Научная статья на тему '2002. 02. 069. Папава В. Некроэкономика и посткоммунистическая трансформация экономики. Тбилиси, 2001. 42 с'

2002. 02. 069. Папава В. Некроэкономика и посткоммунистическая трансформация экономики. Тбилиси, 2001. 42 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кононкова Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 069. Папава В. Некроэкономика и посткоммунистическая трансформация экономики. Тбилиси, 2001. 42 с»

_2002.02.069. ПАПАВА В. НЕКРОЭКОНОМИКА И ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ. -Тбилиси, 2001. - 42 с.

В.Папава, член-корреспондент АН Грузии анализирует не изученные экономической теорией проблемы трансформирующихся экономик, связанные с труднопреодолимым наследием коммунистического прошлого.

Процесс посткоммунистических преобразований, по мнению автора, привел к возникновению непредвиденных проблем. Посткоммунистический переход от командной системы к рыночной содержит в себе такой новый феномен, как некроэкономика, который до сих пор не был объектом специальных исследований, так как никогда не выделялся в качестве самостоятельной части экономики.

Свержение коммунистического режима и крушение командной экономики фактически «оголили» экономику посткоммунистических стран за некоторым исключением (в частности, некоторых объектов гидроэнергетики, нефте- и газодобычи и первичной переработки сырья). Продукция, произведенная в этих странах, из-за ее низкого качества или (и) дороговизны оказалась неконкурентоспособной по сравнению с международными стандартами. Рынка для такой продукции «не существует и не может существовать». Поэтому часть экономики, в которой производится такая продукция, автор называет «некроэкономикой», что в переводе с греческого означает «мертвая» (с.26). Другую часть экономики он называет «жизнеспособной» или «витаэкономикой». Их отличие, по его мнению, состоит в том, что на продукцию витаэкономики спрос существует, а на продукцию некроэкономики его нет. Это означает, что некроэкономика исключает любой акт купли-продажи и не может стимулировать экономическое развитие страны.

Теоретически «мертвая» экономика не способна оказывать влияния на ее «живую» часть. В условиях развитой рыночной экономики именно так и происходит: неконкурентоспособное производство исчезает бесследно, не создавая проблем для остальных производств.

В посткоммунистических странах складывается совершенно иная ситуация. Здесь некроэкономика сформировалась на основе материально-технической базы бывшей командной экономики и оказывает существенное влияние на ее жизнеспособную часть. Утвердившиеся за многие десятилетия в недрах государства командной экономики правила и способы поведения предприятий, так называемые «рутины», вынуждают «мертвые» предприятия работать уже в

несуществующем режиме командной экономики. Их склады заполняются неконкурентной продукцией, а из-за принципиальной невозможности ее реализации у них накапливаются безнадежные долги государственному бюджету, социальным фондам, энергетическому сектору и другим предприятиям, в результате чего создается запутанная сеть взаимной задолженности предприятий.

Особое внимание автор обращает на механизм списания долгов, который является той закрепившейся «рутиной», которая периодически проявляется в посткоммунистических странах в различных вариантах «налоговой амнистии» и препятствует процессу естественного вытеснения некроэкономики (с.33).

При этом немаловажное значение придается анализу человеческого фактора в развитии экономических процессов. «Рутины», фактически воспроизводящие некроэкономику, обусловлены поведением индивидуума, сознание которого также находится в переходном состоянии. В.Папава считает, что тип человека, осуществляющего процесс посткоммунистической трансформации, не может полностью освободиться от государственной зависимости. Он представляет собой особую форму человека с коммунистическим прошлым, и это негативным образом сказывается на процессе рыночных преобразований.

В качестве примера приводятся так называемые «дельцы» бывшей командной экономики - директора предприятий, использовавшие в своем поведении элементы поведения рыночных предпринимателей. В большинстве своем они сумели сохранить места директоров в государственном секторе, а при их приватизации стали собственниками соответствующих предприятий. Автор называет их «постдельцами», поскольку они не могут окончательно трансформироваться в предпринимателей рыночной системы. В командной экономике они пользовались элементами рыночной системы, а в трансформирующейся экономике они активно применяют привычные элементы командной экономики. Именно «постдельцы» поддерживают некроэкономику как в государственном, так и в частном секторе, используя старые связи и влияние.

Придавая большое значение изучению этой части экономики, которая препятствует нормальному процессу рыночной трансформации, автор выявляет механизм решения проблемы «мертвых» предприятий и некроэкономики, который должен обеспечить повсеместное распространение рыночных принципов хозяйствования. Механизм уничтожения некроэкономики непосредственно связан с законодательством о банкротстве, которое не может быть общим для всех

стран с переходной экономикой. Законодательство о банкротстве разрабатывается для каждой конкретной страны с учетом действующих в ней институтов, а не копируется по западным меркам.

Н.П.Кононкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.