Научная статья на тему '2002. 04. 046-047. Японская культура и теории "нихондзин рон". 2002. 04. 046. Befu Harumi. Nationalism and "nihonjin Ron"// cultural nationalism in East Asia. Berkeley, 1993. P. 107- 139. 2002. 04. 047. Sonoda hidehiro. The theory of Japanese culture and the theory of reverse absence// Japan rev. Tokyo, 2000. N12. P. 93-104'

2002. 04. 046-047. Японская культура и теории "нихондзин рон". 2002. 04. 046. Befu Harumi. Nationalism and "nihonjin Ron"// cultural nationalism in East Asia. Berkeley, 1993. P. 107- 139. 2002. 04. 047. Sonoda hidehiro. The theory of Japanese culture and the theory of reverse absence// Japan rev. Tokyo, 2000. N12. P. 93-104 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
159
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНЦЫ ПСИХОЛОГИЯ / ЯПОНИЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ЯПОНИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ ЯПОНЦЫ / НАЦИОНАЛИЗМ ЯПОНСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 046-047. Японская культура и теории "нихондзин рон". 2002. 04. 046. Befu Harumi. Nationalism and "nihonjin Ron"// cultural nationalism in East Asia. Berkeley, 1993. P. 107- 139. 2002. 04. 047. Sonoda hidehiro. The theory of Japanese culture and the theory of reverse absence// Japan rev. Tokyo, 2000. N12. P. 93-104»

Культура

2002.04.046-047. ЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА И ТЕОРИИ "НИХОНДЗИН РОН".

2002.04.046. BEFU HARUMI. Nationalism and "Nihonjin ron"// Cultural nationalism in East Asia. - Berkeley, 1993. - P. 107-139.

2002.04.047. SONODA HIDEHIRO. The theory of Japanese culture and the theory of reverse absence// Japan rev. - Tokyo, 2000. - N12. - P.93-104.

Американский антрополог-японовед Харуми Бэфу (045) анализирует теории японского национального своеобразия "Нихондзин рон" (далее НР), основные направления их, их историю и идеологию.

Работы в жанре НР очень популярны в Японии, о чем свидетельствует как обилие публикуемых книг и статей в этом жанре, так и тиражи их изданий и переизданий. Так, одна из наиболее известных работ НР, книга японского психиатра Такэо Дои «Амаэ» - но ко:дзо": (Структура «амаэ»)1), была переиздана в течение первых пяти лет после ее появления в 1971 г. 67 раз в жестком переплете и 147 раз в мягком (045, с. 109). Теории НР включают различные стороны японской культуры, начиная с ее происхождения и этногенеза японцев и кончая традиционной социальной структурой японского общества. Можно выделить несколько основных направлений НР. Экологические НР акцентируют внимание на природно-климатических условиях формирования и бытования японского народа и складывания его национального характера и культуры. Они делают акцент на том, что Япония - страна с бедными природными ресурсами, обилием тайфунов, засух, наводнений, извержений вулканов, землетрясений и других стихийных бедствий, влиявших на становление японского национального характера и культуры. Наиболее яркой работой среди этих НР является книга японского философа Т.Вацудзи "Фудо"1.

^ Дон Такэо. "Амаэ" - но ко:дзо: (Структура "амаэ"). - Токио: Кобундо: 1971. -Реферат книги опубликован в РС. Проблемы национальной психологии Японии. -М.: ИНИОН АН СССР, 1977. - с. 43-67.

1) Вацудзи Тэцуро. Фудо: (Климат) - Токио: Иванами сётэн, 1935. - Реферат перевода этой книги на английский язык (Watsuji Tetsuro. Climate and culture: A philos. study. - Tokyo: Hokuseido press, 1971) опубликован в РС "Япония в сравнительных социокультурных исследованиях". - М.: ИНИОН АН СССР, 1989. - С.49-68.

Другое направление в НР выделяет основные занятия населения Японии как фактор формирования японской культуры и национальной психологии. Признавая основой традиционной японской экономики выращивание поливного риса, теоретики НР противопоставляют ему пастушество у народов Европы. С этими различиями связываются и господство группизма, анимизма, тесной взаимозависимости людей в Японии с одной стороны, индивидуализма, монотеизма и независимости индивида - на Западе.

Третье направление НР уделяет основное внимание своеобразию традиционной социальной структуры Японии, противопоставляя доминирующий в ней вертикальный принцип организации горизонтальному -- в других обществах мира. Наибольшей известностью из этого типа НР пользуются работы японского социоантрополога Т. Наканэ2). По мнению теоретиков этого направления, особенностями японского типа социальной организации, сформировавшегося под влиянием традиционной японской семьи или деревни и позднее перенесенного в город, являются групповая ориентация, тесные партикуляристские отношения, иерархическая структура, гармония ее членов.

