_2002.04.053. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР / МГУ им. М.В.Ломоносова. Экон. фак. Центр по изуч. пробл. народонаселения; Редкол.: Ионцев В. А. (отв. ред.) и др. - М.: МАКС Пресс, 2000. - Вып.5 - 161 с. - Библиогр. в конце ст.
Данный сборник - пятый выпуск в серии «Международная миграция населения: Россия и современный мир», посвящен анализу влияния международной миграции населения на демографическое развитие трех республик бывшего СССР - России, Украины и Армении, а также «замещающей миграции».
В предисловии отмечается уникальность и значимость процес-сов демографического развития в ХХ в. На протяжении ХХ в. наблюдались самые высокие в мировой истории темпы роста населения, которые едва ли сохранятся в будущем (для достижения численности населения на земном шаре в 5-6 млрд. человечеству потребовалось в среднем всего по 13 лет, тогда как для достижения первого миллиарда - несколько тысячелетий), а также самые высокие потери населения в войнах. Одновременно проявились самые значительные в истории региональные различия в демогра-фическом развитии (в динамике численности населения, младен-ческой смертности, суммарном коэффициенте рождаемости, общей численности населения, развитии международной миграции).
О развитии международной миграции в ХХ в. свидетельствуют следующие показатели. Только из Европы за 1900-1939 гг. эмигрировало около 29 млн. человек; доля чистой иммиграции в приросте населения США за 1900-1909 гг. превысила 59%. Иммигра-ция стала ведущим фактором прироста населения Европы во второй половине ХХ в.: за 1990-1995 гг. она обеспечила 88% общего прироста населения континента (с. 5).
Главный редактор серии В.А.Ионцева отмечает относительно слабую теоретическую разработку в России роли миграции в демографическом развитии и ее места в общей концепции демографического перехода и, в частности, второго демографического перехода. Среди ученых нет единого мнения о содержании таких основных категорий, как «иммигрант», «эмигрант», «беженец», «замещающая миграция» и т.п.; не выработан единый подход к учету и статистике миграции. Как считает автор, миграция (миграционное движение) представляет собой только межпоселенные передвижения (с. 7).
Международная миграция, по мысли автора, играет прямо противоположную роль в демографическом развитии России, Украины и Армении. В России миграция уже в течение восьми лет является единственным компонентом, положительно влияющим на ее демографическую ситуацию, однако в условиях демографического кризиса, обусловленного естественной убылью населения и экономическим кризисом, она не может коренным образом изменить негативную демографическую ситуацию. В Армении миграция населения в пореформенный период имела отрицательное значение в демографическом развитии, хотя и способствовала естественному приросту населения. На Украине при отрицательном естественном приросте даже незначительный миграционный отток существенно ухудшает общую демографическую ситуацию. Как отмечает автор, используя данные по России, экономические дивиденды от экспорта рабочей силы могут оказаться противоречащими демографическим приоритетам.
Профессор центра демографических исследований Лувенского католического университета (Бельгия) М.Пулэн анализирует статистические данные, характеризующие международную миграцию в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Понятие миграции, по его мнению, связано одновременно с пространством и временем; миграцию можно определить как одно или множество перемещений, результатом которых является изменение привычного места жительства индивида - с места постоянного проживания на место въезда (с. 14).
Международная миграция под углом зрения пространства выступает как смена страны привычного места жительства. Времен-ной критерий создает гораздо больше проблем для определения миграции, как внутренней, так и международной. Для определения различия между временным и постоянным местом жительства используется строгий временной критерий относительно минималь-ного периода проживания. Однако в отношении международной миграции важна не длительность проживания в определенном месте, а длительность пребывания в стране или за ее пределами (с. 16).
Измерение международной миграции может осуществляться при помощи переписи населения, регистрации населения по месту жительства, на основе регистрации при пересечении границы, на основе выдачи видов, на основе обследований. Автор отмечает ограниченность статистических данных для описания миграции в странах ЦВЕ и
предлагает свои рекомендации для правильного учета ситуации. По его мнению, необходимо наладить сотрудничество всех стран ЦВЕ в форме двусторонних соглашений или в рамках международного сотрудничества; улучшить сбор статистических данных о международной мобильности посредством унификации используемых понятий и критериев, методов сбора данных и используемых переменных и собираемой информации; наладить обмен минимальной информацией между странами ЦВЕ о международной миграции и включить единый перечень вопросов во все формуляры декларации о смене места жительства; использовать четкие критерии идентификации иммигрантов и эмигрантов.
В.А.Ионцев, анализируя международную миграцию населения и демографическое развитие России, предлагает разработанную им общую классификацию международной миграции, в которой он выделяет такой тип, как безвозвратная миграция. Это, по его мнению, может явиться основанием для включения миграции в теорию демографического перехода и обоснованием соответ-ствующей стадии его развития для России.
Как считает автор, России всегда не хватало и сейчас не хватает населения для освоения всей огромной территории, а практически все имеющиеся прогнозы предсказывают дальнейшее сокращение его численности (с. 53). Изменение ситуации возможно только в том случае, если общество в целом и его руководители осознают важность демографических проблем. По мнению автора, для России особенно значим и необходим личный президентский контроль за решением этих проблем.
Сотрудник Национального института украинско-российских отношений А.У.Хомра считает, что в условиях глубокого демографического кризиса на Украине на первое место выдвинулись проблемы, связанные с потерями населения в результате развития эмиграции. В стране возникли предпосылки для существенного недоучета размеров миграции в результате ослабления контроля за регистрацией (пропиской и выпиской) населения, ранее очень жесткой; отмечается перерастание отдельных миграционных потоков в международные; недостаточный контроль за перемещениями сельского населения при незавершенности процесса паспортизации.
