Научная статья на тему '2002. 03. 021. Фолкнер У. Дуализм, иерархии и гендер в инжиниринге Faulkner W. dualisms, hierarchies and gender in Engineering // social studies of Science. L. , 2000. Vol. 30, N5. P. 759- 792'

2002. 03. 021. Фолкнер У. Дуализм, иерархии и гендер в инжиниринге Faulkner W. dualisms, hierarchies and gender in Engineering // social studies of Science. L. , 2000. Vol. 30, N5. P. 759- 792 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНЖИНИРИНГ И ГЕНДЕР / ТЕХНОЛОГИЯ И ГЕНДЕР / ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ГЕНДЕР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 03. 021. Фолкнер У. Дуализм, иерархии и гендер в инжиниринге Faulkner W. dualisms, hierarchies and gender in Engineering // social studies of Science. L. , 2000. Vol. 30, N5. P. 759- 792»

2002.03.021. ФОЛКНЕР У. ДУАЛИЗМ, ИЕРАРХИИ И ГЕНДЕР В ИНЖИНИРИНГЕ

Faulkner W. Dualisms, hierarchies and gender in engineering // Social studies of science. - L., 2000. - Vol. 30, N5. - P.759-792.

Автора, сотрудницу Эдинбургского университета (Шотландия), интересует проблема "гендера и технологии", которую она рассматривает на примере инженерной практики. Инжиниринг с этой точки зрения, по словам автора, представляет особый интерес, поскольку служит ярким подтверждением все еще сохраняющегося в нашей культуре отождествления маскулинности и техники.

Инженерная практика, как правило, описывается в терминах целого ряда дихотомий: интерес к технике/интерес к людям,

техническое/социальное, отстраненная объективность/эмоциональная заинтересованность, абстрактное/ конкретное и пр. Причем левая часть этих дихотомий обычно ценится выше и ассоциируется с мужским началом, а правая, получающая более низкую оценку, - с женским.

Однако, как показано в целом ряде исследований, между символическими образами и дискурсами, опирающимися на эти бинарные оппозиции, и реальной инженерной практикой существует огромный разрыв. Автор намерена продемонстрировать это несоответствие на примере двух дихотомий техническое/социальное и абстрактное/конкретное. С целью более полного изучения взаимодействия между гендером и технологией в инженерной практике автором в 1998 г. было проведено небольшое этнографическое исследование. В течение двух месяцев велось наблюдение за работой одного из отделов ИР крупной телекоммуникационной компании, занимающегося программным обеспечением. Все действия каждого из четырех женщин и шести мужчин поочередно, в течение трех рабочих дней тщательно фиксировались, а по окончании исследования с ними проводились интервью. Участникам не сообщалось, что предметом исследования служила проблема гендерных различий в инжиниринге.

Дихотомия техническое/социальное может выступать в разных формах. Прежде всего, в форме допущения о взаимно исключающем характере интереса к технике и интереса к людям, что перекликается с поло-ролевым подходом, предложенным Т.Парсонсом и Р. Бэйлзом. Согласно этому подходу, мужской стиль жизни носит преимущественно инструментальный характер, направленный на решение предметных задач, а женский - эмоционально-экспрессивный (с. 761). Кроме того, эта дихотомия проявляется в противопоставлении между абстрактными,

специализированными и более целостными, гетерогенными подходами к решению задач в инжиниринге.

Наиболее ярко взаимоисключающий (как принято считать) характер интереса к технике и интереса к людям проявляется в стереотипе увлеченных компьютером молодых людей, "хакеров". Они, как показано в ряде исследований, часто испытывают большее желание и компетентность в общении с компьютером, чем с людьми; для части из них компьютер это бегство от сложностей межличностных отношений. Было обнаружено, что главная причина низкого интереса молодых женщин к компьютерной науке - это неприятие образа "хакеров". "Для них выбор столь тесного взаимодействия с "машиной" означает потенциальный отказ от значимой вовлеченности в социальные и эмоциональные отношения, и, таким образом, нарушает их гендерную аутентичность" (с.762).

Хакеры - это пример чрезвычайного, фанатичного увлечения компьютерными технологиями. Тем не менее, любовь к разного рода механизмам, умение делать что-то своими руками составляет важный элемент в неформальной культуре инжиниринга. Мужчины инженеры обычно испытывают удовольствие и гордятся своей технической компетентностью и теми новинками, над которыми они работают. Многие из них отмечали, что испытывают чувственную и духовную связь, эмоциональный комфорт и эстетическую радость, "заставляя вещи работать". Юмор инженеров, как правило, прославляет их технические достижения и подвергает насмешкам тех, кто этих способностей лишен.

