определенной территории (определенном ландшафте), приобретающая социокультурные особенности и стремящаяся к политическому самоопределению в отношениях с другими такими же общностями» (с. 11-12).

Говоря о праве на самоопределение, автор указывает на различие между правом наций на политическое самоопределение и правом народов (этносов). Нация — это уже существующее государство, точ-нее — субстанциональный элемент государства. Поэтому здесь можно говорить лишь в смысле принципа невмешательства во внутренние дела государства.

Субъектом права на внешнее политическое самоопределение является любой народ (этнос, суперэтнос), компактно проживающий на определенной территории. Причем нация (политически самоопределившийся, «государствообразующий» народ) - это народ, уже реализовавший свое право на внешнее политическое самоопределение.

Далее автор дает определения «титульной нации», «этнических (национальных) меньшинств», отмечая, что этнические меньшинства, живущие на своей исконной территории и не имеющие своей национальной государственности за пределами данного государства, имеют право на внешнее политическое самоопределение. Однако все национальные меньшинства имеют право на внутреннее политическое самоопределение — создание этносом либо автономного образования в унитарном государстве, либо субъекта федерации в государстве федеративном.

Признание в современном мире естественных прав на самоопределение с необходимостью ведет к признанию естественного права этноса на родину, т.е. на территориальное самоопределение.

2003.01.003. ДЕЕВ Н.Н ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ЭТНОСА КАК СОЦИАЛЬНЫХ ФЕНОМЕНОВ. - С. 19-47.

В статье содержится критика опытов внедрения в теорию государства «природной» концепции этноса и этногенеза Л.Н.Гумилева, а также предлагается ряд методологических и теоретических подходов к решению проблемы, вынесенной в заголовок.

Подробно разбирая трактовку субстанционального элемента государства В.А.Четверниным, автор указывает на ряд ее моментов, которые не могут быть приняты, и фактических, по его мнению, ошибок. Не считая, что этнос представляет собой некий природный коллектив особей, социальные закономерности и история развития которого определяются биоэнергетическими импульсами и геоландшафтными факторами, а государство - формой такого природного явления и процесса, автор придерживается мнения, что нет оснований пересматривать тезис, что государство - это форма и институт общества и подчиняется закономерностям развития последнего, при всей важности природных и биосоциальных факторов.

В статье также указывается на сомнительность, с точки зрения демократической политической теории и норм международного права, вывода, вытекающего из трактовки субстанционального элемента государства (нации) с позиций учения Л.Н.Гумилева, о том, что право на политическое самоопределение на какой-либо территории, т.е. право создать «свою» организацию публичной власти, имеет тот народ-этнос, который «рожден», в гумилевском смысле, на этой территории. Право на самоопределение и создание самостоятельного государства на какой-либо территории принадлежит всем народам и этническим группам, проживающим на ней, и опирается на консенсус между ними, при этом последний может включать право одной или нескольких этнических общностей на титульный статус.

В основу собственной трактовки взаимосвязи государства и этноса автор положил различение государства и общества, социальную концепцию сущности этноса и культурно-цивилизационный исторический подход. На материале главным образом Западной Европы показано, как вместе с развитием социальных систем и их государственных форм параллельно развивались и этнические процессы и государство обретало этнокультурную идентичность. Особое внимание уделено анализу роли формирующегося гражданского общества.

К. Ф.Загоруйко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.