Либерализация выезда из Украины в 90-е годы привела к росту сформировавшегося ранее положительного сальдо миграции. Отток
населения за границу из Украины в значительных размерах начался еще в 1994 г., и за 1995-1999 гг. сложилось отрицательное сальдо миграции, прежде всего в результате эмиграции украинцев в Россию, а также в результате миграционного обмена с Израилем, США, Германией. Положительное миграционное сальдо образовалось в результате миграционного обмена с Узбекистаном, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией. Как отмечает автор, экономический эффект миграционного обмена населения Украины с соседними странами ближнего зарубежья (Молдовой, Россией, Белоруссией, Арменией) был относительно низким (с. 65).
Автор дает отрицательную оценку международных последствий миграции населения Украины за пределы страны в 90-е годы, что объясняется ее экономическими закономерностями и отсутствием последовательной, жесткой миграционной политики. Уже сегодня, пишет автор, для Украины характерен интенсивный приток внешних мигрантов, существенно отличающихся от коренного населения и проявляющих стремление к личному обогащению за счет торговли и посреднических операций; для пришлых элементов характерны высокий уровень преступности, рост наркомании, проституции и т.п. Переселение на Украину больших контингентов из бедных стран Азии и Африки потребует через определенный период их естествен-ной интеграции в украинское общество, в том числе посредством смешанных браков.
Международную миграцию населения Украины в 90-е годы, по мнению автора, с демографической точки зрения можно оценить лишь отрицательно (с. 77). Ожидаемое оживление в экономике страны, устойчивый экономический рост смогут привести к оздоров-лению миграционной ситуации на Украине лишь при наличии в стране научной, базирующейся на национальных интересах миграционной политики, направленной на интеграцию в единое европейское миграционное пространство.
Сотрудник Института экономических исследований министерства финансов и экономики Армении Р.Еганян указывает на рост населения страны за 1990-1999 гг. на 8,2%, или на 288,5 тыс. человек. К 2000 г. в Армении проживали 3803,4 тыс. человек. При этом естественный прирост составил 311,1 тыс. человек, а отрица-тельное сальдо внешней миграции - 22,6 тыс. (0,6% общей числен-ности населения) (с. 79). Автор отмечает малую достоверность приведенных статистических данных о численности населения страны: даже по самым оптимистическим
оценкам, потери населения Армении в результате развития массовой эмиграции в 90-е годы более чем вдвое превосходили официальные данные прироста.
По оценкам автора, в 1991-1999 гг. численность населения Армении не только не увеличилась, как утверждает официальная статистика, но фактически сократилась почти на 0,5 млн. человек (более чем на 14%) и оказалась на уровне 1979 г. (с. 80). Одним из наиболее тяжелых последствий эмиграции явилось нарушение ранее сложившейся половозрастной пирамиды. Превышение миграцион-ной активности мужчин (они составили более 60% всех эмигрантов) привело к снижению их удельного веса в общей численности населения более чем на 4 процентных пункта (с. 81).
Среди наиболее нежелательных последствий миграции -сокращение числа браков и снижение рождаемости, длительная разобщенность молодых супружеских пар, что привело к снижению доли активных репродуктивных возрастов и еще более значительному нарушению полового состава. Массовая эмиграция обусловила также искусственное ускорение роста удельного веса пожилых граждан в населении Армении, определенное сдерживание темпов сокращения удельного веса детей и резкое снижение доли трудоспособного населения. По грубым подсчетам, более чем четырехкратное падение коэффициента естественного прироста за 1990-1999 гг. на 90% было обусловлено снижением рождаемости и только на 10% - ростом общей смертности (с. 85). Автор делает вывод: демографическая ситуация в Армении лишилась практически всех своих положитель-ных характеристик.
Доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ М.Б.Денисенко анализирует понятие «замещающая миграция», которым обозначается приток мигрантов, компенсирующий сокращение общей численности населения и численности населения в рабочем возрасте в результате старения населения в целом, обуслов-ленного низкими уровнями рождаемости и смертности. Миграцион-ный прирост замещает недостаток рождений, необходимых для поддержания в данной стране численности населения или его пропорций в возрастном составе на неизменном уровне в опреде-ленный период времени.
Автор отмечает, что реальностью нашего времени стали процессы старения и депопуляции. Старение населения стало четко вырисовываться в Западной Европе в послевоенные годы. Обе тенденции
- старение и депопуляция - обусловлены одними и теми причинами: а) устойчивым снижением уровня рождаемости, который в большинстве промышленно развитых стран опустился ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения; б) снижением смертности в старших возрастных группах и дальнейшим ростом ожидаемой продолжительности предстоящей жизни.
Как установлено в ходе исследований, при отсутствии замещающей миграции неизбежно сокращение населения. Иммигра-ция может предотвратить сокращение численности населения, хотя величина иммиграционного потока сильно варьирует по странам. Миграционный прирост, необходимый для предотвращения сокра-щения численности населения в трудоспособном возрасте, значи-тельно больше предотвращающего сокращение численности всего населения. Миграционные потоки для предотвращения процесса старения во много раз больше тех, которые предотвратили бы сокращение общей численности населения.
С помощью миграционной политики в промышленно развитых странах можно приостановить процесс депопуляции, и только самые фантастические по своим объемам и происхождению иммиграцион-ные потоки могут остановить процесс старения населения. Вместе с тем иммиграция способствует омоложению возрастной пирамиды принимающей страны, поскольку средний возраст мигрантов ниже среднего возраста коренного населения.
В.Г.Былов