В отличие от мужчин, женщины инженеры в детстве, как правило, не увлекались починкой и возней с разного рода устройствами и машинами, и не разделяют подобных увлечений во взрослой жизни. Хотя они не менее компетентны в своей профессиональной деятельности, у них есть иные темы для разговоров и шуток. В результате они не считаются на неформальном уровне членами инженерного сообщества, и отстают в карьерном росте, несмотря на то, что отвечают формальным критериям.

В центре самоидентификации инженеров и их практики лежит компетенция в технической области, социальная же информация рассматривается как иррелевантная. Об этом свидетельствует тот факт, что главным в инженерной подготовке считается математическое решение проблем. По словам специалиста в области социологии техники Л. Баккиэрелли (БисаагеШ), "студенты должны научиться воспринимать мир механизмов и машин, как воплощение исключительно

математических и физических принципов, и игнорировать все, что не соответствует этому подходу" (с.763).

Все выше сказанное свидетельствует о том, что в инженерных областях существует иерархия, где "техническое" ценится выше "социального". "Это приводит нас к интересному парадоксу, - пишет автор, - поскольку не только социологи техники, но многие инженеры хорошо знают, что при разработке любой технологии необходимо учитывать человеческий фактор" (с.763).

Принято считать, что гетерогенный подход, включающий социальные аспекты проблемы, в большей степени свойственен женщинам, в силу приписываемой им экспрессивности. Поэтому компании, желающие привлечь женщин к компьютерным наукам и инжинирингу, подчеркивают прикладное значение и социальные элементы в технологических разработках. Многие инженеры (мужчины и женщины) считают навыки межличностного общения, включая работу в команде, областью, где женщины более эффективны, чем мужчины.

Но не следует думать, что все женщины более экспрессивны, чем мужчины. Женщины инженеры, чтобы добиться успеха, должны, прежде всего, быть столь же компетентными в технических областях, что и мужчины. Допущение же о том, что женщины проявят больше интереса и больше сделают в инжиниринге, если задачи будут формулироваться в социо-технических терминах, оставляет интактным отождествление технологии и маскулинности.

Таким образом, дихотомия техническое/социальное предполагает следующее. Во-первых, эти две стороны обречены на то, чтобы быть взаимно исключающими. Во-вторых, инженеры мужчины как группа получают большое удовольствие и испытывают гордость от занятий техническими проблемами, что позволяет рассматривать инжиниринг в качестве мужской сферы деятельности. В-третьих, профессиональная подготовка инженеров, их самоидентификация и практика предполагают компетентность в своей технической дисциплине и игнорирование социальных знаний. В-четвертых, мужчины и женщины придерживаются разных стилей при решении проблем (с.764).

Собственные наблюдения автора противоречат этим положениям. В своем исследовании она обнаружила, что интерес к людям и интерес к технике вовсе не исключают друг друга. Вопреки стереотипным ожиданиям, как среди мужчин, так и среди женщин наблюдался примерно одинаковый спектр различных форм поведения. Мужчины несколько чаще говорили о том, насколько большое удовольствие им доставляет общение с компьютером; но и среди женщин была одна,

которая назвала себя "компьютерным фанатом". Как оказалось, все женщины в той или иной степени получали удовольствие от полной поглощенности технической проблемой; в свою очередь, все мужчины заботились о своих взаимоотношениях с другими людьми. Иначе и не может быть, поскольку, с одной стороны, никто не стал бы заниматься инжинирингом, если бы ему не нравилось решать технические задачи, а с другой, разработка нового продукта усилиями команды невозможна без сотрудничества и налаживания человеческих контактов.

Противопоставление интереса к технике и интереса к людям -единственное, которое испытуемые спонтанно связывали с гендерными различиями (с.767). Но, как показалось автору, их восприятие было в большей степени гендерно нагруженным, чем практика. Так, один из мужчин инженеров, принимавший участие в исследовании автора, явно гордился своим якобы неумением общаться с людьми, подчеркивая тем самым, насколько он хорош в технической сфере. Очевидно, что дихотомия интереса к людям и интереса к технике составляет часть его самоидентификации. Однако его автопортрет не совсем соответствует реальности: у него широкий круг общения, как на работе, так и вне нее, он и его семья активно интересуются музыкой и живописью (с.768).

В свою очередь, женщины в интервью часто преуменьшали свою поглощенность решением технологических задач. Тем не менее, все женщины демонстрировали ту же увлеченность техническим заданием, и такое же глубокое удовлетворение своими успехами, как и их коллеги мужчины. Тот факт, что гендерные различия более очевидны на уровне дискурса, чем в реальной практике, подтверждается многочисленными феминистскими исследованиями (с.768). Эти данные ставят под сомнение допущение о том, что категории быть "сосредоточенным на технологии" или "сосредоточенным на людях" взаимно исключают друг друга, по крайней мере, на практике.