Четвертое направление в НР ищет истоки уникальности японского общества и культуры в особенностях национальной психологии японцев, обращая особое внимание на отличие ее от психологии западных народов. Наряду с упомянутой работой Т. Дои "Структура амаэ", противопоставляющей ориентацию японцев на зависимость ориентации западных народов на независимость, в последние годы большую популярность приобрела предложенная японским психиатром К.Оконоги концепция "комплекса Адзясэ", представляющая собой японскую версию Эдипова комплекса. Если Фрейд считал, что Эдипов комплекс с его акцентами на сексуальности, конфронтации и агрессивности лежит в основе глубинной психологии западной личности, то Оконоги утверждает, что комплекс Адзясэ с его акцентами на взаимной любви и сильной привязанности сына к матери, чувстве единства, взаимности, чувстве обиды, мазохизме, прощении и чувстве вины в отношениях между матерью и ребенком составляет основу глубинной психики личности японца.

2) Nakane Chie., Japanese society. - Berkeley-Los Angeles, 1970. - Реферат этой книги опубликован в РС. «Проблемы современной Японии. Социология». - М.: ИНИОН АН СССР, 1975. - С. 14-58.

Пятое направление в НР образуют многочисленные исследования, пытающиеся обосновать уникальность культуры методами лингвистического анализа.

Отличительная особенность всех современных НР - их этноцентризм. Теории формулируются на основе сравнения Японии с другими странами. но это сравнение преследует одну цель -доказательство уникальности японской культуры. Утверждение идеи уникальности Японии в социальной, культурной, психологической и др. областях покоится на следующих предпосылках - на признании культурной гомогенности Японии и использовании принципа изоморфизма географии Японии, ее народа, языка и культуры, представляющего собой не что иное, как проявление генетического детерминизма НР часто содержат нормативные интонации, предписывая японцам определенный стиль поведения как "истинно японский". Более того, теории используются японским истеблишментом в политических целях, о чем наглядно свидетельствует привлечение их в качестве программного документа правительством М.Охира.

Национализм формируется под воздействием внешних сил, с которыми нация-государство сталкивается в ходе своего развития и отталкивание от которых необходимо ей для ее самоутверждения и самоидентификации относительно других стран и народов. В контексте столкновений такого рода патриотизм становится частью национализма.

История теорий НР отражает эту тенденцию. Еще в XVIII-XIX вв. представители школы "национальной науки" (кокугаку) во главе с Мотоори Норинага (1730-1801), предшественники НР, говорили о японской культурной исключительности на основе противопоставления японских ценностей китайским. В этом явлении нашла отражение идейная борьба националистических сил Японии с крепнувшим при сёгунате Токугава (1603-1867) влиянием китайского неоконфуцианства. Точкой "отталкивания" на этом этапе поисков национальной и культурной идентичности для японцев были Китай и китайская культура. На основе сравнения с ними утверждались превосходство и самобытность Японии. После "открытия" Японии американцами в 1854 г. японцы в поисках идентичности переориентировались с Китая на Запад. Он стал точкой отсчета pro et contra в японских раздумьях о себе и

своей культуре, в своем национальном самоутверждении. Ориентация на Запад приобрела не только характер технологических заимствований, но и повышенного внимания к западной культуре (один из "интеллектуальных лидеров" Японии эпохи Мэйдзи, бывший одно время министром просвещения Аринори Мори, предложил даже запретить

японский язык и заменить его одним из европейских). Основную особенность движения Японии в сторону Запада в ходе модернизации хорошо отражал популярный в те дни лозунг "вакон ёсай" (японский дух - западная техника), представлявший собой модификацию старого лозунга "вакон кансай" (японский дух - китайские знания).

В дальнейшем история НР развивалась в противопоставлении Японии и Запада и утверждении "позитивного" или "негативного" образа Японии и японцев относительно стран Запада, фоном для которого являлись их отношения между ними.