Противопоставление "абстрактного" и "конкретного" часто используется в описаниях инженерной практики. В рамках инженерного образования, включая компьютерные науки, более высокий статус приписывается математическому и абстрактному подходу. И это несмотря на то, что, как хорошо известно, блестящими инженерами становятся вовсе не те, кто был лучшим в университете.

Дихотомия абстрактного/конкретного внутри инженерного дискурса тесно переплетается с противопоставлением рациональности и эмоциональности. Среди инженеров нетрудно обнаружить тех, кто ищет в математике и технике убежище от сложного мира человеческих взаимоотношений. Признаком проблем с эмоциональной стороной

жизни, испытываемых инженерами, может служить преклонение многих из них перед "прекрасной реальностью чистой математики", тогда как человек с его сложностью и непредсказуемостью рассматривается в качестве другой стороны медали, с которой, сожалению, приходится считаться. "Однако эмоциональная отстраненность формализованного подхода к решению проблем, которому учат в университете, явно противоречит эмоциональным драмам, которые описывают этнологи и журналисты, наблюдавшие за реальной работой инженеров" (с. 773).

Противопоставление рационального и эмоционального, особенно заметное в инженерной культуре, имеет непосредственное отношение к предполагаемым гендерным различиям. Маскулинности обычно приписывается "объективистская рациональность", связанная с эмоциональной отстраненностью и абстрактными (особенно математическими) подходами к решению проблем. Феминности же приписывается "субъективная рациональность", которая предполагает эмоциональную вовлеченность и целостные, эмпирические подходы к решению проблем. Тот факт, что в культуре инжиниринга отдается предпочтение предполагаемому маскулинному стилю отстраненной объективности, служит одной из главных препятствий для женщин, которые хотели бы работать в инжиниринге (774).

Разработчики программного обеспечения, которых

интервьюировала автор, выделяют два принципиально разных стиля решения проблем: "интеллектуальный", аналитический, идущий как бы "сверху вниз", и менее формализованный "экспериментальный", строящийся по типу проб и ошибок. Те, кто относится к первому типу, берут паузу на несколько дней и даже недель, чтобы подумать о возможном решении, а затем уже воплощают свой замысел. В отличие от этого, "экспериментаторы" сразу оправляются в лабораторию и начинают работать над новой программой. Первый подход более основательный и позволяет избежать проблем в дальнейшем, но он и занимает больше времени. Однако, как обнаружила автор, "хотя программисты (в силу полученной подготовки или личностных особенностей) могут тяготеть к тому или иному стилю, тем не менее, на практике они все используют различные комбинации этих стилей в зависимости от стоящей перед ними задачи" (с. 774).

Исследование автора показывает, что обе стороны дихотомии абстрактное/конкретное обязательно присутствуют в разработке программного обеспечения. В то же время, математический подход ценится больше, и соответственно реальное значение интерактивного, или экспериментального подхода занижается. Как сказала одна из

участниц исследования, никто не захочет признаться, что он "экспериментатор" (с.775).

Автор не обнаружила очевидных гендерных различий между теми, кто чаще демонстрирует формализованный, абстрактный стиль программирования и теми, кто отдает предпочтение интерактивному и экспериментальному подходу. Это происходит по одной простой причине - женщины, как и мужчины, высоко ценят и идентифицируют себя с логикой, а также абстрактными, математическими подходами к решению задач, что соответствует полученной ими подготовке. С ростом численности женщин в науке и инжиниринге символическая связь между маскулинностью и способностью абстрактно мыслить становится все более сомнительной. Опрос, проведенный автором, показал, что члены обследованной ею группы распространяют отождествление маскулинности и технологии лишь на те области, в которых инженеры непосредственно работают руками. Эти данные соответствуют значительному отставанию представительства женщин в области технического обеспечения по сравнению с программным обеспечением.

Таким образом, инженерная практика в действительности гораздо сложнее и противоречивее, чем предполагает ее дихотомический образ и риторика. Как показывает анализ литературы и собственное исследование автора, обе стороны бинарных оппозиций

(конкретное/абстрактное, специализированное/целостное,

техническое/социальное и пр.) присутствуют в инженерной практике. Более того, иерархические построения, отдающие предпочтение одному из аспектов инженерной деятельности, явно искажают реальную картину.

Неудивительно, отмечает автор в заключение, что феминистов очень занимают гендерные противопоставления и дуалистическая идеология. Они пытаются поставить под сомнение гендерные оппозиции по следующим причинам. Во-первых, как и все дихотомии, они имеют иерархический характер: мужское начало относится к доминирующей, а женское - к подчиненной стороне. Во-вторых, эти символические иерархии накладывают свой отпечаток и на повседневную практику: предполагаемые гендерные различия трансформируются в реальное гендерное неравенство. В-третьих, мужчины и женщины редко соответствуют гендерным стереотипам; существует огромное разнообразие внутри каждой из групп, и они в значительной степени пересекаются между собой.

Т. В. Виноградова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.