В общем, в истории НР можно выделить 5 периодов: 1) первая половина XIX в. - акцентирование положительных черт японцев по сравнению с китайцами («позитивные» НР); 2) вторая половина XIX в. -20-ые годы XX в. - акцентирование отрицательных черт японцев по сравнению с народами Запада ("негативные" НР); 3) 1930-1945 гг. -подавление преклонения перед Западом и подчеркивание положительных черт японцев ("позитивные " НР); 4) 1945-1960-ые гг. - преклонение перед Западом и подчеркивание отрицательных черт японцев по сравнению с народами Запада ("негативные" НР); 5) с 1970 г. до наших дней - отказ от преклонения перед Западом, переходящий в непочтительное отношение к нему ("позитивные" НР). Интересно отметить, что в НР одни и те же японские социальные институты и ценности получали различную, нередко совершенно противоположную оценку на различных этапах истории. И причиной этой переоценки оказывался геополитический или международный контекст идентификации Японии, ее отношения со своей референтной группой. Когда Япония была слаба относительно этой группы, будь то Китай или Запад, по культурным, военным, экономическим или каким-либо другим причинам, в НР присутствовала склонность к негативным самооценкам японцев. Когда же Япония считала свои позиции сильными, как это было в 30-е или 80-е годы XX в., НР давали позитивную оценку самоидентичности Японии и превращались в орудие национализма.

Если национализм связан, по крайней мере отчасти, с национальной идентичностью и чувством гордости за нее, тогда у НР есть все основания, чтобы их считали национализмом. Как и все националистические теории, НР этноцентричны, их цель - показать превосходство японской культуры над другими или ее уникальность. НР представляют собой идеологию национализма. Как доктрины или мифы о японской культуре, народе или истории они создаются, в частности, для доказательства отличия Японии от Запада, если не всего мира. И в то же время НР являются идеологией в другом смысле, поскольку не просто

"описывают" конструируемое мировоззрение, а предписывают, что нормативно правильно и как должны вести себя японцы. НР представляют собой гегемонистскую идеологию, поддерживаемую и насаждаемую политическим и экономическим истеблишментом Японии; в стране нет других идеологий, которые успешно конкурировали бы с ней. Недаром известный американский социолог Р.Белла назвал НР формой «гражданской религии». Теории НР являются культурной идеологией Японии в том смысле, что все японцы, независимо от их вероисповедания, приемлют конструируемые ими догмы. НР идеологичны еще и потому, что служат основой для легитимизации любой политической акции, ориентированной на преданность японской нации. Уже судя по этому, можно говорить о том, что в НР присутствуют основные элементы национализма. Однако в отличие от "активного" национализма других народов, часто выражаемого ими в эмоциональных публичных акциях (например, в острых антиамериканских выступлениях южнокорейских студентов в Сеуле или в слезах американцев при подъеме флага США), в НР отсутствует сильная эмоциональность. Национализм включает различные формы эмоционального выражения, и в зависимости от этого его можно определять как "активный" или "пассивный". НР "представляют пассивный национализм, как и большинство дискурсивных национализмов" (1. с. 127). Но "пассивность" не значит "менее важный", поскольку превращение в активного националиста предполагает "глубокое усвоение многого из пассивного национализма" (045, с. 127).

С других, методологических позиций подходит к анализу теорий японской культуры, т.е. в основном НР, японский ученый Хидэхиро Сонода (Международный центр по изучению японской культуры в Киото) (046). Говоря о проблематичности наметившихся в последние годы попыток превращения теории НР из локальных в универсальные, он связывает это с "дилеммой разнородности" культур, что осложняет возможность создания на основе изучения "реальностей только одной культуры" общих моделей.

Критики же теорий японской культуры допускают другую ошибку, делая чрезмерный упор на однородности человечества. В действительности же проблема состоит в создании основы для анализа однородных и разнородных элементов в культурах и социальных структурах разных стран. Ученые, для которых Япония является главным исследовательским объектом, должны брать за "основу" своих теорий японские реальности и в то же время искать возможности использования общих положений социальных наук и культурологии, не ограничиваясь

рамками только Японии. Следует использовать эвристический метод наблюдения за иностранными культурами и концептуальными рамками для "нового открытия" Японии. Это должен быть метод идентификации характерных черт поведения и социальных систем, ограниченный целеориентированным и рациональным поведением или институционными рамками, имеющими своими истоками культурные ценности. Сонода предлагает следующие исходные позиции и метод для исследования японской культуры: 1. японцы считают, что их поведение и социальные институты рационально целеориентированы; 2. японцы также считают, что существующие в японской культуре элементы обладают универсальностью и поэтому могут быть обнаружены в других странах и культурах; 3. необходим анализ других стран и культур на основе теоретической базы, рассчитанной на понимание японского общества и культуры; 4. если в других странах нет феноменов, сходных с японскими, нужно попытаться выяснить и понять те "особые обстоятельства", которые объясняют "отсутствие" этих японских феноменов в них; 5. наконец, необходим пересмотр целеориентированности рациональности и универсальности феноменов японской культуры, поскольку исследовать можно культурные ценности, а не гипотезы об иррациональных поведении и институтах (046, с. 102103).

М.Н. Корнилов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.